Прогулка от от Рыночной площади до Батарейной горы стр. 4

 

Вот и Батарейная гора. Сворачиваем на тропинку и по ней подымаемся на гору.

 

Без подсказки предназначение данного здания не угадать. Это водонапорная башня 1930 года постройки. На тот момент её резервуары были самыми большими в Финляндии сооружениями такого типа. В настоящее время на первом этаже работает кафе.

Водонапорная башня находится на Батарейной горе. Это холм, сложенный преимущественно скальными породами, на котором во второй половине XIX века были построены Восточно-Выборгские укрепления - комплекс фортов и расположенных между ними огневых батарей.

 

Современное з

 

Современное з

 

Современное з

 

Самой высокой точкой Выборга считается холм Варстманивуори (Батарейная гора). Здесь заканчивается центральная часть города и начинается Южный поселок. Вот на этом холме и располагаются Восточно-Выборгские укрепления, а точнее их центральная часть.

Восточно-Выборгские укрепления — комплекс оборонительных сооружений на высотах к востоку от центральной части Выборга. Фортификатор — Э. И. Тотлебен. Возведены в 1863—1870-х годах.

Еще гремели пушки в Крыму, а в Выборге уже поспешно готовили к обороне все прибрежные и островные укрепления. В 1855 году на них установили 339 орудий. Это были первоочередные меры, предпринятые с целью защиты проливов, ведущих к городу, и обеспечения безопасности Выборга с моря вообще.

После Крымской войны крепостные сооружения вокруг городов стали строиться по-новому, с расчетом на круговую оборону — Выборг же в результате сноса устаревших сооружений Рогатой крепости остался незащищённым с востока. В апреле 1863 года военный министр Милютин подал царю Александру II докладную записку о необходимости устройства «заграждений в 12-ти верстах от города».

Пять с половиной столетий военные укрепления господствовали в облике города. Возводившиеся на протяжении нескольких веков, они отразили в себе все этапы развития фортификации в европейских странах. Крепостную архитектуру Выборга можно рассматривать как живую иллюстрацию истории оборонного зодчества.

Карта Восточно - Выборгских укреплений

 

В 1863 году в город прибыл генерал-адъютант Э. И. Тотлебен для инспектирования военно-инженерных сооружений Выборгской крепости. По его проекту годом позже начались работы по возведению новых укреплений, получивших впоследствии название Восточно-выборгских. Проект предусматривал постройку перед Петербургским форштадтом четырех отдельных редутов с погребами для боеприпасов, трех промежуточных батарей и передового сооружения в виде бастионного фронта.

Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884) — выдающийся специалист военно-инженерного дела в России. Его нередко называли русским Вобаном. В Европе он признавался «самым знаменитым инженером своего времени» и пользовался мировой известностью как герой Севастополя и Плевны.

Памятник генералу Тотлебену в Севастополе

 Граф Эдуа́рд Ива́нович Тотле́бен родился 8 (20) мая 1818 в г.Митава столице Курляндской губернии Российская империя. Русский генерал, знаменитый военный инженер, генерал-адъютант (1855), инженер-генерал (1869).

Тотлебен был послан в Севастополь, где ожидалась высадка неприятеля. Сначала главнокомандующий, князь Меншиков, полагал, что союзники, за поздним временем года, не решатся предпринять высадку в Крым, и отклонил предложение Тотлебена немедленно приступить к оборонительным работам. Они были начаты только тогда, когда высадка уже состоялась. Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне.

За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим — и вооружением утратившего теперь своё прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии Тотлебен принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных её пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся ещё отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнём. Работа велась беспрерывно днем и ночью.

В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищёнными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия. Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленною сетью минных галерей.

8 июня Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь

Уже после падения Севастополя Тотлебен в чине генерал-адъютанта строил фортификационные укрепления города Николаева, совершенствовал оборону Кронштадта.

Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. руководил успешной осадой Плевны, командовал Рущукским отрядом, а затем был назначен главнокомандующим. После окончания войны был награжден орденом Андрея Первозванного и возведен в графское достоинство. 

С 1859 года Э. И. Тотлебен — директор Инженерного департамента Военного министерства. Разработал систему укреплений на северо-западных границах, Политические события начала 1860-х годов потребовали от него «крайнего напряжения» в приведении русских крепостей в боевую готовность, чтобы защитить устья Невы и Выборга от нападения вражеского флота и возможной высадки десанта.

