По Каналу имени Москвы

 

IMG_9396

Начало водного пути на Север из Москвы - это непременно дорога по Каналу, носящему имя столицы. В сети о нем можно найти солидный объем информации, которую, впрочем, стоит аккуратно "фильтровать" - уж слишком эта тема дискуссионная и неоднозначная. Про себя скажу, что знакомство с историей Канала, с тем, как он работал и работает, что представляет собой в инженерном и тем более архитектурном отношении, стало потрясающим впечатлением. Теперь для меня эти 128 километров канала, которые привели волжские воды в Москву и проложили к столице водную дорогу, благодаря которой все наше путешествие вообще стало возможным - это нечто большее, чем просто 128 километров гидротехнического сооружения.

Северный Речной вокзал - как отражение всего того, что пришлось на долю Канала за 76 лет его жизни, ровно как и его нынешней действительности. Возведенный как торжественный памятник советской власти, а ныне незаслуженно забытый. Построенный в чистом поле как проводник жизни в эти тихие края, а ныне оказавшийся мало кому нужным среди густо разросшейся округи. Весь - из какой-то другой жизни, необратимо ушедшей в историю.

И даже при этом - донельзя романтичное место, которое неизменно вызывает благоговейный трепет и восхищение своей запущенной красотой.

IMG_9269

Мы проходим по Каналу 121 километр - от Северного Речного вокзала до истока у Иваньковского гидроузла на Волге в городе Дубне. Из нескольких "ниток" движения по каналу (а пассажирские теплоходы проходят цепочку шлюзов по отработанному графику) мы идем по одной из самых ранних, что, впрочем, не позволяет пройти весь канал в светлое время суток. В среднем канал проходится за 12-14 часов, но все самое интересное на берегах приходится на первые из них - сразу после отплытия из речных ворот Москвы.
"Радищев" отправляется в двухнедельный путь в соответствии с заведенным церемониалом, приводимым в исполнение на верхней палубе: непременная вступительная речь судовых властей, шампанское и запуск шариков в момент отхода от причала под бессмертное "Прощание славянки"

IMG_9271

IMG_9277

Поэтому первые объекты на канале - мосты Ленинградского шоссе и МКАД - мы пропускаем по уважительной причине. Сразу по завершении торжественной части теплоход минует Химки, расположившиеся на правом берегу канала; для нас они остаются слева, но мы и идем против течения - пусть номинально, но установленного по направлению от Волги к Москве. Прямо на берегу - местный Баскет-холл и футбольная Арена-Химки, который сейчас по прихоти московских властей вынуждены делить ЦСКА, "Динамо" и "Спартак".

IMG_9282

Вдалеке на берегу справа - купол церкви, который я высмотрел в телеобъектив (к концу плавания после ежедневной практики храмовой фотосъемки умением находить затерянные на берегу в кустах церкви и часовни даже там, где их не должно было быть, я овладел в совершенстве). За помощь в идентификации конкретно этой был бы весьма признателен, ибо сам найти не могу: единственный претендент, церковь Сергия Радонежского в Бусинове, как минимум не очень похожа.

IMG_9284

После моста Октябрьской железной дороги (1937 года постройки и по совместительству выдающегося образца архитектуры 30-х годов, который я в очередной раз умудрился пропустить) и нового строящегося моста скоростной трассы Москва-Петербург теплоход входит в Великую Глубокую Выемку - семикилометровый участок канала, где он проходит через водораздел рек Химки и Клязьмы. Теплоходу, который идет здесь совсем тихим ходом, минует Выемку за то время, в которое укладывается обед на борту... А каких усилий стоила постройка одной этой выемки при том уровне механизации и технической оснащенности, который наблюдался на трассе канала, можно представить хотя бы по тому, что работа здесь кипела круглосуточно все четыре года с единственным заметным перерывом на время устранения последствий страшного оползня. Сели масштабом поскромнее случались здесь и в первые годы после открытия канала, да и сегодня тридцатиметровые откосы, пусть и скрепившиеся густой зеленью, выглядят угрожающе.
На входе в выемку - заградительные ворота, первая на нашем пути подводная ферма, способная за полчаса наглухо перекрыть все русло канала в створе белого павильона на берегу

