Прогулка от вокзала до Площади Старой Ратуши стр. 2

 

Огибаем с юга здание автовокзала и выходим на улицу Железнодорожная.

Правое здание с красной крышей – доходный дом фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко», построенное в 1908 году, расположенное непосредственно за зданием автовокзала, по адресу Железнодорожная ул., 4, - достаточно интересный образец модерна (югендстиля) в Выборге.

Дом был построен для Ф. И. Сергеева, который был владельцем табачной фабрики, пивоваренного завода и оптово-торговой фирмы. Этот человек был не только успешным выборгским предпринимателем, но и благотворителем: на его пожертвования содержались реальный лицей, народная школа, получали стипендии малоимущие ученики.

В 1939 году пивоваренный завод Сергеева решил направлять часть выручки от продажи пива «Олимпиада» в пользу олимпийского фонда Финляндии, однако из-за начавшихся военных действий задумка не была реализована. Само здание построено в стиле модерн по проекту городского архитектора Выборга Пааво Уотила (Paavo Uotila) (1861–1964) в 1908 году.

Раньше в центре фасада возвышалась ныне утраченная часовая башенка, вместе с которой дом смотрелся, конечно, более интересно. Более подробно о доходном доме фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко» можно прочитать ЗДЕСЬ

 

Возвращаемся назад по улице Железнодорожная до Ленинградского проспекта. Пересечем Ленинградский проспект и подойдем к одному из самых известных образцов архитектуры модерна в Выборге — так называемому дворцу Пиетинена (Пиетенена), который расположен прямо напротив  автовокзала, у Вокзальной площади, по адресу Ленинградский пр., 31 (угол с Треугольным переулком) (дом также известен как здание АО «Ойкос») (см. карту Выборга). Дом был построен в 1908 году для мебельного фабриканта М. Пиетинена по проекту архитекторов Б. Юнга и О. Буманссона и А. Линдгрена.

Каждая деталь — яркий образец стиля народной романтики. В здании были индивидуальные ванные комнаты, туалеты, а также первый в городе лифт. В годы войны (1941 г.) дом был разрушен. Ремонт во многом исказил облик здания. Лишившись высокой угловой башни, оно утратило и выразительность силуэта, изрядный внешний облик. Однако уникальные гранитные маскароны, украшающие фасад, сохранились. Сейчас это жилой дом, на первом этаже размещаются конторы. Это было одно из первых в городе зданий, оснащенных лифтами и водопроводом с горячей водой.

В 1930-х годах в нем располагалось Советское консульство. Прочитать больше о дворце Пиетинена можно ЗДЕСЬ.

 

Пройдя вдоль дворца Пиетинена, вернемся вновь на правую сторону Ленинградского проспекта. Пройдя через сквер,  мы выйдем на берег залива Салпкка-Лахти, что в переводе с финского означает «бухта уклеек». Пройдем по северной стороне набережной залива. Первое, что нам встретится на пути, это пожалуй, самое молодое скульптурное произведение Выборга. Бетонный Выборгский осьминог руки неизвестного автора, расположившись на набережной неподалеку от гостиницы «Дружба», удивленными глазами смотрит на туристов и горожан.

 

В 1984 году режиссёр Станислав Ростоцкий снимал под Выборгом исторический фильм "И на камнях растут деревья", рассказывающий о славянском юноше, волею судьбы ставшего викингом. После окончания работы режиссер подарил лодки городу в благодарность за помощь в съемках.

Драккары (от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.

 

Драккары строились из ясеня, сосны или дуба. Кораблестроители викингов изначально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов. После срубки, дерево разрубалось пополам, а затем из каждой половины вырубалось по одной доске. Чтобы сохранить прочность и эластичность викинги вытёсывали доски исключительно вдоль волокон, а в качестве инструмента использовали топоры различных видов. Полученные доски можно было изгибать до 40 градусов без последствий деформаций. Для бортовой обшивки брались дубовые доски и клались внахлест. Доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок. Потом вся конструкция пропитывалась сосновой смолой. Таким образом при движении по воде создавалась воздушная прослойка - это повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигалась лодка.

 

 Паруса шились из шерсти - из длинных волос овец североевропейской породы. Ланолин (жировой слой), покрывающий шерсть, защищал в дальнейшем парус от намокания. Эта технология чем-то напоминает технологию производства современного линолеума.

