Круиз Москва — Астрахань — Москва на теплоходе «Сергей Кучкин»

 

Канал имени Москвы

Теплоход Сергей Кучкин в шлюзе №5 канала имени Москвы 30 августа 2010 года


Еще в 1722 году Петр I повелел разработать «прожект соединения рек», но осуществить задуманное не успел.
Спустя 100 лет идея Петра обрела вторую жизнь. Построили канал, соединявший реки Сестру и Истру. Но с развитием железных дорог о канале забыли. Теперь о нем нам напоминает лишь озеро Сенеж, которое образовалось во время возведения плотины при строительстве канала.

Строительство канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, тесно связано с решением проблемы водоснабжения Москвы.
Москва росла и все больше и больше хотела пить.

С 1779 года Москву пытаются напоить из чистых Мытищинских источников. Строят водопровод, по которому вода самотеком попадала из Мытищ в Москву. Но и этого оказалось недостаточно.

Появляется идея брать воду из Москвы-реки и очищать ее. В 1902 году в поселке Рублево на Москве-реке строится Рублевская водопроводная станция (старое название Рублевская водокачка).
Вода из Москвы-реки проходила отстойники, медленные (английские) фильтры и по чугунным водоводам перекачивалась в резервуары на Воробьевых горах, откуда самотеком поступала в магистральные трубопроводы, а из них — в городскую сеть.
Москвичи поначалу сомневались в качестве прошедшей очистку воды из Москвы-реки, но Мечников на личном примере доказал, что вода из Рублевской водокачки пригодна для питьевого водоснабжения Столицы — попивая очищенную воду (без последствий для здоровья), целый день наблюдал за процессами очистки.

К 1930 году потребности Москвы в воде настолько возросли, что Москва была уже готова целиком выпить Москву-реку.
В 1932 году начинается строительство канала между Волгой и Москвой-рекой.
Канал строился не только для обеспечения Москвы водой, но еще и для обеспечения судоходства. В соответствии с максимальными габаритами речных судов того времени принимаются минимальные габариты канала: минимальная ширина по зеркалу воды 85,5 м, минимальная ширина по дну 46 м, глубина 5,5 м.
128-километровый канал построили в 1937 году. Канал несамотечный. Волжская вода на 40 метров поднимается насосными станциями, а потом самотеком спускается в Москва-реку.
В 1947 году, в честь 800-летия Москвы и 10-летнего юбилея канала, каналу присваивается имя Москвы.


Часть 2. Канал имени Москвы.

Отойдя от причала №4 Северного речного вокзала Москвы под «Прощание Славянки» и запустив в небо разноцветные шарики, начался наш круиз.
Путь от Москвы до расположенной в низовьях Волги Астрахани неблизкий и составляет 3571 км. До Волги пойдем по каналу имени Москвы.

Храм Казанской Иконы Божьей Матери в городе Долгопудном.

Храм Казанской Иконы Божьей Матери в городе Долгопудном


Самая глубокая выемка на водоразделе между реками Клязьма и Химка. Высота берегов достигает 23,5 м, ширина по верху 140 м. Весь этот грунт удаляли вручную.

Канал имени Москвы


Часовня в у микрорайона Павельцево города Долгопрудный.

Часовня в у микрорайона Павельцево города Долгопрудный


Автомобильный мост Дмитровского шоссе через канал имени Москвы.

Автомобильный мост Дмитровского шоссе через канал имени Москвы


Бывшая паромная переправа №11 на канале имени Москвы.
Нет денег, нет парома.

Бывшая паромная переправа №11 на канале имени Москвы


Электрическая подстанция (ПС) № 231 «Икша-1».

Электрическая подстанция (ПС) № 231 «Икша-1»


Шлюз №6 канала имени Москвы. Икша. 71-й километр канала. 5-я ступень подъема на высоту 8,1 м. Шлюз №6 строили с 1 апреля 1934 по 5 июня 1937 года.
Архитектор Георгий Густавович Вегман. На башнях шлюза установлены скульптурные фигуры (авторы Р.Р.Иодко, Д.П.Шварц, А.И.Тенита), венчающие колонны, обращенные к камере шлюза, а также мемориальными досками (архитектор Г.Г. Вегман).

Шлюз №6 канала имени Москвы


Наполнение водой камеры шлюза №6 канала имени Москвы.

Наполнение водой камеры шлюза №6 канала имени Москвы


Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта.

Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта. 30 августа 2010 года.

Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта. 30 августа 2010 года.


Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5.
На выходе шлюза установлена скульптура девушки с парусником, символизирующая р.Волгу и плывущие по ней суда. Автор работы скульптор Ю.А.Кун. Такая же скульптура установлена при входе в парк Северного речного вокзала Москвы.

Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5


Шлюз №5 канала имени Москвы.
Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 6 метров.
Архитектор Д.Б.Савицкий.

Шлюз №5 канала имени Москвы

Шлюз №5 канала имени Москвы

Шлюз №5 канала имени Москвы

Шлюз №5 канала имени Москвы


Насосная станция у шлюза №5.

Насосная станция у шлюза №5


Электроподстанция (ПС) №232 «Икша-2» гидротехнических сооружений шлюза №5, насосная станция.

Электроподстанция (ПС) №232 «Икша-2» гидротехнических сооружений шлюза №5, насосная станция


Шлюз №5 канала имени Москвы. Вид со стороны нижнего бьефа.

Шлюз №5 канала имени Москвы. Вид со стороны нижнего бьефа


Шлюз №4 канала имени Москвы.
Архитектор Александр Леонидович Пастернак. Поднимает и опускает суда на 8 метров.

Шлюз №4 канала имени Москвы


Насосная станция и шлюз №4 канала имени Москвы.

Насосная станция и шлюз №4 канала имени Москвы


Яхромский железнодорожный мост Савеловского направления через канал имени Москвы. Высота 14 метров от НПУ.
Между ходовой рубкой и мостом всего несколько см.

Яхромский железнодорожный мост Савеловского направления через канал имени Москвы


Шлюз №3 канала имени Москвы.
Архитектор В.Я.Мовчан. Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 8 метров. Башни шлюза украшают декоративные модели корабли-каравеллы Колумба "Санта-Мария", созданные из красной меди. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 г.

Шлюз №3 канала имени Москвы


Канал имени Москвы ночью.

Канал имени Москвы ночью


Удивительно, но шлюзы №2 и №1 мне все никак не удается запечатлеть.
Вот и повод пройти по КиМу еще раз :)


Читать дальше. Часть 3. Углич


К оглавлению:

   
   
Оригинал взят у в Круиз Москва — Астрахань — Москва на теплоходе «Сергей Кучкин». Часть 2. Канал имени Москвы.