ВЫБОРГСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

 

Вы́борг — крупная железнодорожная станция Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, расположенная в городе Выборге Ленинградской области. Пассажирский терминал станции расположен по адресу: Вокзальная площадь, 1.

Историческое здание вокзала, построенное в 1913 году, было уничтожено во время Второй мировой войны. Нынешнее здание вокзала было возведено уже в советский период.

Историческое здание вокзала

Железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три рождения. Он последовательно представал перед зрителем в деревянном, гранитном и советском образе. 

А начиналась эта история еще в середине в XVIII века, когда решено было соединить Великое княжество Финляндское с метрополией железной дорогой. Изыскания для прокладки Финляндской железной дороги начались в 1857 году, но на первых порах дело дальше не двинулось. Через шесть лет выборгские купцы предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но и этот проект остался на бумаге. Дело сдвинулось с мертвой точки в 1868 году благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга. По его инициативе сейм Великого княжества решил выделить средства на сооружение железной дороги для сухопутного транспортного хода в самые отдаленные уголки России и в Западную Европу через Петербург. Источниками финансирования были названы "пошлины за винокурение и продажу питий", а также внутренний финский заем на сумму в 6 миллионов финских марок (по курсу финская марка равнялась тогда примерно одной четверти рубля). На это Александр II подписал императорский рескрипт, в котором выразил "высочайшее согласие" с доводами о значении дороги для экономики страны и края, добавив, что "к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев", поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных. Царь "всемилостивейше повелел, чтобы означенное железнодорожное сооружение было предпринято и начато как только будут добыты для того потребные средства".

Финляндская железная дорога была открыта для регулярного движения между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом 30 августа 1870 года. А первый железнодорожный вокзал Выборга построили в 1869 году.

Первое здание выборгского вокзала было построено в 1869 году, к открытию железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс. Строение было деревянным и располагалось ближе к автомобильному путепроводу «Железнодорожный мост» на Папулу, близ излома Железнодорожной улицы у домов 13 и 15.

Первое здание выборгского вокзала

 

К началу XX века было решено построить новый железнодорожный вокзал, на этот раз в камне. В 1901 году был объявлен конкурс на разработку проекта здания, итоги которого были подведены в 1904 году. Всего было представлено шесть проектов.
                               

Первый проект Готлиба Элиеля Сааринена

Второй проект Готлиба  Элиеля Сааринена

Проекты  Артура Силандера и Вяйнё Кейнянена

Проект Юнга и Бомансона

Проект Армаса Линдгрена

 

 Победил первый проект Готлиба Элиеля Сааринена, и в 1906 году архитектор Герман Гезелиус приступил к разработке строительных чертежей в ходе чего первоначальный проект претерпел некоторые изменения. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт.

В проекте здания явно прослеживались черты, характерные для других работ данных архитекторов, таких, как здание вокзала в Хельсинки. Например, по аналогии с вокзалом в финской столице, где центральный вход в здание станции с двух сторон украшают две человеческие фигуры, с обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитектором были установлены по две скульптуры медведей.

 

Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращённые фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.

 

Железнодорожный вокзал Выборга всем видом говорил о своем предназначении. Форма кровли, широкая, полуциркульная арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. В отделке фасада вокзала использовался красный финский гранит. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры. Это прекрасное сооружение входило в список памятников мирового зодчества. Помимо высоких архитектурно-художественных достоинств вокзал отличался совершенством в функциональном отношении.

Вокзал в Выборге. 1931

 

Железнодорожный вокзал Выборга олицетворял собой начало новой эпохи - эпохи технического прогресса и был, наряду с Выборгским замком визитной карточкой города. Открытки с видами вокзала были весьма популярны в те годы.

Интерьер вокзала

Ресторан на вокзале

 

Новый гранитный вокзал Выборга начал работать в 1913 году, тогда как его старший брат в Хельсинки смог принять пассажиров лишь в 1919 году.

В 1906—1917 годах на вокзале неоднократно бывал В. И. Ленин, о чём напоминает установленная на новом здании мемориальная доска.

 

Но странному существу под названием человек свойственно не только созидать, но и разрушать. Началась Вторая мировая война, которая закрыла эту страницу жизни вокзала.

