Прежде чем говорить о Волго-балте, нельзя не упомянуть и Онежское озеро - по
нему мы шли добрых шесть часов после отхода из Кижей. Сначала это были Кижские
шхеры, пришедшиеся на время обеда, потом - озерные просторы. Сразу после выхода
в открытую Онегу мы разошлись с "Викинг Трувором" - он идет в Кижи, поливать
дождем заграничных туристов
Онежское озеро в этот раз запомнилось именно таким: на редкость спокойным,
темно-серебристым под мрачными тучами.
То
идет дождь, то опять выходит солнце. Часа три берегов не было видно вообще, так
что речной круиз приобрел определенную черту морского, его характеристику: на
палубах во время переходов банально скучно. Внутри, правда, оказалось ненамного
веселее. На экскурсию в ходовую рубку я сходил, а вот на развлекательную
программу никакого желания идти не было. К счастью, часы перехода пролетели
быстро, и уже вскоре мы подошли к северному входу в Волго-Балтийский судоходный
канал. Здесь и солнце окончательно зашло, нависли тучи и тишина. Так выглядит
затишье перед бурей
Сбавив ход, мы входим в канал. "Кронштадту" предстоит пройти Волго-Балт целиком:
от Онежского озера до Череповца в устье Шексны. Сначала - подъем в цепочке из
шести шлюзов на водораздел, на 70 метров над уровнем Онеги. На этом участке
канала (ему и соответствует этот пост) мы будем подниматься в шлюзах Балтийского
склона, проходить гидроузлы на реке Вытегре (начало канала - это и есть устье
Вытегры). Ударение в названии - на "ы". Впрочем, от Вытегры здесь осталось
только название, но об этом я тоже напишу отдельно, как-нибудь
в другой раз.
От
входа в канал до шлюза номер 1 в городе Вытегре - 14 километров пути среди низин
и болот. На редкость печальное место, а здесь еще и погода под стать.
Что
добавляет Волго-Балту разнообразия - так это встречный и попутный флот.Первая
единица выглядит вполне прилично
Но
вот она проходит - и вновь мы плетемся (скорость ограничена, кажется, то ли 7,
то ли 10 километрами в час) посреди мокрой равнины
Единственная фото достопримечательность - вот этот щит, отмечающий начало
обводного Онежского канала (канал ведет вдоль берега Онеги до истока Свири и
предназначен для маломерных судов). Табличка на вид вполне дореволюционная, но с
подвохом: по правилам дореволюционной орфографии нужно не только тупо ставить
твердые знаки в конце слов, но еще и писать слово "онежский" как "онежскiй". Так
что обманка
Вскоре после него начинаются депрессивные открытые склады лесопильной Вытегры,
теплоходы-лесовозы, потертые номерные и именные "Волго-Балты" и "Волгонефти" на
рейде, которые тут иногда целыми днями дожидаются своей очереди на шлюзование.
Это мы, пассажиры, идем без очереди - грузовикам пропускной способности канала
откровенно не хватае
Если
пассажирский флот давно избавился от устаревших названий вроде "Советская
Конституция", "Советская Россия" или "XX съезд КПСС", то среди усталых
грузовичков унылой наружности еще встречаются такие раритеты
Весь свежепостроенный флот (а его на порядок больше, чем принято думать) идет
работать на юга, на нефтеносный Волго-Дон, который уже трещит по швам от новых
крупногабаритных сухогрузов и танкеров. Здесь, на севере, старым трудягам замены
пока нет
До
первого шлюза мы добрались уже во время ужина, а входили в него при почти
нулевой видимости. Думаю, понятно, во что вылилась вот эта туча
После
тучи на палубу я вышел в тот момент, как мы проходили речной вокзал Вытегры.
Наши
матросы почему-то не удосужились ни согнать воду с палуб, ни хотя бы протереть
палубные ограждения. В итоге ходить по палубам стало опасно, опереться оказалось
не на что. Сидеть на палубной мебели скучно, но что поделать? Да и берега вокруг
особой живописностью не радуют. От великолепной долины Вытегры, запечатленной
еще Прокудиным-Горским, не осталось буквально ничего. До этого, надеюсь, тоже
как-нибудь руки дойдут - сделать небольшое фото сравнение участков бывшей
Мариинской системы и нового Волго-Балта.
