Лучший выборгский променад из истории проспекта им. Ленина и парка эспланады

 

Слово "променад" имеет французское происхождение и используется в двух значениях: прогулка по городу или место для прогулок. Под "главным выборгским променадом" мы будем понимать главную и самую презентабельную улицу Выборга, протянувшуюся от Рыночной площади до Батарейной горы. До 1945 года эта улица называлась Торккельской (в финском произношении Торккелинкату, в шведском – Торгильсгатан), а в 1945 году ее переименовали в проспект Ленина. Улица эта довольно молодая, заложили ее в 1861 году согласно только что принятому тогда новому плану развития Выборга. Идея назвать новую главную улицу города именем его основателя была на редкость логичной, так как Торгильс Кнутссон (№-1306) – действительно, главный герой выборгской истории. Мы должны помнить об этом.

Улица имеет протяженность 1 км 205 м и редкую для российских городов особенность: она застроена домами только с одной стороны, по другой ее стороне почти на всем протяжении протянулся городской парк. В европейских городах улицы с такой особенностью называются эспланадами. И в нашем случае вплоть до Второй мировой войны в городе широко использовался топоним "Торкельская эспланада" или просто "Эспланада". Причем, в Выборге слово "эспланада" раскрывалось во всех значениях, и в самом первом тоже. Ведь в средние века эспланадой называлось свободное от застройки пространство перед крепостной стеной. Выборгский парк-эспланада возник именно на месте бывшей эспланады. А остатки старой стены можно наблюдать и сегодня.

История обустройства главной выборгской улицы является примером градостроительного искусства высочайшего уровня, ведь проспект почти наполовину возведен на искусственной засыпке! Одна из причин в том, что бухта Салакка-лахти, которая сейчас называется Большой Ковш, в то время имела гораздо большие размеры, разливаясь почти до границ современной Красной площади – в длину, а по максимальной ширине немного не доходила до бастиона Эуряпяя (где сейчас стоит скульптура "Лесной мальчик"). Потребовалось много труда, инженерного и строительного искусства, чтобы придать всей территории современные очертания. Кстати, на искусственной подушке частично выстроен и современный Ленинградский проспект (тогда он назывался Александровской перспективой, в честь российского императора Александра II).

Такой же респект - создателям Торккельского парка (ныне – парка им. Ленина). Его видовой состав очень разнообразен, включает в себя несколько десятков видов растений. Среди деревьев много экзотов, к которым, относятся, например, черемуха Маака (в народе ее в шутку называют "загорелой березой"), маньчжурский орех, белая ива, серебристый тополь и др. Несколько деревьев представлены в единичных экземплярах – это далекарлийская береза - плакучее дерево с ажурными листочками, амурский бархат (или пробковое дерево), обнесенный оградой, - оба дерева растут рядом с собором св. апостолов Петра и Павла, татарский клен у входа в Детскую библиотеку, пихта у почты. Главным элементом парка-эспланады является липовая аллея. Ее протяженность составляет 853 м. Саженцы лип были привезены из немецкого города Любека и высажены в 1871 году. Так что нашим липам больше 140 лет. В том, что все деревья превосходно прижились и разрослись, заслуга железнодорожного инспектора по профессии и талантливого садовода по призванию Густава Никландера. Усилиями этого человека в Выборге на острове Мюллюсаари (там, где сейчас Станция юных натуралистов), была создана садоводческая школа и коммерческий сад, где проходили акклиматизацию и культивировались различные виды деревьев, кустарников, прочих растений. Густав Никландер курировал работы в Торккельском парке. На старых фотографиях можно увидеть в парке большие ухоженные цветочные клумбы. К сожалению, сейчас эти элементы парковой культуры в парке им. Ленина практически отсутствуют.

На своем протяжении проспект Ленина касается двух площадей - Рыночной и Красной, его пересекают три переулка (Рыбный, Николаева, Павла Васильева), три улицы (Пионерская, Димитрова, Ушакова), три проспекта (Ленинградский, Суворова и Московский) и один бульвар (Кутузова).

