Горный парк Рускеала

 

IMG_6892

От Сортавала до местечка Рускеала, где находится довольно известный горный парк - полчаса пути по противоречивой дороге. С одной стороны, ее качество настойчиво требует желать лучшего, а с другой - неровности покрытия компенсируются живописными неровностями земной поверхности. Рельеф северного Приладожья фантастически пересеченный, постоянные холмы, кряжи, гористые уступы, валуны по сторонам. Мелькают зеленые луга, автобус нещадно быстро проносится над искрящимися горными речками. Не покидает ощущения, что настолько красиво быть просто не может, но карельские виды поминутно доказывают обратное. Наконец, слева остаются Рускеальские водопады на речке Тохмайоки - там мы должны остановиться на оборатном пути - а уже через несколько минут мы были на месте.

IMG_6782

На входе в горный парк встречает неимоверно яркое солнце и, что гораздо заметнее, огромные лужи в каких-то чрезмерных количествах. У автобуса нас встречают наши же туристы с "Кронштадта", все насквозь промокшие, и излагают свою печальную историю без лишних расспросов: первая группа едва закончила осмотр водопадов и вышла на маршрут в Горном парке, как разразился чудовищной силы ливень. Покрытые щебнем дорожки в парке мигом превратились в пенные потоки, сверкают молнии, льет как из ведра, посыпал град, и все в таком же духе. Самое интересное, что штатный теплоходный фотограф, он же второй штурман, проявил при разгуле стихии недюжинную стойкость и продолжал снимать спасающихся от дождя туристов на видеокамеру (эти ролики потом расходились на ура). Так они с горем поплам добрались до конца тропы, дождь тут же стих, вышло солнце и приехала вторая экскурсионная группа. Бывает.

Мы, конечно, посочувствовали своим предшественникам, познакомились с таким же промокшим местным экскурсоводом и вышли на экскурсионную тропу.
IMG_6778

IMG_6789

Как раз распогодилось, красота, вот только солнца оказалось слишком много, и фотографии с самых красивых точек у меня непоправимо испорчены. Это и печально, и повод вернуться. В общем-то, Рускеала была местом номер 1, ради которого мы вообще отправились в это путешествие. Горный парк в Рускеале, хоть и пришелся он на третий день плавания, подразумевался как его бесспорная кульминация. Да, мы в Карелии. 11 километров до Финляндии. Север во всем своем великолепии, пусть и солнца здесь могло бы быть поменьше. Но он все равно прекрасен.

Больше всего в Рускеала поражает то, что местный ландшафт практически полностью - творение рук человека. Что уж поделать, обычно я подобных вещей избегаю, но здесь - маленький исторический экскурс. Как Рускеала до такого докатился.
Началось все с внушительной жилы, залежей высококачественного и высокоэстетичного сердобольского гранита. С 1769 года здесь, в Рускеала, добывали мрамор для строительства дворцов и соборов Санкт-Петербурга. Мрамор добывался вручную, а огромные глыбы поднимали зимой по пологому склону наверх, грузили на сани и везли их сначала по снегу до Сердобля (он же Сортавала), а потом - по льду Ладоги и Невы в Северную столицу. После того, как Александр I подарил Старофинляндию Великому княжеству Финляндскому, работы на некоторое время прекратились, но во второй половине XIX века здесь вновь закипела работа. Финнам нужна была в больших количествах качественная известь. Старинные ломки постепенно объединились в большой карьер глубиной в 60 метров, в который выходили некоторые подземные горизонты из обширной системы шахт, а на его дне образовались огромные подземные залы. По пологому склону каменоломни вниз вела железная дорога, а в самые глубокие горизонты вели вертикальные шахты (все это сохранилось и открыто для посещения, только туристов туда не водят). В примыкающей к карьеру низине выросли огромные трубы известкового завода, неплохо сохранившегося до наших дней. Когда в 1939 году финнов в грубой форме попросили освободить территорию, они сгоряча пустили в карьер воды реки Тохмайоки. Современные дайверы должны сказать им за это спасибо - под водой оказались подземные горизонты, штольни и залы карьера, железная дорога вместе с паровозом, горняцкое оборудование. Дно карьера оказалось на глубине 25 метров, он превратился в озеро, откачать воду из которого не представляется возможным. Зато теперь это место необыкновенно красиво.

