Петербург и Нева

 

IMG_5662

Утром мы были уже на Московском вокзале Петербурга, где в 9 часов у памятника Петру был назначен сбор группы для посадки в автобусы, отправления на экскурсию и дальнейшего трансфера на речной вокзал. Ждать пришлось долго, что, впрочем, логично: расчетная вместимость нашего теплохода - 272 человека, а рейс, который появился в продаже в апреле, был обречен на недогруз, но даже я не думал, что такой откровенный. 94 человека, если не ошибаюсь, это уж очень мало, но, видимо, 17-го числа теплоходу было очень нужно быть в Москве, а потому наш рейс отменен не был. В итоге группу на вокзале решено было разместить на двух автобусах, и двинулись мы только тогда, когда оба транспортных средства полностью заполнились.

Изначально планы у меня были грандиозные, в частности, я очень надеялся добраться до Новой Голландии. Для этого нужно было скинуть чемоданы в багаж одного из автобусов, чтобы встретить его уже на Речном вокзале. Но по не совсем объяснимым причинам я решил этого не делать, и в итоге мы двинулись на самую типовую обзорную экскурсию.

В июле прошлого года разница в обслуживании у двух отделений едва объединившегося "Водохода" была еще очень ощутимой. У Петербургского отделения рейсы стыкуются (т.к. главное направление - трех-дневки до Валаама), то есть в 8 утра теплоход приходит в Петербург, а уже в 8 вечера отправляется в следующий рейс. У москвичей удобнее, у них прибытие и отправление разнесены на два дня, то есть имеется возможность с самого утра приехать на теплоход и заселиться. Кроме того, московское отделение предлагает немалое число дополнительных экскурсий в пригороды, а я бы был непротив съездить в Царское Село или Павловск, но на этот раз мы были обречены ехать на обзорку.

Фотоаппарат рабочий на этот раз в мертвом состоянии почивал в чемодане, ему на смену пришла цифро-мыльница, видавшая еще Чехию с Эстонией, так что качество фотографий настолько позорное, что публиковать я их здесь не буду. Ладно бы еще место были мало-мальски интересные, так нет же. Съездили мы к собору Исаакия Далматского, на Стрелку, к Спасу-на-Крови, потом несколько часов походили по Петропавловской крепости (точнее, постояли в очередях всеевропейского масштаба у входа в собор), там я еще и мыльницу уронил на булыжники у берега Невы, так что далее в деле фотосъемки был совершенный ужас. Покормили нас (недурствено, прямо скажем, но на теплоходе потом было лучше) в ресторане гостиницы "Москва", после чего отвезли сначала к "Авроре", дальше - в Смольный, а потом забросили в Александро-Невскую лавру. Там силы кончились окончательно, и вести о том, что экскурсия завершена, и мы едем на Речной вокзал, была воспринята со всеобщим воодушевлением.

Последние метры по Большому Обуховскому были, наверное, самыми счастливыми моментами дня. У причалов речного вокзала (именно старого, потому что с прошлого года в Уткиной Заводи остались квартировать только теплоходы иностранной линии) стояли "Белинский" с печально известным "Суворовым" под парами перед отходом кто на Валаам, а кто в Кижи, там же присутствовали наш будущий спутник "Гагарин" и интуристический "Лавриненков". На третьем причале у борта "Кронштадта" нас встречали хлебом-солью, фотографий нет, потому что были чемоданы, но традиция добрая и радует. Ключи от каюты нам дали быстро, благо народу немного, так что мы успели не только разместиться в каюте, но и сходить сначала в душ, а потом в магазин на берег. Каюту как-то отснять не догадался, что в тот день (когда она еще целинная), что в последующие, ровно как и не сохранилось фотографий теплохода, снятого еще до начала плавания, в Петербурге (ничего, будет на следующий день).

Фотографическое повествование начну с момента отплытия, на верхней палубе (верный друг уже успел зарядиться). Без четверти восемь голос теплохода-вещатель-методист-экскурсовод по маршруту пригласила всех наверх для прощания с Северной Столицей.

IMG_5609

Гостиница на Речном, как видно, еще жива, но в следующий раз мне ее вряд ли доведется увидеть

IMG_5613

Традиционный запуск гелиевых шариков с загадыванием желаний не сложился: погруженный на теплоход в Москве 5 круизов назад баллон с гелием неожиданно оказался пустым после нескольких заполненных шариков, так что нам было предложено, загадав желание, со всей силы выбросить свои шарики за борт. Да и не суть важно. Под "Прощание славянки" "Кронштадт" отошел от третьего причала и пошел вверх по Неве.

IMG_5616

Сразу после отплытия мы отправились в конференц-зал, где нам были представлены офицеры теплохода "Кронштадт" во главе с капитаном Михаилом Александровичем Сагалаевым и руководители всех пассажирских служб корабля во главе с директором круиза Викторией Слобожаниновой. Сразу после официального мероприятия пришло время выйти на открытые палубы - наблюдать проход под Большим Обуховским мостом.