Если образно назвать Рыночную площадь материальным сердцем Выборга, то Торккельская улица была его главной финансовой артерией. Кроме доходных домов, магазинов, кафе здесь располагались здания четырех крупнейших банков страны: собственно Банка Финляндии (дом № 2), Национального акционерного банка (дом № 8), Хельсинкского сберегательного банка (дом № 12), второе здание Объединенного банка Северных Стран (дом № 20). В настоящее время два здания (№ 12 и 20) по-прежнему выполняют банковские функции, в них размещаются подразделения Сбербанка России, в доме № 2 расположены отделы районной администрации, а дом № 8 стал жилым. Таким образом, финансовая функция улицей сохраняется, но выражена значительно слабее, чем прежде.

Градообразующий крест
 

А теперь рассмотрим два философских аспекта, которые закодированы в содержании Торккельской эспланады. Первый аспект связан с так называемым "градообразующим крестом" - пересечением двух важнейших выборгских улиц - проспекта Ленина и Ленинградского проспекта. Крест из этих двух проспектов составляет ядро градостроительной композиции Выборга. Лучи этого "градообразующего креста" делят город на четыре части: на западе от перекрестья располагается Старый город, на востоке – новый городской район; на севере - внутренняя бухта (Салакка – Лахти или Большой Ковш) , бывшая когда-то торговой Северной гаванью; на юге – скалистое плато, господствующее над городом (Батарейная и Интендантская горы). Лучи этого "креста" упираются в принципиально значимые для города территории, а в философском смысле соединяют противоположные понятия. Так, Ленинградский проспект – "граница времен", граница между "новым" и "старым" городом, упирается своими лучами в "стихии": один в "земную" - в здание железнодорожного вокзала. Вокзал символизирует попытку человека подчинить себе стихию земли, опутав ее сетями железных и автомобильных дорог. Противоположный конец проспекта идет к морю, на берегу которого стоят огромные железобетонные кубы промышленных зданий. Недалеко расположился Выборгский порт – смелая попытка человека примириться со слепой и необузданной стихией моря. Стихия земли и стихия воды – вечно противоборствующие и существующие нераздельно.

Посмотрим теперь на проспект Ленина. Один его луч заканчивается массивным порталом здания рынка, перед которым раскинулась Рыночная площадь. Кроме средневековой Круглой башни (1550 г.), в которой сейчас размещается ресторан, на площадь выходят здания нескольких банков, фасады которых с символами торговли и промышленности противопоставлены рынку как организованное производство - стихийному, хаотичному. Все же вместе представляет собой средоточие материальных интересов и устремлений человека. Другой луч проспекта переходит в тропу, поднимающуюся на холм Батарейной горы и как бы растворяющуюся в небе. На пути "к небесам" стоит знаменитая библиотека Алвара Аалто (1935 г.), построенная в функциональном стиле и олицетворяющая собой чистую геометрию интеллекта. Рядом с библиотекой когда-то стоял Новый Кафедральный собор и памятник Микаэлю Агриколе – просветителю, основателю финской письменности. Все перечисленное символизирует сферу духовных поисков человека, высоту и чистоту его помыслов. Проспект соединяет "не соединимое, но существующее в единстве" - материальное и духовное в жизни человека.

В 1932 году в парке рядом с градообразующим перекрестьем была поставлена бронзовая скульптура Лесного Мальчика, ведущего медвежонка. Смысл этой прекрасной композиции становится предельно ясен в свете всего вышеизложенного. Единство и борьба противоположностей, материи и духа, вечная ситуация выбора человеком своего пути, единственно верного решения, из-за которого жизнь приобретает или теряет свой смысл. Герой представлен в момент, когда он уже совершил свой выбор, устремившись в сторону света и "лестницы в небо". И вот сейчас он пойдет по своему пути, не теряя связи с природой, улучшая и украшая окружающий мир. Другое - философское - название скульптуры "Выбор пути".
Эта невероятной красоты и содержательности философская идея была впервые высказана ленинградским архитектором Леонидом Гуревичем в 1990-х годах.