IMG_9286

Кстати говоря, с написанным со знанием дела о Выемке и не только (в том числе по животрепещущим вопросам рабочей силы на Канале) можно подробно ознакомиться здесь и тем более здесь, а уж этот сайт для любого интересующегося темой - непременный источник знаний и фотоматериалов

Глубокая выемка завершается уже в долине Клязьмы (да-да, той самой, на берегах которой стоит славный город Владимир), которая сначала канал пересекает, потом с ним смешивается, а потом продолжает свой путь, вытекая из Пироговского рукава. Это к вопросу о том, насколько строительство канала изменило ландшафт этой местности.
Вдалеке слева, за Ивакиным и Яковлевым - церковь Воскресения Христова в Шереметьеве

IMG_9287

Б-747 в ливрее Трансаэро заходит на посадку туда же, в Шереметьево. Вообще воздушные борты всех мастей проносятся с низким гулом над ближними водохранилищами непрерывным потоком

IMG_9289

В месте впадения Клязьмы в Канал на его правом берегу в Павельцеве стоит часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских, посвященная, естественно, погибшим на великой стройке, которых по официальным-то данным было 22 тысячи...

IMG_9291

IMG_9294

Затем теплоход оставляет старое русло справа, а сам входим в Клязьминское спрямление, через которое перекинут мост Савеловской железной дороги

IMG_9299

На старой Клязьме в черте Долгопрудного - многочисленные лодочные базы, причалы, эллинги и, конечно, Хлебниковский затон, где зимует заметная часть единиц Московского пароходства

IMG_9300

IMG_9301

Через первое на пути Клязьминское водохранилище перекинут железобетонный мост Дмитровского шоссе, заменивший в 80-е годы свое ажурного горбатого предшественника

IMG_9302

IMG_9303

Вслед за нами в битком набитое маломерным флотом водохранилище втягивается "Викинг Рюрик", урожденная "Мария Ульянова", также в последние годы известная как "Петергоф", недавно променявшая священные круговые палубы на частные балкончики в угоду европейским туристам

IMG_9309

IMG_9306

Троицкая церковь (1704 г.) в одноименном селе

IMG_9320

Менее радужная картина там же
 

IMG_9313

Оставляя справа Пироговский рукав, известный своими элитными разгульными заведениями, мы входим в Клязьминско-Пяловский соединительный канал.

IMG_9319

Вот, вроде бы, и в пейзаже нет ничего особенно примечательного, и никаких неожиданностей на канале точно нет и не может быть, но у нас особые обстоятельства: эйфория первых часов путешествия, когда все интересное еще впереди, а теплоходная жизнь уже началась, никак не позволяет отлучиться с обзорной площадки. К тому же, канал при всей его освоенности регулярно радует если не интересными береговыми достопримечательностями, то хотя бы обильным встречным флотом.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Степанькове

IMG_9323

IMG_9324

На входе в Пяловское водохранилище "Радищев" разошелся с "Кронштадтом", на котором мне в прошлом году довелось пройти почти тот же самый маршрут в южном направлении. Собратья по верфи и по вымпелу поприветствовали друг друга протяжными гудками

IMG_9327

IMG_9329

IMG_9331

Сразу вслед за ним - гордость всея Мостурфлота "Михаил Булгаков"

IMG_9334

IMG_9336

IMG_9337

IMG_9338

Церковь Успения в Витеневе. Кому посвящен памятный крест соловецкой резьбы на берегу канала - думаю, понятно без лишних комментариев

IMG_9342

От Витенева до самого шестого шлюза - почти два часа пути сначала по соединительному каналу, а потом по живописным Пестовскому и Икшинскому водохранилищам. Даже не знаю, каким это образом никаких фотографий со всего этого участка у меня не  отложилось: не то фотоаппарат остался в каюте, а идти за ним перед ужином не было желания, не то просто не хотелось отрываться от общения со старыми и новым друзьями на фоне налившихся синевой туч над низкими берегами канала.

