Балтийский склон Волго-Балта

 

IMG_7605

Прежде чем говорить о Волго-балте, нельзя не упомянуть и Онежское озеро - по нему мы шли добрых шесть часов после отхода из Кижей. Сначала это были Кижские шхеры, пришедшиеся на время обеда, потом - озерные просторы. Сразу после выхода в открытую Онегу мы разошлись с "Викинг Трувором" - он идет в Кижи, поливать дождем заграничных туристов

IMG_7506

IMG_7508

Онежское озеро в этот раз запомнилось именно таким: на редкость спокойным, темно-серебристым под мрачными тучами.

IMG_7514

То идет дождь, то опять выходит солнце. Часа три берегов не было видно вообще, так что речной круиз приобрел определенную черту морского, его характеристику: на палубах во время переходов банально скучно. Внутри, правда, оказалось ненамного веселее. На экскурсию в ходовую рубку я сходил, а вот на развлекательную программу никакого желания идти не было. К счастью, часы перехода пролетели быстро, и уже вскоре мы подошли к северному входу в Волго-Балтийский судоходный канал. Здесь и солнце окончательно зашло, нависли тучи и тишина. Так выглядит затишье перед бурей

IMG_7517

Сбавив ход, мы входим в канал. "Кронштадту" предстоит пройти Волго-Балт целиком: от Онежского озера до Череповца в устье Шексны. Сначала - подъем в цепочке из шести шлюзов на водораздел, на 70 метров над уровнем Онеги. На этом участке канала (ему и соответствует этот пост) мы будем подниматься в шлюзах Балтийского склона, проходить гидроузлы на реке Вытегре (начало канала - это и есть устье Вытегры). Ударение в названии - на "ы". Впрочем, от Вытегры здесь осталось только название, но об этом я тоже напишу отдельно, как-нибудь в другой раз.

От входа в канал до шлюза номер 1 в городе Вытегре - 14 километров пути среди низин и болот. На редкость печальное место, а здесь еще и погода под стать.

IMG_7529

Что добавляет Волго-Балту разнообразия - так это встречный и попутный флот.Первая единица выглядит вполне прилично

IMG_7533

Но вот она проходит - и вновь мы плетемся (скорость ограничена, кажется, то ли 7, то ли 10 километрами в час) посреди мокрой равнины

IMG_7542

Единственная фото достопримечательность - вот этот щит, отмечающий начало обводного Онежского канала (канал ведет вдоль берега Онеги до истока Свири и предназначен для маломерных судов). Табличка на вид вполне дореволюционная, но с подвохом: по правилам дореволюционной орфографии нужно не только тупо ставить твердые знаки в конце слов, но еще и писать слово "онежский" как "онежскiй". Так что обманка

IMG_7539

Вскоре после него начинаются депрессивные открытые склады лесопильной Вытегры, теплоходы-лесовозы, потертые номерные и именные "Волго-Балты" и "Волгонефти" на рейде, которые тут иногда целыми днями дожидаются своей очереди на шлюзование. Это мы, пассажиры, идем без очереди - грузовикам пропускной способности канала откровенно не хватае

IMG_7560

IMG_7561

IMG_7547

Если пассажирский флот давно избавился от устаревших названий вроде "Советская Конституция", "Советская Россия" или "XX съезд КПСС", то среди усталых грузовичков унылой наружности еще встречаются такие раритеты

IMG_7548

Весь свежепостроенный флот (а его на порядок больше, чем принято думать) идет работать на юга, на нефтеносный Волго-Дон, который уже трещит по швам от новых крупногабаритных сухогрузов и танкеров. Здесь, на севере, старым трудягам замены пока нет

IMG_7557

До первого шлюза мы добрались уже во время ужина, а входили в него при почти нулевой видимости. Думаю, понятно, во что вылилась вот эта туча

IMG_7563

После тучи на палубу я вышел в тот момент, как мы проходили речной вокзал Вытегры.

IMG_7571

Наши матросы почему-то не удосужились ни согнать воду с палуб, ни хотя бы протереть палубные ограждения. В итоге ходить по палубам стало опасно, опереться оказалось не на что. Сидеть на палубной мебели скучно, но что поделать? Да и берега вокруг особой живописностью не радуют. От великолепной долины Вытегры, запечатленной еще Прокудиным-Горским, не осталось буквально ничего. До этого, надеюсь, тоже как-нибудь руки дойдут - сделать небольшое фото сравнение участков бывшей Мариинской системы и нового Волго-Балта.