В 1874 занимался реорганизацией инженерных войск.

В 1879 был одесским генерал-губернатором, в 1880 стал генерал-губернатором виленским, ковенским и гродненским.

Скончался 19 июня (1 июля) 1884 в Германии, в г. Бад-Зодене (близ Франкфурта-на-Майне Германская империя). Был временно похоронен в часовне-мавзолее на кладбище у лютеранской церкви в Кедайняй, позднее перезахоронен на Братском кладбище в Севастополе.

В честь Эдуарда Ивановича названы село в Болгарии — Тотлебен — и бульвар в Софии.

 

1864 год — время основных работ по постройке Восточно-выборгских укреплений. Особую трудность представляло устройство рва перед куртиной передового укрепления. Оно осуществлялось лишь «способом взрывания скалы». И поныне на срезах гранитных массивов можно видеть частые скважины от бурения, куда закладывалась взрывчатка.

В июне 1863 года в письме генерал-инспектора по инженерной части Э. И. Тотлебена появилось упоминание о намеченном на 1864 год строительстве нового пояса укреплений вокруг Выборга. В июле в Выборг был командирован капитан Калугин «для съёмки позиции». В августе крепость посетил генерал-адъютант граф Лидерс, который составил для царя докладную записку о необходимых мерах по защите Выборга с суши.

По его проекту годом позже начались работы по возведению новых укреплений, получивших впоследствии название Восточно-выборгских. Проект предусматривал постройку перед Петербургским форштадтом четырех отдельных редутов с погребами для боеприпасов, трех промежуточных батарей и передового сооружения в виде бастионного фронта.

Строительство новой крепости предполагалось завершить в кратчайшие сроки и вызвало большое оживление в городе. К работам привлекались не только военнослужащие, но и гражданское население, не менее чем по тысяче человек в день.

Полоса укреплений протянулась от бухты Ховенлахти до бухты Папуланлахти (совр. название Радуга). Центральный участок с наибольшим числом сооружений (редут «В», батареи «б», «в», «г» и «д») разместили на холме Вартсманинвуори — возвышенности ок. 30 метров над уровнем моря, обильно усеянной гранитными валунами и поросшей смешанным лесом.  Закончено строительство укреплений в 1877 году, после чего гора стала называться батарейной. .

Редут «В» — это укрепление занимает центральное положение, так как находится на господствующей высоте горы. Вал имеет бруствер с банкетами, на банкетах находилось 22 орудия. В 1864 году построены 2 потерны, каждая из которых имела по 2 пороховых погреба в боковых симметрично расположенных под брустверами камерах и по 2 выхода в ров.

 

Передовое укрепление представляло собой бастионный фронт, состоящий из куртины, двух батарей, рвов, редутов, подземных переходов, дорог и других сооружений.

1864 год — время основных работ по постройке Восточно-выборгских укреплений. Особую трудность представляло устройство рва перед куртиной передового укрепления. Оно осуществлялось лишь «способом взрывания скалы». И поныне на срезах гранитных массивов можно видеть частые скважины от бурения, куда закладывалась взрывчатка.

Куртина и две батареи передового бастионного фронта, а также все редуты, кроме левофлангового с дерновым эскарпом, имели каменные одежды. Брустверы всех четырех редутов прорезали сортии — сводчатые выходы в ров. Перед рвом насыпали гласис. В непосредственной близости от установленных орудий в редутах и батареях построили еще семь расходных пороховых погребов. Для сообщения между отдельными элементами крепости соорудили потерну — выложенный из кирпича подземный коридор, перекрытый сводом. Потерну в передовом укреплении и примыкающие к ней ходы строили уже в начале 1870-х годов. Со стороны города к сооружениям крепости проложили подъездные пути.

 

Кроме отмеченных четырех редутов, трех батарей, пороховых погребов, сортий и потерны в число построек Восточно-выборгских укреплений входил еще ряд зданий и сооружений: пять деревянных сараев для хранения боеприпасов, казарма в виде бревенчатого сруба, два запасных пороховых погреба, рассчитанных на большие запасы пороха, пять караульных домиков и пять каменных колодцев. В документах того времени отмечается высокое качество строительных работ. Своды потерны и пороховых погребов были оштукатурены и побелены, особой добротностью отличалась столярка: двери, окна, стеллажи.