Впереди - спуск на 38 метров с Клинско-Дмитровского водораздела к Волге по цепочке из шести шлюзов. Нумерация начинается с Первого шлюза на Волге в Дубне, который на самом деле имеет к каналу довольно опосредованное отношение, так что самая верхняя ступенька имеет как раз шестой порядковый номер. Здесь - первое из 32 шлюзований на оборотном петербургском маршруте.

В техническом отношении все 6 шлюзов абсолютно идентичны (различается только перепад уровней между бьефами, а в остальном - та же конструкция и те же стандартные 290х30 метров). При этом башни управления шлюзов канала - это непрестанное созерцание разнообразного, но неизменно первосортного сталинского классицизма. Спутать один шлюз с другим просто невозможно, при этом каждый их них в должной мере дополняет и без того живописный ландшафт окрестностей.

IMG_9345

IMG_9347

IMG_9348

IMG_9350

Еще шестой шлюз в Икше - это непременное место проведения Беседы о шлюзах. Палубная трансляция в шлюзах запрещена, да и сам механизм работы сооружения зачастую непросто понять без наглядной демонстрации. Впрочем, нашего гида Александра Юрьевича можно было неоднократно застать на носу шлюпочной палубы и в любой другой день, что на других теплоходах практикуется нечасто и, конечно, не может не радовать любознательную аудиторию

IMG_9352

Шлюз номер 5. Здесь в кадр угодила еще и насосная станция, перекачивающая воду из нижнего бьефа в верхний. Сам шлюз, сразу запоминающийся своими замечательными колоннадами на нижних башнях, пожалуй, красивейший на канале после третьего, но на этот раз его прохождение пришлось у нас на время ужина

IMG_9353

IMG_9354

"Викинг Рюрик" с очередной часовней в честь Новомучеников и Исповедников близ Яхромы. В этот раз, увы, мы странным образом проглядели военный мемориал на Перемиловских высотах в Яхроме - первом городе, освобожденном от немецкой оккупации в Великую Отечественную

IMG_9357

В шлюзе номер 4 (архитектор, кстати, Александр Пастернак, брат лауреата  Нобелевской премии по литературе)

IMG_9364

Канадские гости на "Рюрике". У них никакого ажиотажа на носовой площадке в шлюзах не наблюдается - ничего они в этом деле не понимают

IMG_9373

IMG_9377

А на палубах "Радищева" - долгий и размеренный зака

IMG_9359

Сразу за шлюзом - очередной мост Савеловской ЖД, которая здесь переходит с правого берега канала на левый перед Дмитровом

IMG_9374

Сам же Дмитров, как известно, это не только памятники старины (которые с борта теплохода практически не видны), но еще и воздухоплавательная столица Подмосковья. Вечер на канале, легкий ветер от хода теплохода, третий шлюз впереди и воздушные шары с мерцающими огоньками над головой - о чем еще можно мечтать?

IMG_9371

IMG_9386

IMG_9391

Уже в сумерках разошлись с "Иваном Кулибиным"

IMG_9389

Шлюз номер 3 близ Дмитрова - долгие годы неофициальный, а с недавних пор и узаконенный символ всего канала имени Москвы. Точнее, роль символов играют две его детали - макеты каравелл, венчающие нижние башни управления. Ради них стоит и задержаться на палубе в поздний час

IMG_9393

IMG_9396

IMG_9400

За третьим шлюзом начинается Длинный бьеф - практически прямой 45-километровый искусственный участок канала, который заканчивается шлюзом номер 2 в поселке Темпы. В проплывающем справа Дмитрове среди деревьев уже нельзя было разглядеть и тем более сфотографировать что-то конкретное, а после моста Рогачевского шоссе все вокруг погрузилось в полную темноту, только зеленые и красные огни по береговым откосам отмечают длинную, уходящую вдаль мерцающую дорожку... Задувал ветер, изредка накрапывал мелкий дождь, но это - один из таких моментов, которые в контексте кажутся непримечательными, а на самом деле - тоже в своем роде бесподобные и заставляющие забыть обо всем другом. В каюту ушел около часа ночи, что потом было взято в привычку.

Ранним утром мы должны были выйти в аванпорт канала и свернуть в Первый шлюз в Дубне, уже на Волге. Об утре на реке и пути по ней до Углича - в следующей части.

К оглавлению