Пока
же я могу заключить, что Мариинская система при всей своей устарелости была
образцовым ландшафтным гидротехническим сооружением. То есть она не уродовала
ландшафт, что неминуемо делает почти любой канал или водохранилище, а украшала
его, вписывалась каждой планкой.
А
Волго-Балт в тот день выглядел ну совершенно холодным, мокрым, сырым и
неприветливым.
Из
виденных мною каналов Волго-Балт определенно наиболее депрессивный (думаю, не
нужно отдельно уточнять, что я вкладываю в это понятие - и так смысл на
поверхности. Здесь так и вертится на языке слово "унылый". Думаю, дело не только
в погоде. Он по всей своей сути унылый, как, впрочем, любое наслоение Русского
Севера советской эпохи. На Севере многие вещи ландшафтны, пусть это и не везде
так очевидно, как в Кижах. Но здесь - не тот случай. Вот Сибири к лицу суровые
советские железнодорожные вокзалы, а на Севере они уродливы. В случае с
Волго-Балтом отношение проектировщиков к природе и архитектуре (и их
комбинациям) вышло каким-то совсем наплевательским. Уныло это все
Между
тем, мы подходим к Белоусовскому гидроузлу. Впереди - шлюз номер 2, который
поднимает нас еще на десять с небольшим метров
В
шлюзах Волго-Балта приходит такая тоска и апатия, что хочется просто выбросить
фотоаппарат за борт, уйти и запереться в своей каюте.
Шампунь пошел - поднимаемся. Это вам не мягкие и плавные свирские шлюзы - здесь,
на Волго-Балте, экономили абсолютно на всем. Вода здесь просто подается под
поднятым затвором, пенится, раскачивает теплоход. Здесь полно комаров и пахнет
застоем. Сегодня это предстоит повторить еще четыре раза, а каждое шлюзование -
это минут 20 швартовки, 10 минут шлюзования, потом еще минут 10 на то, чтобы
выйти из камеры. А за одной камерой - следующая, потом еще, главное - дождаться
Солнце выглянуло на минуту - да такое, что лучше бы вообще не выходило. В этом
месте как раз не хватает только холодного, блеклого заката. Если я где-нибудь в
художественном тексте прочту нечто вроде "дождь стучал по крышам грустных
трущоб, завывал ветер, холод разливался внутри прохудившейся лачуги, вцепившись
в испуганный огонек жалкой печки в углу" - это еще ничего. А вот "низкое солнце
тусклого заката ползло по бетонным башням шлюзов Волго-Балта" - это на самом
деле страшная вещь. Даже фотографию крепить не буду, лучше сразу следующая:
разводной мост освобождает нам путь, ворота опускаются, вот-вот мы выйдем из
камеры и продолжим путь дальше.
Полчаса свежего отсыревшего воздуха на белоусовском водохранилище - и нате еще
разок. Шлюз номер 3
Он
неоспоримо самый депрессивный на всем канале. Это ж надо еще поискать такие
облупившиеся бетонные блоки с черными швами на шлюзовых башнях. Но этот шлюз я
еще вытерпел, разговорившись на палубе с одним из попутчиков. Время - 11 часов.
Впервые в круизе мне захотелось спать, хотя впереди еще поджидает зрелище, или,
точнее, испытание не для слабонервных
А
дело в том, что мы входим в Новинкинскую лестницу шлюзов. Три абсолютно
одинаковых шлюза подряд, на расстоянии километра друг от друга. Прохождение
лестницы целиком занимает часа 2-3. Впереди еще шлюзы номер 4 и номер 5. До них
- новенькая освещенная швартовная стенка
Шлюз
номер 4. Я все
До
глубокой ночи мы продолжали проходить шлюзы Балтийского склона. Потом, наверное,
уже в полной темноте, разбавленной только зарей белой ночи, шлю по узкому
водораздельному каналу, перейдя из бассейна Невы в бассейн Волги. И все это -
Волго-Балт. Утром нас ждала Ковжа и Белое озеро.
К оглавлению |