IMG_5617

IMG_5620

IMG_5622

IMG_5624

Через полчаса после отплытия была проведена учебная тревога. Ее формат, к сожалению, остался прежним - зато проведена она была не на третий день круиза, как это часто случается на московских теплоходах, а сразу после отплытия. Туристы у нас попались уж очень бывалые: ответственный за главную палубу член экипажа засвидетельствовал, что абсолютно у всех жилеты были одеты правильно. Учения прошли быстро - я даже камеру достать не успел. Никаких дальнейших рекомендаций вроде "куда бежать" и "что делать" дано не было, хотя это, конечно, не помешало бы.

В девять часов вечера (это был самый поздний ужин за весь круиз) нас пригласили в ресторан. Пассажиров на теплоходе было мало, так что питание было организовано только в ресторане "Ладога" на средней палубе, а бар-ресторан на шлюпочной оставался незадействованным. Среди местных пассажиров (шлюпочная палуба - вообще элитный клуб) быстро нашлись недовольные, но обслуживать два ресторана при загрузке в 94 человека - это уже откровенный перебор. С местами вообще не было никаких проблем: были задействованы только шестиместные столы у окон и четырехместные в кормовой части ресторана.

К собственно питанию у меня тоже нет и не может быть никаких претензий. Даже самые придирчивые наши попутчики отзывались о работе поваров только в превосходных тонах, хотя в целом отдельные персонажи (опытные в круизном плане москвичи были в подавляющем большинстве) не упускали случая поругать петербургское отделение. Блюда всегда очень вкусными, достаточно большими и красиво оформленными (в то же время без лишних перегибов). Несколько раз помимо выбранных блюд нам подавали еще и "подарок" от шеф-повара - какое-нибудь красивое и оригинальное блюдо. Десерты - отдельная песня: даже под обычным названием "мороженое" могло скрываться что-то особенное и неповторимое, а больше всего мне понравился сбитень со свежайшим тульским пряником. Обслуживание в ресторане шло молниеносно, что, впрочем, объяснимо, новые блюда появлялись на столе еще до того, как мы успевали закончить предыдущие. Ни о каких получасовых ожиданиях и остывшей еде не шло и речи. На обед или ужин у нас редко уходило больше часа при очень небольших энергозатратах. Вообще на теплоходе ресторан должен быть с обслуживанием по заказной системе, шведский стол - в большой степени зло, но об этом отдельная речь припасена.

Пока же - виды Невы, наверное, самой насыщенной достопримечательностями реки на маршруте. Правда, надо знать, где их искать, а иначе будут попадаться только пасторальные картины яхт-клубов и коттеджных поселков

IMG_5625

Сама по себе Нева - река как река, только очень быстрая и полноводная. Вот эта фотография сделана в районе Отрадного, где скорость течения под 12 км/ч, а мы на полных оборотах машины шли против течения примерно с такой же скоростью.

IMG_5630

IMG_5633

Мое самое любимое место - носовая площадка на шлюпочной палубе - снизу выглядит так

IMG_5639

Нева, конечно, река далеко не самая красивая, но медленный закат определенно добавляет ей некоторой изысканности

IMG_5640

IMG_5647

IMG_5644

Качество посредственно, зато для иллюстрации течения подходит неплохо

IMG_5645

На корме же в это время вот так - это день траура по погибшим от наводения в Крымске

IMG_5652

Тем временем, Кузьминский разводной мост. На Неве он самый низкий, не считая мостов в самом Петербурге, так что перед проходом под ним становится немного жутковато, зазор там остается очень небольшой.

IMG_5660

IMG_5662

IMG_5663

IMG_5665

Когда стало совсем смеркатся, виды берегов сменились просто красивыми речными пейзажами - облаками - отражениями

IMG_5671

IMG_5673

IMG_5688

IMG_5698

В 11 часов проходим Ладожский мост. За три часа мы прошли почти всю Неву (точнее, ту ее часть, что заключена между истоком и речным вокзалом Петербурга)

IMG_5704

IMG_5705

Очень скоро проходим храмовый комплекс в Шлиссельбурге

IMG_5721

Сразу за ним - шлюзы Староладожского канала

IMG_5725

Экскурсовод по маршруту продлила в тот день вещание до половины 12-го и пригласила всех желающих на открытые палубы лицезреть выход в Ладожское озеро. Собственно, у нас любителей заранее выбираться наверх с многоэтажной фототехникой и без того было немало (это так сложилось: обычно количество любителей фотосъемки растет пропорционально общему числу туристов, а у нас их было неестественно много, за что опять же нужно сказать спасибо нетривиальному маршруту)

IMG_5727

Вот и показалась крепость Орешек на Ореховом острове в самом истоке Невы

IMG_5731

IMG_5733

IMG_5739

IMG_5741

IMG_5748

Мрачные стены тают в темноте, а крупнейшее озеро Европы встречает мертвым штилем и легким прохладным ветром. Нева остается за кормой. Следующие два дня нам предстоит провести на Ладоге

К оглавлению