 

Гостиница «Дружба» — шестиэтажная трёхзвездочная гостиница, расположенная в центре города, вблизи от городского автовокзала и железнодорожного вокзала. Считается одним из самых удачных сооружений советского времени в Выборге. Гостиница построена в 1982 году по заказу Госкоминтуриста СССР финской фирмой «Перусюхтюма». Проект здания отеля международного класса «Б» на 180 номеров был выполнен институтом «ЛенНИИпроект» под руководством заслуженного архитектора РСФСР В.Н. Щербина. Он включал ресторан с залами на 350 человек, бар, буфет, а также сауну с бассейном.

В 1998–1999 и 2008 годах проводились реконструкции здания гостиницы. Гостиница в форме многопалубного корабля хорошо вписалась в городской пейзаж. В дизайне и отделке фасада нашли отражение гранитные куртины соседних Аннинских укреплений. А при определённом солнечном освещении в зеркальных окнах гостиничного ресторана отражается Выборгский замок. В память о фильме «И на камнях растут деревья», снятом в окрестностях Выборга, у здания гостиницы установлены копии древних драккаров.

 

Левее гостиницы «Дружбы» можно видеть еще одну гостиницу – теплоход «Короленко», поставленный здесь в 1994 году.

Теплоход «Короленко» - теплоход проекта 646, построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в 1954 году. Первый рейс теплоход совершил в июне 1955 года по маршруту Ленинград - Петрозаводск - Медвежьегорск. С 1964 года с открытием Волго-Балта работал на линии Ленинград - Ярославль. «Короленко» большую часть жизни работал в Северо-Западном пароходстве, с конца 1970-х до начала 1990-х годов был приписан к Волго-Донскому пароходству. В 1980-е годы, уже в составе флота Волго-Донского пароходства «Короленко» обслуживал интересные туристические маршруты, например Ростов-на-Дону - Ленинград - Москва.

 

 Теплоход «Короленко» был снят в фильме «Молодая жена» Ленфильм, СССР, 1978.

В настоящее время теплоход «Короленко» стоит в Выборге на набережной залива Салакка-Лахти рядом с гостиницей «Дружба» и используется в качестве гостиницы. Теплоход более никогда не сможет выйти в рейс, т. к. он навечно «заперт» мостами. Один железнодорожный (линия Выборг - Хельсинки), а второй - внутригородской автодорожный.

Так и не удалось найти достоверные сведения о том, в какой период разводка железнодорожного моста была окончательно прекращена и на нём были уложены сплошные рельсы и натянуты сплошные провода.

Правда, как минимум один раз после укладки сплошных рельсов и установки сплошных проводов контактной сети железнодорожный мост через Замковый пролив всё же был разведён. Произошло это в 1991 году, когда в центре Выборга в бухте Салакка-лахти был установлен теплоход-гостиница «Короленко». Залив Салакка-лахти расположена в Замковом проливе. От Выборгского залива её отделяют Петровский и Крепостной мосты, а от бухты Защитной Финляндский железнодорожный мост. Завести в бухту Салакка-лахти судно, не пройдя хотя бы один из этих мостов невозможно. А Крепостной мост в то время уже был перестроен и не имел разводного пролёта.

В итоге, завести теплоход в бухту Салакка-лахти можно было только через бухту Защитную и Финляндский железнодорожный мост, который пришлось развести. Для этого на мосту пришлось разобрать сплошные рельсы и снять провода контактной сети.

В июне 2010 года разводные механизмы на Финляндском железнодорожном мосту были окончательно разобраны. Разводка моста окончательно стала невозможной

 

  Вернемся назад по набережной залива Салакка-Лахти до скульптуры «Осьминог» и посмотрим на противоположный берег залива. Вид через залив с северного берега на южный. На фотографии Рыночная площадь.

В глаза бросаются приземистая Круглая башня XVI века, некогда защищавшая ворота городской стены, и увенчанное островерхой башенкой вытянутое вдоль набережной красное здание рынка. Построенный в 1904 году, выборгский крытый рынок считался самым крупным в Скандинавии. Проектом в нем закладывалась особая система охлаждения для хранения рыбы и мяса. Справа вдали виднеется верхушка Часовой башни. К ней, как и к Круглой, позже мы еще вернемся.

 

Полюбовавшись видом Рыночной площади, по набережной обогнем залив Салакка-Лахти с юго-востока

 

 Кстати заметим, что все здешние воды, несмотря на формальную принадлежность к Финскому заливу Балтийского моря, полностью пресноводные

 

Обернувшись назад, за водной гладью залива мы видим Ленинградский проспект и слева направо: здание автовокзала, здание Выборгской таможни и дворец Пиентинена.

 

Продолжение на следующей странице