Восточно-выборгские укрепления возводили более десяти лет; они обошлись государству в сумму, превышавшую миллион рублей. Работы выполнялись горожанами и военными. Руководил строительством начальник Выборгского крепостного инженерного управления подполковник Кисляков.

Полоса укреплений протянулась от побережья Выборгского залива до бухты с нынешним названием Радуга, Центр новой крепости с наибольшим числом ее элементов образовался на горе Вартсманинвуори. Она представляла собой возвышенность около 30 метров над уровнем моря, обильно усеянную гранитными валунами и поросшую смешанным лесом. После постройки Восточно-выборгского укрепленного комплекса и его вооружения гора стала называться Батарейной.

К 1885 году на Восточно-Выборгских укреплениях было размещено 123 орудия:

  • 69 пушек (12-, 9- и 4-фунтовых)

  • 26 мортир (6-дм, 5- и 0,5-пудовых)

  • 28 единорогов (0,5-пудовых)

К 1892 году количество орудий было доведено до 179:

  • 100 нарезных пушек (12-, 9- и 4-фунтовых)

  • 34 гладкоствольные пушки

  • 16 гладкоствольных мортир

  • 20 скорострельных пушек/

В следующий раз о Восточно-Выборгских укреплениях вспомнили после Русско-японской войны, в 1906-1907 годах, когда на их базе было решено создать опорный пункт обороны, в результате чего были построены кухня, жандармский домик, кирпичная стена с тремя воротами и гранитная стена с двумя воротами.

Эти меры, однако, не помогли - ко времени революции Восточно-выборгские укрепления уже устарели морально, их передали городу и потихоньку от них начали избавляться.

В 1913 году со стороны города декоративная зубчатая стена из красного кирпича с бастионами на ее поворотах, с зубчатым завершением и прорезями в виде бойниц-машикулий. Возвели ее, видимо, как ограду для военных складов, разместившихся позже в крепости, и как эффектную деталь городского пейзажа, а не как средство обороны при боевых действиях.

Восточно-выборгские укрепления, как и Аннинские, осадам не подвергались. Наиболее важное историческое событие, связанное с ними, гражданская война в Финляндии. Когда Выборг — последний оплот рабочего правительства и Красной гвардии — оказался в окружении, контрреволюционеры, находившиеся в городе, напав на охрану, освободили пленных белогвардейцев, содержавшихся в замке. Вместе с ними они захватили Восточно-выборгские укрепления. Но в бою 25 апреля 1918 года красногвардейцы выбили их оттуда. Чтобы хранившиеся там боеприпасы, принадлежавшие бывшей царской армии, не достались врагу, их решили взорвать. Огромной силы взрыв потряс тогда Выборг и повлек большие разрушения в крепости.

Со стороны города к сооружениям крепости проложили подъездные пути.

Финны в 1920-1930-х годах снесли фланговые части, прилегающие к Выборгскому заливу и бухте Радуга.

На Восточной позиции 28 февраля 1940 г. было остановлено наступление Красной Армии. Финны удерживали эту линию вплоть до заключения мира 13 марта.

После Великой Отечественной войны на Батарейной горе расположилась воинская часть, потом – гараж комбината бытового обслуживания.

Ныне Батарейная гора оказалась в центре между кварталами исторически сложившейся застройки Выборга и новыми микрорайонами, возведенными в 1960—1980-х годах. Они заняли бывшие пустыри и юго-восточные окраины города. После того, как музей-заповедник «Парк Монрепо» получил настоящий статус, на территории Восточно-выборгских укреплений расположился Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина.

 

Одетые диким камнем — гранитными валунами — бастионы и равелины старых военно-инженерных сооружений в Выборге — это не только ценные образцы крепостной архитектуры далекого прошлого, но и замечательные памятники боевой славы русского оружия. Подернутые мхом их суровые эскарпы — безмолвная летопись солдатской доблести наших соотечественников, боровшихся за дедовские земли, а также титанического труда по возведению сложнейших укреплений, обеспечивавших дальнейшую безопасность города. Трудно переоценить роль этих памятников в воспитании патриотических чувств у нынешнего и грядущих поколений.

 

Кирпичная стена с бастионами со стороны города построена в 1907-13 годах, как ограда военных складов

 

 

 

 

 

Продолжение на следующей странице