Прогулка от вокзала до Площади Старой Ратуши стр. 1

 

Добраться до Выборга можно на электричке из Санкт-Петербурга или на поезде из Москвы. Независимо от того, прибывает ли путник электричкой из Петербурга, поездом из Москвы или автобусом из Северной столицы или иных городов, он неизбежно оказывается либо на самом железнодорожном вокзале Выборга, или около него – автовокзал расположен совсем рядом, и маршруты проходят по привокзальной площади. Существующий железнодорожный вокзал является третьим по хронологии.

Современное здание станции являет собой типичный образец вокзальной архитектуры провинциального сталинского ампира. Возведено в 1953 году по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова взамен разрушенного во время войны.

 

Первое деревянное здание выборгского вокзала было построено в 1869 году, к открытию железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс. Строение было деревянным и располагалось чуть юго-восточнее современного, ближе к автомобильному путепроводу «Железнодорожный мост» на Папулу, близ излома Железнодорожной улицы у домов 13 и 15. 

 

В 1913 году по проекту финских архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса было построено новое гранитное здание вокзала. В проекте здания явно прослеживались черты, характерные для других работ данных архитекторов, таких, как здание вокзала в Хельсинки. Например, по аналогии с вокзалом в финской столице, где центральный вход в здание станции с двух сторон украшают две человеческие фигуры, с обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитектором были установлены по две скульптуры медведей.

Во время советско-финской войны 1941−1944 г. главное здание выборгского железнодорожного вокзала было уничтожено в ходе бомбардировок. Сохранилась небольшая часть вокзала финской постройки — багажное отделение. В 1906—1917 годах на вокзале неоднократно бывал В. И. Ленин, о чём напоминает установленная на новом здании мемориальная доска.

 

На первом этаже современного двухэтажного здания вокзала расположены: главный зал и кассовый зал пригородного сообщения, справочное бюро, окно дежурного по станции, магазин, буфет, несколько печатных киосков, пункт обмена валют, справочные и платёжные терминалы, таксофоны, табло с расписанием поездов, камеры хранения и туалеты. Также на первом этаже расположены турникеты, контролирующие проход к поездам пригородного сообщения. Второй этаж представляет собой балкон по периметру главного зала, на котором установлены места для ожидающих. Также на вторм этаже имеются: кассовый зал дальнего сообщения, окно заказа такси, таможенный отдел, а также несколько фирм, арендующих помещения.

 
 

Справа относительно фасада здания, выходящего на площадь, в современный вокзал встроена небольшая сохранившаяся часть вокзала финской постройки — багажное отделение. 

 

Прибытие и отправление поездов дальнего следования (на Москву, Хельсинки) осуществляется с боковой платформы № 1, имеющей 2 выхода непосредственно в зал ожидания, находящийся на втором этаже вокзала. Пригородные поезда (кроме поездов направления Выборг — Лужайка — Бусловская) прибывают и отправляются с платформ № 2, 3, 4. Движение же пригородных электропоездов бусловского направления осуществляется с платформы № 5. Платформы № 2, 3, 4, 5 — островные, соединены между собой. Проход в здание вокзала и выход в город осуществляются по подземному пешеходному переходу. Указатель с названием станции на платформе

 

Прямо перед зданием вокзала расположена Вокзальная площадь, при пересечении улиц Вокзальной, Железнодорожной и Ленинградского проспекта. Примыкает к другой городской площади - Привокзальной, которая расположена слева. Прочитать больше о Выборгском железнодорожном вокзале можно ЗДЕСЬ.

 

Формирование площади было предусмотрено генеральным планом развития Выборга 1861 года. В 1863 году начались работы по прокладке от Выборгского порта Александровской перспективы (ныне Ленинградский проспект) до планируемой железной дороги путём засыпки части залива материалами от разбираемых куртин Рогатой крепости. На отвоёванной у залива территории образовалась обширная площадь, в северо-восточной части которой по проекту К.А. Эдельфельта (фин.)русск. в 1869 году было построено деревянное здание вокзала для новой железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс, открытой в 1870 году. Финское название Rautatieaseman aukio переводится как площадь Железнодорожного вокзала; в русской литературе площадь первоначально именовалась Железнодорожной, затем, с сороковых годов 20 века, параллельно использовались названия «Привокзальная» и «Вокзальная»

В 1913 году по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса было построено новое гранитное здание вокзала в стиле национального романтизма, по конструктивному решению аналогичное зданию вокзала в Гельсингфорсе. Оно разместилось ближе к береговой линии. Другим заметным зданием в том же стиле стал дом М. Пиетинена, возведённое в 1907 году. Фасад, выходящий на площадь, был спроектирован архитектором А. Линдгреном.

Площадь приобрела значение важного транспортного узла: не только для железнодорожного, но также трамвайного и автомобильного.

Во время советско-финской войны 1941−1944 г. здание выборгского железнодорожного вокзала было разрушено. Сохранилась его небольшая часть — багажное отделение. Серьёзно пострадал и бывший дом Пиетинена, восстановленный с отклонениями от первоначального проекта. Послевоенное здание вокзала в стиле сталинский ампир возведено в 1953 году по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова. Напротив в 1959 году выстроено близкое по стилю жилое здание с помещениями Выборгской таможни. В 2006 году в ходе реконструкции на площади был установлен «Знак города Выборга» в виде буквы W работы скульптора В.П. Димова. А к 2009 году было принято решение об устранении путаницы с названием площади путём её разделения на Вокзальную (у главного здания вокзала) и Привокзальную (у здания багажного отделения).

 

На левой стороне Вокзальной площади, на примыкании ее к Вокзальной улице (ул.Железнодорожная ул.,115) расположено здание Таможни построенное в 1959 году.

 

В советский период в здании помпезного сталинского стиля находился валютный магазин «Березка», вожделенная мечта всех советских граждан. Сейчас здесь расположено Управление выборгской таможни.

 

На правой стороне Вокзальной площади, на примыкании ее к Ленинградскому проспекту, в непосредственной близости от железнодорожного вокзала расположен Выборгский автовокзал, обслуживающий городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты.

 

Построен в 1932 году, то есть в тот период, когда Выборг входил в состав Финляндии и, к слову, считался ее архитектурной и культурной жемчужиной. Построен по проекту архитектора В. Кейнянена в стиле функционализма,  ставший первым в Фенноскандии зданием, специально предназначенным для оказания услуг пассажирам и автоперевозчикам. В дальнейшем автовокзалы Финляндии  проектировались по образцу выборгского.

По причине быстро возраставшего пассажиропотока автовокзал уже в 1936 году был надстроен и расширен архитектором У. Ульбергом. Автовокзал представляет собой двухэтажное здание с залом ожидания, кассами и предприятиями торговли и общественного питания.

Основной функцией вокзала было обслуживание междугородных и пригородных пассажирских перевозок. В городе основным видом общественного транспорта оставался трамвай. Количество работающих в городе автобусов резко увеличилось с 1957 года, в связи с закрытием городского трамвайного движения. Здание автовокзала, пострадавшее в ходе советско-финских войн (1939—1944), было отремонтировано и вновь открыто в 1959 году.    Его построили в 1932 году На мой взгляд, проект сложно называть привлекательным, по крайней мере в современном его виде, поэтому останавливаться на автовокзале отдельно я не стал.

Так автовокзал выглядел до войны.

 

Продолжение на следующей странице