Главная / Моя библиотека
О Владимире Владимировиче Корчагине

Владимир Владимирович Корчагин — русский советский и российский писатель, ученый-геолог. Помимо фантастики, к которой обратился в 80-х годах прошлого века, известен также произведениями других жанров. Автор нескольких монографий и учебных пособий по геологии и минералогии.

Родился в Казани 14 октября 1924 года, с 14 лет начал работать, после войны в 1951 году окончил геологический факультет Казанского университета, в 1954 году стал кандидатом геолого-минералогических наук. Был доцентом Был доцентом кафедры минералогии Казанского государственного университета, и работал там 36 лет, до 1987 года, занимаясь научной и преподавательской деятельностью. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2000). Жил в Казани.

 

В период моей учебы на геологическом факультете КГУ Владимир Владимирович читал нам лекции по минералогии и кристаллографии.

 

Член Союза писателей СССР и Татарстана. Активно занимается и общественной деятельностью. В 1984 году после вступления в Союз писателей Татарстана Владимир Владимирович почти сразу же становится руководителем его русской секции, а с 1986 года — литературным консультантом. Через его руки прошли сотни рукописей начинающих литераторов, некоторые из них стали теперь профессиональными писателями. На трех съездах писателей республики Корчагин избирался в состав правления творческого союза. Кроме того, писатель часто встречается с читателями в школах, институтах, библиотеках Татарстана. Владимир Владимирович обладает даром замечательного рассказчика. На его вечерах всегда бывает интересно, завязывается увлекательный диалог писателя с читателями.

Высокую оценку творчеству Владимира Корчагина в разные годы дали видные писатели-фантасты Иван Ефремов, Александр Казанцев и другие.

За скупыми строчками творческой биографии писателя стоит талантливый, жизнелюбивый, доброжелательный человек, никому не отказывающий в поддержке или просто добром слове. Поэтому в его рабочем кабинете в Союзе писателей всегда толпятся молодые авторы, жадно ловящие каждое слово мэтра.

 

Владимир Корчагин

Владимир Корчагин является автором нескольких романов и повестей, приключенческо-познавательных. После дебютного романа — «Тайна реки Злых Духов» (1962), в основу которого легли впечатления от его геологических экспедиций были написаны и другие приключенческо-познавательные книги:«Путь к перевалу» (1968),

 

К фантастике автор обратился с 1980-х, написав научно-фантастические романы "Астийский эдельвейс" (1982), "Конец легенды" (1984), "Именем человечества" (1989), "Узники страха" (1991), "Женщина в чёрном" (2002), "Две жизни" (2004).

 

Героями его первых произведений неслучайно стали разведчики земных недр, геологи и студенты. Более 40 лет жизни Владимира Корчагина так или иначе связаны с геологическим факультетом университета. Здесь он был студентом и аспирантом, а затем стал доцентом кафедры минералогии.

За четыре десятка лет научно-исследовательской и преподавательской работы он исколесил почти всю страну. Именно впечатления от геологических экспедиций легли в основу его дебютного романа «Тайна реки Злых Духов», который стал настоящим бестселлером 60-х годов ХХ века.

Начало шестидесятых годов — хрущевская оттепель. Брожение в просвещенных умах России не могло не коснуться и молодого преподавателя минералогии. К тому же неугомонной душе Корчагина было мало одной работы в университете, своей любовью к геологии и романтике ему захотелось поделиться и с другими. Книга выдержала несколько переизданий. Немало молодых людей под влиянием этого произведения выбрали профессию геолога.

Чем же объяснить такой интерес к книге? Не только тем, что автор по ходу действия рассказывает о геологической истории Земли, показывает неповторимую красоту минералов. Как пишет в свой статье «Синтез научного и художественного в прозе В.В.Корчагина» литературовед А.Галимуллина: «Художественное мастерство писателя проявилось и в создании увлекательного приключенческого сюжета... Читатель, заинтересованно следя за приключениями, переживаниями обаятельных героев-подростков, учится преодолевать трудности, ценить истинные человеческие отношения. Ребята в повести движутся не только по пути от незнания к знанию, совершают пространственные перемещения, попадая в исключительные ситуации, но и проходят путь нравственного самоопределения». И действительно, несомненной удачей автора стали остропсихологический сюжет, простота и доступность в изложении научных знаний, достоверность в изображении взаимоотношений героев книги.

 

Владимир КорчагинВладимир Корчагин

Автор приоткрыл секрет, что чаще всего образы своих героев он списывает с реально живущих людей. Девушка Люся, например, в романе «Путь к перевалу» никто иная, как некогда тайно обожаемая им студентка. Лишь для нее одной, как признался автор, он читал лекцию на занятиях. И произошло чудо, девушка, сидевшая где-то на задворках аудитории, пересела в первый ряд и буквально стала пожирать лектора своими огромными глазищами… И Владимиру Владимировичу ничего не оставалось делать, как переселить ее на плывущий остров — одну из загадок природы, раскрытой в научно-фантастической повести «Конец легенды».