Пока же я могу заключить, что Мариинская система при всей своей устарелости была образцовым ландшафтным гидротехническим сооружением. То есть она не уродовала ландшафт, что неминуемо делает почти любой канал или водохранилище, а украшала его, вписывалась каждой планкой.

А Волго-Балт в тот день выглядел ну совершенно холодным, мокрым, сырым и неприветливым.

IMG_7572

Из виденных мною каналов Волго-Балт определенно наиболее депрессивный (думаю, не нужно отдельно уточнять, что я вкладываю в это понятие - и так смысл на поверхности. Здесь так и вертится на языке слово "унылый". Думаю, дело не только в погоде. Он по всей своей сути унылый, как, впрочем, любое наслоение Русского Севера советской эпохи. На Севере многие вещи ландшафтны, пусть это и не везде так очевидно, как в Кижах. Но здесь - не тот случай. Вот Сибири к лицу суровые советские железнодорожные вокзалы, а на Севере они уродливы. В случае с Волго-Балтом отношение проектировщиков к природе и архитектуре (и их комбинациям) вышло каким-то совсем наплевательским. Уныло это все

IMG_7575

Между тем, мы подходим к Белоусовскому гидроузлу. Впереди - шлюз номер 2, который поднимает нас еще на десять с небольшим метров

IMG_7586

IMG_7587

IMG_7593

В шлюзах Волго-Балта приходит такая тоска и апатия, что хочется просто выбросить фотоаппарат за борт, уйти и запереться в своей каюте.

IMG_7606

Шампунь пошел - поднимаемся. Это вам не мягкие и плавные свирские шлюзы - здесь, на Волго-Балте, экономили абсолютно на всем. Вода здесь просто подается под поднятым затвором, пенится, раскачивает теплоход. Здесь полно комаров и пахнет застоем. Сегодня это предстоит повторить еще четыре раза, а каждое шлюзование - это минут 20 швартовки, 10 минут шлюзования, потом еще минут 10 на то, чтобы выйти из камеры. А за одной камерой - следующая, потом еще, главное - дождаться

IMG_7615

Солнце выглянуло на минуту - да такое, что лучше бы вообще не выходило. В этом месте как раз не хватает только холодного, блеклого заката. Если я где-нибудь в художественном тексте прочту нечто вроде "дождь стучал по крышам грустных трущоб, завывал ветер, холод разливался внутри прохудившейся лачуги, вцепившись в испуганный огонек жалкой печки в углу" - это еще ничего. А вот "низкое солнце тусклого заката ползло по бетонным башням шлюзов Волго-Балта" - это на самом деле страшная вещь. Даже фотографию крепить не буду, лучше сразу следующая: разводной мост освобождает нам путь, ворота опускаются, вот-вот мы выйдем из камеры и продолжим путь дальше.

IMG_7621

IMG_7626

Полчаса свежего отсыревшего воздуха на белоусовском водохранилище - и нате еще разок. Шлюз номер 3

IMG_7628

Он неоспоримо самый депрессивный на всем канале. Это ж надо еще поискать такие облупившиеся бетонные блоки с черными швами на шлюзовых башнях. Но этот шлюз я еще вытерпел, разговорившись на палубе с одним из попутчиков. Время - 11 часов. Впервые в круизе мне захотелось спать, хотя впереди еще поджидает зрелище, или, точнее, испытание не для слабонервных

IMG_7631

А дело в том, что мы входим в Новинкинскую лестницу шлюзов. Три абсолютно одинаковых шлюза подряд, на расстоянии километра друг от друга. Прохождение лестницы целиком занимает часа 2-3. Впереди еще шлюзы номер 4 и номер 5. До них - новенькая освещенная швартовная стенка

IMG_7635

IMG_7637

Шлюз номер 4. Я все

IMG_7640

До глубокой ночи мы продолжали проходить шлюзы Балтийского склона. Потом, наверное, уже в полной темноте, разбавленной только зарей белой ночи, шлю по узкому водораздельному каналу, перейдя из бассейна Невы в бассейн Волги. И все это - Волго-Балт. Утром нас ждала Ковжа и Белое озеро.

К оглавлению