 В Зимней войне он не пострадал и даже стал центром празднования Первомая в 1940 году, а в конце августа 1941 года железнодорожный вокзал Выборга был взорван отступающими советскими войсками, видимо, слабо верившими в свое возвращение. Не все радиовзрыватели заложенных зарядов смогли уловить роковой сигнал: до нашего времени сохранилась часть багажного отделения, затерянная в глубине автостоянки. Выборгский вокзал стал последней постройкой, носящей следы романтической надежды на скорую независимость Финляндии.

Советские военнопленные на разборке руин вокзала в 1942 году.

Уцелела лишь часть багажного отделения.

С потерей этих зданий Выборг утратил свою градостроительную ясность, сохраненную лишь на выцветших фотографиях, изумляющих исследователя, не готового обнаружить такую красоту города.

 

Во время советско-финской войны 1941−1944 г. главное здание выборгского железнодорожного вокзала было уничтожено в ходе бомбардировок. Сохранилась небольшая часть вокзала финской постройки — багажное отделение.

Современное здание вокзала

Современное здание станции являет собой типичный образец вокзальной архитектуры провинциального сталинского ампира. Авторы проекта — А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский и А. Н. Берков.

Железнодорожный вокзал Выборга был построен в третий раз в 1953 году. Архитектура здания была выполнена в стиле провинциального сталинского ампира. Этот нарочито помпезный стиль сочетал в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона и позднего классицизма, что по видимому должно было свидетельствовать о наступлении нового "золотого века".

Современное здание вокзала в Выборге

Интерьер вокзала в Выборге

 

Прибытие и отправление поездов дальнего следования (на Москву, Хельсинки) осуществляется с боковой платформы № 1, имеющей 2 выхода непосредственно в зал ожидания, находящийся на 2 ярусе вокзала. Пригородные поезда (кроме поездов направления Выборг — Лужайка — Бусловская) прибывают и отправляются с платформ № 2, 3, 4. Движение же пригородных электропоездов бусловского направления осуществляется с платформы № 5. Платформы № 2, 3, 4, 5 — островные, соединены между собой. Проход в здание вокзала и выход в город осуществляются по подземному пешеходному переходу.

Справа относительно фасада здания, выходящего на площадь, в современный вокзал встроена небольшая сохранившаяся часть вокзала финской постройки — багажное отделение.

Электропоезда ЭД4М у платформ № 2 и 3

Указатель с названием станции на платформе

Железнодорожное сообщение

Станция Выборг является важным транспортным узлом на пути следования железнодорожных поездов из России в Финляндию и наоборот. Для поездов дальнего следования Москва — Хельсинки и Санкт-Петербург — Хельсинки станция является пунктом прохождения таможенного досмотра с российской стороны. Также на станции производится смена электровоза постоянного тока на двухсистемный электровоз или тепловоз, так как в Финляндии принята система тока 25 кВ 50 Гц. Станция Выборг также является конечным остановочным пунктом для пригородных поездов. По состоянию на декабрь 2016 года обслуживаются следующие направления:

Количество пригородных поездов, заходящих на станцию, может достигать 25 пар в сутки.

Высокоскоростной поезд «Аллегро» прибывает на станцию Выборг по Финляндскому мосту

 

С 2010 года на линии Хельсинки — Санкт-Петербург запущены высокоскоростные поезда серии Pendolino. Поезда принадлежат совместной российско-финской компании Karelian Trains и благодаря им время путешествия между двумя столицами сократилось до 3,5 часов, вместо 5,5.

См. также

Полезные ссылки

 

 

Обилие колонн и дешевой штукатурки пришли на смену величественной гранитной облицовке предшественника о былой красоте которого можно судить сейчас лишь по зданию багажной кассы и по старым фото.

   

В 2006 году  площадь перед вокзалом была "украшена" "эмблемой концерна Фольксваген"

 

на полукруглом постаменте который видимо символизирует, не больше не меньше, как Земной шар.

 

Этот полу-Земной шар изначально был облицован керамической плиткой но стал "облезать", в результате чего был принудительно ободран, а затем покрыт "изысканной" коричневой краской. Теперь всех прибывающих на Железнодорожный вокзал Выборга встречает такой вот "шедевр", символизирующий переход от эпохи созидательного технического прогресса к вульгарному потреблению.