Как Выборг напоминал о том, что он был столицей

Другой историко-философский аспект связан с тем, каким образом Выборг напоминал всем о том, что он был столицей, и что столичные амбиции естественны для него, не смотря ни на что. Во-первых, Выборг, действительно, был столицей так называемой Старой Финляндии, то есть первой финской территории, включенной в состав России по Ништадтскому миру 1721 года. Столичную функцию Выборг выполнял вплоть до 1809 года, когда в результате последней русско-шведской войны к России присоединилась остальная часть Финляндии. В 1812 году провинциальный город Гельсингсфорс (Хельсинки) волею Александра I был провозглашен столицей Великого автономного княжества Финляндского. Выборг остался главным городом Выборгской губернии. В новой столице был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём, а на должность главного архитектора финской столицы в 1816 году был приглашен Карл Людвиг Энгель, работавший в России. За разработкой проекта следили император Александр I и его брат Николай, отсюда - заметное сходство центральных частей Хельсинки и Санкт-Петербурга. Заметное сходство есть и в центральных частях Хельсинки и Выборга, но об этом известно значительно меньше. Рассмотрим все подробнее. Итак, и в Выборге, и в Хельсинки есть эспланады...

Эспланадный парк и одноименные улицы (Северная и Южная эспланады) в Хельсинки начинаются от Рыночной площади. Эспланадный парк в Выборге и Торккельская эспланада (проспект Ленина) также начинаются от Рыночной площади. Далее в Хельсинки, через дорогу от Рыночной площади, в преддверии парка расположен знаменитый фонтан Хавис Аманда, работы Вилле Вальгрена, со скульптурой обнаженной девушки в центре. И в Выборге фонтан со скульптурой обнаженной девушки в центре, более лаконичный по виду, был расположен, правда, уже в парке, но по пути движения от Рыночной площади. "Торккельскую Тильту", "Девушку Иматры" или "Девушку Вуоксы" (как только ее ни называли!) изваял скульптор Георг Винтер. Идем дальше. В Хельсинки мы подходим к "почтенному старому ресторану "Капелли", который принимает гостей с 1867 года. Концертная эстрада рядом с ним существует с 1891 года, и летом здесь для увеселения публики ежедневно звучит музыка. Точно такая же ситуация была и в Выборге. Двигаясь от рынка, мы бы подошли к перекрестку Торккельской и Александровской улиц. Рядом с перекрестком в глубине парка располагался знаменитый ресторан "Эспланад-павильон" или просто "Эспиля", который очень любили и жители Выборга, и гости города. Рядом с рестораном, естественно, была эстрада летнего театра. Сейчас о шикарном прежде ресторане напоминает лестница, по которой можно было когда-то подняться на террасу, утопавшую в цветах. От концертной эстрады не осталось ничего… Да… Но двигаемся дальше. Дальше в Хельсинки подряд на довольно значительном расстоянии друг от друга расположены памятники великим национальным поэтам: Йохану Людвигу Рунебергу, которому финны обязаны текстом своего национального гимна, и Сакариусу Топелиусу, финскому "Андерсену", поэту-сказочнику, исследователю фольклора. А в Выборге дальше подряд расположены памятники анималистического содержания: "Лесной мальчик" с медвежонком и "Лось". Они также раскрывают финский патриотизм и олицетворяют идею бережного и почтительного отношения финнов к природе. Заканчивается эспланада в Хельсинки зданием Шведского театра. Этот театр, ставящий пьесы на шведском языке, к концу российской эпохи в Финляндии был местом собрания патриотически настроенных финнов. Здесь впервые прозвучала на публике симфоническая поэма Яна Сибелиуса "Финляндия". Театральное Cafe Kafka – настоящая ловушка для книголюбов, ведь здесь за чашкой кофе можно читать последние книжные новинки! В Выборге эспланада заканчивается зданием городской библиотеки Алвара Аалто – сокровищницей духовной культуры города. Когда-то рядом с библиотекой возвышалось здание нового кафедрального собора, рядом с которым располагались два памятника – Микаэлю Агриколе, финскому просветителю, и Воину на месте братского захоронения. Все вместе взятое создавало сакральное пространство, имеющее для города значение духовного центра.

Таким образом, в устройстве центральных эспланадных улиц в Выборге и Хельсинки мы отмечаем идейное совпадение во всех основных элементах. Вот так элегантно подчеркивал когда-то Выборг свое сходство с молодой столицей.