IMG_6794

Туристическая тропа проложена вокруг самого большого и живописного мраморного карьера. Помимо этого в горном парке есть еще два карьера поменьше, горное водохранилище, сохранившиеся постройки известкового завода и даже один действующий карьер, скрытый за отвалами. Главная тропа очень неплохо облагорожена, справедливо принимает заметный турпоток (на парковке стоят автобусы с петербургскими, прибалтийскими и финскими номерами). Другие части парка, видимо, менее популярны, или же на любителя: кто-то захочет полазать по заводу, кто-то - спуститься в "провал" над заброшенной штольней. Из более цивилизованных методов познания парка - катание по озеру в главном карьере на лодке или полет над ним на тарзанке (вот этого я бы делать не стал). Во всяком случае, парк красив со всех сторон, что уж говорить о зиме, когда включается подсветка мраморных утесов и можно выйти на лед карьера...

IMG_6799

IMG_6805

IMG_6820

Противоположная, отвесная стена карьера стичается его самой красивой достопримечательностью, но достойных снимков у меня из-за солнца в лоб как-то совсем не получилось. У окончания карьера находится открытая для посещения штольня. Штолен в этом месте две, они расположены как бы в двух ярусах, а вертикальная шахта проходит через обе штольни.

IMG_6835

IMG_6836

Цивилизованный проход в штольню оказался затоплен, так что пришлось обходить его по промокшим скалам. Мы проходим только в верхнюю штольню, которая залегает не так уж глубоко под поверхностью. Нижняя штольня, которая выходит на дно главного карьера, сейчас затоплена.

IMG_6838

IMG_6840

Место очень приятное, особенно в жаркий день. Низкие мраморные своды, свисают отдельные глыбы, капает вода, свежо и прохладно. на уровне нижней щтольни иногда до середины июня лежит лед

IMG_6853

Вид с мостика по шахте вниз не удался, но общее представление дает

IMG_6850

IMG_6855

Из штольни выходим уже по другой дорожке. Обратный путь проходит по другой стороне карьера, над его отвесной стеной. Но теперь солнце светит в спину, да и в целом виды противоположной стороны карьера немногим хуже. Вдоль тропинки - причудливые нагромождения камней, по кромке обрыва растут деревья, с обзорных точек виден и знаменитый мраморный грот - свод одного из подземных залов. На лодке вглубь грота можно заплыть на 20 метров.

IMG_6863

А тут признаюсь - нарушал, иначе фотографий ниже вообще бы не было. Вроде бы живой. К тому же, виды с окультуренной тропинки совсем уж ущербные.

IMG_6859

Зато за ограждениями обычно начинается самое красивое

IMG_6866

IMG_6874

IMG_6878

IMG_6883

Вид вдоль отвесного берега

IMG_6889

И в другую сторону - на мраморный грот

IMG_6892

Генеральная панорама Рускеальского мраморного карьера

IMG_6913

IMG_6919

"Чертов мост". Чтобы к нему подобраться, нужно выйти за ограждение метров на десять

IMG_6923

Не очень люблю верткальные фотографии, но здесь уж без них никак не обойтись

IMG_6926

IMG_6927

IMG_6932

IMG_6938

На этом круговой маршрут завершается. После этого мы минут сорок проторчали на парковке, поскольку наш автобус не мог выехать за нами из Сортавала из-за аварии на единственной дороге. За это время успели бы и на лодке покататься, но туда нас отчаянно не пускали экскурсоводы. Что ж, подождали, дождались, в итоге выехали из Рускеала с получасовым опозданием и ни на какие Рускеальские водопады вообще не попали. Вот парадокс: вторая группа сухая, но без водопадов, первая - с водопадами, но мокрая.

На обратном пути сделал три фотографии сомнительного качества. Видимо, хотелось снять что-то красивое, так что прикрепляю те, где обошлось без случайных столбов и огородов.

IMG_6939

IMG_6943

Из-за водопадов я откровенно расстроился, погода в Сортавала была под стать настроению. Набежали тяжелые тучи, даже в тихих шхерах наш "Меридиан" заметно покачивало.

IMG_6945

IMG_6946

IMG_6949

IMG_6956

"Кронштадт" дождался нас на Сортавальском рейде. Его как никогда приятно видеть: сегодня был тяжелый день

IMG_6962

С рейда уходили за несколько минут до приглашения на ужин. Ладога понемногу волновалась, поднялся тяжелый, сильный ветер. На корме было очень непроосто стоять, но мы же прощались с Сортавала и Старофинляндией, так что можно и потерепеть.

IMG_6970

Странная это идея - 6 часов стоянки в городе, который можно однозначно считать воротами северного Приладожья. Мы уходим отсюда, уходим на устье Свири. В этот раз мы увидели совсем, безнадежно мало, но если есть желание вернуться - значит, что-то в Сортавала зацепило. На следующий раз откладываем и нормальный осмотр Сортавала, и Дачу Винтера, и бывшую усадьбу Яяскеляйнена в Кирьявалахти, где в Доме композиторов Александр Колкер написал слова своей незабвенной песни.



В каждом краю оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края?!


К оглавлению