69 лет – такой срок был отмерен советской моде. Но с распадом СССР существовать она не перестала. Сегодня из неё делают культ, ей поклоняются, её пародируют, перекраивают и перешивают. Всё то, что люди принимали тогда за последний писк моды в Стране советов, на самом деле перекочевало к нам из Старого и Нового света. Сегодня в «Ретроспективе» Инказан показывает и рассказывает, как одевались казанцы в Советском союзе.
После революции, несмотря на сильное социальное расслоение и бедность основного населения императорской России, высшее сословие было избаловано европейской модой (её основные признаки – длинная драпированная юбка, завышенная талия, открытые плечи, френч, разнообразные мужские галстуки). Чтобы сравнять всех под одну гребенку, в новой стране запустили прозодежду (производственную одежду), иначе говоря – униформу. Народ носил её без особого энтузиазма, линия провалилась. И тогда было объявлено, что
Конечно, народ не сразу принялся скидывать одежду былой России. Чрезвычайная бедность учила людей быть бережливыми. Вещи того времени не отличались разнообразием форм, сегодня они известным нам благодаря характерному рисунку – матрасному тику.
Кстати, глубина выреза женского платья напрямую зависит от внешнеполитический связей.
В 50-ых годах для простых советских граждан работали толкучки. Иногда случались и импортные ярмарки, которые сбывали одежду западного производства – финскую, австрийскую, югославскую, итальянскую. Как бы сейчас сказали – люксовую. Купить такие вещи могли только люди узкого круга. К таким торговым точкам относилась и знаменитая «100-я секция ГУМа». Позже появилась закрытая сеть магазинов «Берёзка». Под таким исконно русским названием прятались тогдашние бутики, вход в которые был заказан. Там отоваривалась «внешка» – те, кто по долгу службы имел дело с заграницей.
До середины 20-го века считалось эстетически приемлемым занашивать вещь до дыр.
Начало 50-ых. Носить брюки женщинам разрешалось только во время занятий спортом или на стройплощадке |
В 59-м году тяжелый занавес Советского союза немного приподнялся и первым, кто осмелился сюда войти, был Диор. Триумфальный показ его коллекции настолько потряс Москву, что она до сих пор с ностальгией вспоминает то время. А ведь
Дом отдыха, 1956 год. Середина века - невероятное разнообразие принтов. Страна приходит в себя после войны, людям нужны краски в повседневной жизни. Эти сарафаны - исключительно советское изобретение |
Как и везде, законодательницей мод в СССР в то время становятся эстрада и экран. 70-ые года ознаменовались распространением забугорного стиля хиппи. Как альтернатива ему искусственно внедряется фольклорный стиль, но современенный, доработанный. Этакая этническая эклектика, идеологически правильная, партийно одобренная.
1959 год. Первые попытки шить костюмы по западным лекалам, которые привез Диор. Фасоны всё еще целомудренные, а на в Америке уже бушуют страсти по нарядам Мерилин Монро |
Когда век перевалил за половину, в моде появляются первые признаки послаблений. Если костюм 60-ых годов был цельным ансамблем, то костюм 70-ых годов становится сборной солянкой – вот вам и отечественные хипповые отголоски. Кстати, сегодняшние тенденции находятся на модном витке конца 60-ых годов. Именно тогда случился пик разнообразия форм и фасонов.
Когда Хрущев развенчал культ личности, творческая интеллигенция восприняла это как возможность самовыражения. Тиски ослабли. В моде второй половины 70-ых проявились две тенденции. С одной стороны умиротворенность происходящим в стране, с другой стороны – первые попытки гендерного обмена. Мужской костюм становится более мягким, появляются очертания фигуры, стирается строгость линий, мужчины начинают привыкать к повседневным украшениям – запонкам, платочкам, кольцам-печаткам. Но пока еще только – привыкать. Женщины напротив делают попытки носить строгие сорочки на манер мужских рубашек и классические брючные костюмы. Чем всё это закончится, мы, конечно, уже знаем. Но расскажем об этом во второй части ретроспективного репортажа о моде в СССР.