|
На комфортабельном автобусе, в хорошей компании, мы мигом домчались до Зеленодольска, где находится судостроительный завод имени Горького. |
ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» — судостроительное предприятие в городе Зеленодольск, Татарстан. Предприятие основано в 1895 году и является одним из ведущих судостроительных предприятий России. Расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Чёрного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям.
В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа основаны Паратские судоремонтные мастерские. Главная цель их создания — ремонт технического флота: землечерпательных, землесосных снарядов и вспомогательных судов. Для строительства был выбран Паратский затон, расположенный в 40 км от города Казани, при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи.
В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
После реконструкции 1925—1930 г.г. вводятся в строй стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению.
Основной профиль предприятия — постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных.
Хотя завод выполняет и другие работы. С 1997 года освоено производство крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов — изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, мостовых переходов через реки Кама и Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.
|
Экскурсия началась с посещения музея боевой и трудовой славы. |
|
Бронекатер-234 (проект 1125) им. А. Калюжного построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошел боевой путь от Азова до Вены. Привезен из порта Измаил и установлен в 1973 году на территории завода.
Бронекатер заложен в 1942 году на добровольные пожертвования трудящихся, спущен на воду в конце 1942 года и 5 августа 1943 года включён в состав Каспийской военной флотилии. 13 апреля 1944 года приписан к Дунайской военной флотилии. Участвовал во Второй мировой войне. |
|
В 1967 году установлен в качестве памятника.
Технические характеристики: водоизмещение 29,3 т; 22,6×3,5×0,5 м; мощность двигателей 2×850 л.с.; скорость 20 уз; автономность 250 миль; вооружение: 1 — 76,2-мм орудие в танковой башне, 3 — 12,7-мм пулемёта, 36 глубинных бомб; экипаж 13 чел. |
|
При заводе есть музей, где рассказывается о всей его истории. Слева внизу виден фрагмент фермы первого Романовского моста, который находится рядом с заводом. Мост открыли 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Этот мост на момент открытия по мощности пролетов первый в Европе и второй после Америки. Всего было смонтировано шесть пролетов. Каждый имел в длину семьдесят пять сажен, т.е. 158,6 метра, весил около восьмидесяти пяти тысяч пудов. Высота фермы посередине пролета составляла одиннадцать сажен, т.е. 23,7 метра, ширина моста — четыре сажени, т.е. 8,5 метров. 17 августа 2011 года был уничтожен последний родной пролет моста, хотя была надежда на его сохранение. Кстати, 158.6 м — это рекорд для дореволюционной России по длине пролета. |
|
Самый важный экспонат в музее
-
стол директора. |
|
Золотой «Метеор». Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Он в 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Из Казани и был призван в Армию в 1938 году. Успешно летал, но был сбит и попал в плен, откуда совершил дерзкий побег, угнав вражеский бомбардировщик из сердца немецкого ракетостроение — острове Узедом. В сентябре 1945 года его нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. За помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — копии «Фау-2» — Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.
Подробно прочитать о подвиге Девятаева можно
здесь. |
|
Афганистан, Чечня, Чернобыль и другие горячие точки. |
|
Один из цехов судостроительного завода
- цех металлоподготовки.
|
|
Здесь в целом не отличаются от других похожих цехов, которые мне приходилось видеть. Обработка металла начинается с линии его очистки. На ней происходит очистка листового и профильного металлопроката от окалины и ржавчины с последующим грунтованием межоперационным грунтом. |
|