К слову сказать, Выборгу во всей полноте были присущи и другие признаки столичного города, а именно:

- здесь размещался и действовал гофгерихт – надворный суд высшей инстанции;

- здесь располагались иностранные государственные представительства — консульства. В Выборге до Второй мировой войны их было 15 (Англия, Бельгия, Дания, Германия, Эстония, Франция, Италия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, СССР, Швеция, Испания, Чехословакия). В городе происходили встречи политических деятелей государства с представителями других стран, международные политические форумы и т. п.;

- здесь были сосредоточены крупные воинские подразделения.
Кроме того, город имел удобное для коммуникаций и защитных функций местоположение, в его застройке присутствовало разнообразие архитектурных стилей. В Выборге существовала система площадей и архитектурных ансамблей, был старейший в Финляндии театр, крупные и разнообразные спортивные сооружения для проведения разного уровня соревнований. Собственно, по своей репутации до войны Выборг был второй столицей государства после Хельсинки.

В годы Второй мировой войны для маленькой Финляндии Выборг был своим "Ленинградом", и потеря его стала для страны национальной катастрофой. Глобальную культурную катастрофу пережил и сам Выборг, так как в городе произошла 100%-ная смена населения, он полностью лишился коренных жителей, для многих семей оборвались 300-500-летние связи с этой землей. С уходом многонационального коренного населения обрушились и все культурно-исторические традиции.

О том, как шло освоение города советскими переселенцами, рассказывают архивные документы. Прежде всего, резко был снижен статус города: из европейской почти столицы он превратился в обычный районный центр, где вся жизнь организовывалась по единому для всей страны шаблону. Хотя, по некоторым данным, Выборг и был в 1945 году включен в число пятнадцати исторически ценных городов Советского Союза, город, по мнению новых властей, следовало "постепенно освобождать от феодальной и капиталистической застройки улиц, тесных дворов…". Власти ругали "руководителей хозяйственных органов" за то, что они сразу "не убрали, не уничтожили доски финских указателей и не закрасили финские надписи". Новое население поначалу тоже не проявляло сознательности, вело себя по отношению к городу враждебно, ведь в нем было слишком много "буржуйского", поэтому в парках и скверах вырубались деревья, из книг библиотеки Аалто разводились костры, по улицам бродил скот. По поводу скота и его выпаса власти даже вынуждены были издавать специальные неоднократные постановления типа "О поддержании чистоты и порядка в городе Выборге" (1948 год): "запретить выпас и безнадзорное появление скота на центральных улицах города, поселках, парках, скверах, а также прогон скота как гуртами, так и в одиночку по пр. Ленина, Суворовскому, по ул. Крепостной, Ленинградскому шоссе…".

Постепенно, конечно, все как-то наладилось, так или иначе город стал похож на город. Что касается парка-эспланады, то на месте бывшего ресторана "Эспиля" устроили детскую площадку с огромными песочницами. Территорию "украсили" многочисленные гипсовые скульптуры пионерок, пионеров, спортсменок и спортсменов, среди которых немного странно смотрелся гранитный вокзальный мишка, которого к 1960 году перенесли к фонтану на Пионерской площади. Все памятники "политического" характера (Агриколе, Воину) были демонтированы, на месте воинского кладбища у библиотеки также была устроена песочница для детей и поставлена гипсовая скульптура олененка Бемби. Собор у почты разобрали, и на его фундаменте разбили клумбы, поставили скамейки для отдыха трудящихся. Фонтан с обнаженной фигурой поначалу функционировал, но уже к 1960-м гг. скульптура исчезла, на ее месте недолго стоял "Юный рыбак" Микко Хови, потом и он исчез, а потом фонтан перестал работать.

Полностью следы "феодального и капиталистического" прошлого в Выборге за советский период стереть не удалось, тотальная алчность и хаос перестройки тоже не смогли все уничтожить, сквозь нее даже как-то проросли островки здравомыслия, касающиеся восстановления некоторых исторических памятников (Торгильсу Кнутссону, русским воинам в Аннинских укреплениях и т.д.). Настоящее Выборга противоречиво, но мы пока еще можем изучать наш древний город, устанавливать аналогии, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Всегда многолюден проспект Ленина, жизнь – деловая и праздная, здесь затихает только глубокой ночью, на краткий миг. А парк, как большой зеленый остров посреди городской суматохи, продолжает дарить усталым горожанам отдохновение, взрослым и детям – весёлые развлечения, туристам – удивление и воспоминания.



Любовь ВОЛКОВА

 
 

Источник -  www.gazetavyborg.ru