А вот как создавался в «Астийском эдельвейсе» образ инопланетянки? Однажды Владимир Владимирович сидел в читальном зале Ленинградского университета. А рядом с ним оказалась просто фантастическая девушка с глазами изумрудного цвета — такого, как листва молодых деревьев… Сначала писателю казалось, что перед ним совершенно неопытная девчушка, а потом вдруг в ее глазах ему чудился взгляд опытной женщины… И у Корчагина родились такие строки — «В глазах Этаны застыл холод космических глубин, безжалостный и беспощадный».

Далеко не у всех произведений писателя счастливая судьба, из одних выкидывали целые главы, пытаясь уместить в определенный стандарт, другие редактировали невежественные «выдвиженцы». Но, по словам самого Владимира Владимировича, творчество дало ему возможность ощутить полет собственной фантазии и через какое-то время убедиться в научной обоснованности выдвинутых им гипотез. Волновавший его вопрос возникновения человеческого разума заставил писателя усомниться в теории Дарвина и помог ему поверить в человека.

«Я никогда в своей жизни не делал скидки на то, что принято называть судьбой. Нужно бороться и с судьбой, и с обстоятельствами» — говорит писатель, подытоживая разговор о своих героях и о своей творческой судьбе.

 

После вступления в Союз писателей Татарстана (1984), писатель долгие годы возглавлял его русскую секцию. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2000). За повесть "Подкидыш" в 2000 году автор был удостоен Державинской премии. Написал несколько монографий и учебных пособий по геологии и минералогии.

 

В 1984 году после вступления в Союз писателей Татарстана Владимир Владимирович почти сразу же становится руководителем его русской секции, а с 1986 года — литературным консультантом. Через его руки прошли сотни рукописей начинающих литераторов, некоторые из них стали теперь профессиональными писателями. На трех съездах писателей республики Корчагин избирался в состав правления творческого союза. Кроме того, писатель часто встречается с читателями в школах, институтах, библиотеках Татарстана. Владимир Владимирович обладает даром замечательного рассказчика. На его вечерах всегда бывает интересно, завязывается увлекательный диалог писателя с читателями. 

    Высокую оценку творчеству Владимира Корчагина в разные годы дали видные писатели-фантасты Иван Ефремов, Александр Казанцев и другие. 

 Владимир Владимирович Корчагин скончался 26 декабря 2012 года в Казани.  Умер русский писатель и ученый-геолог . Об этом ИА «Татар-информ» сообщила руководитель ЛИТО «Белая ворона» Наиля Ахунова.

 

Двадцать лет спустя

Ахат Мушинский

 

«Мне уже шестьдесят,—говорит один из героев романа Владимира Корчагина «Именем человечества» врач Зорин,— и тем не менее я готов повторить вслед за Эйнштейном, что «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека,—это ощущение таинственности окружающего мира. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае—слепым». В этих словах, наверное, ключ к пониманию всех произведений В. Корчагина, ключ к пониманию внутреннего мира и самого писателя, отдавшего себя равно науке и литературному творчеству. Я бы добавил только, что наряду с постоянным мотивом чего-то таинственного, загадочного, интригующего в каждой книге его неизменно звучит гимн красоте: красоте природы, красоте человека, красоте человеческих отношений.

Это ощущение таинственности и красоты окружающего мира пришло к нему еще в детстве. Может быть, это было,— вспоминает Владимир Владимирович,—в тот ясный весенний вечер, когда ему посчастливилось увидеть феерическую картину падения огненно-красного болида, с грохотом пронесшегося над дальними холмами, может быть, позднее, когда он с удивлением наблюдал, как, повинуясь движению солнца, медленно, но упорно поворачивается вслед за ним ярко-желтая головка подсолнечника. А может быть, еще позже, когда, расколов с виду невзрачный камень, он обнаружил внутри изумительный узор чистейшей воды прозрачного агата.

Как бы то ни было, именно это ощущение таинственности и красоты окружающей природы привело его на геологический факультет Казанского университета, позволило успешно защитить диссертацию и стать ученым-минералогом. И тут перед ним раскрылся мир, полный таких загадочных тайн, такой совершенной безыскусственной красоты, что ему захотелось рассказать о нем людям. Так родилась приключенческо-лирическая повесть «Тайна реки Злых Духов».

Это был дебют будущего писателя. Дебют удачный. Повесть стала своего рода бестселлером для целого поколения мальчишек и девчонок. Не оставила она равнодушным и взрослого читателя. В течение нескольких последних лет книга претерпела еще два массовых издания, весь тираж которых разошелся практически мгновенно. Исключительно тепло отозвался о повести виднейший писатель того времени Иван Ефремов. Автора книги засыпали письмами, в которых читатели просили рассказать о том, что сталось в дальнейшем с полюбившимися им героями.

В. Корчагин пошел навстречу своим читателям, решил проследить судьбу героев «Тайны» дальше, показать их более взрослыми, повести за собой в аудиторию университета, познакомить читателя с новейшими проблемами геологической науки. Результатом этого явился роман «Путь к перевалу».

Между тем, загадки и тайны мироздания продолжали волновать В. Корчагина и в последующие годы. Его заинтересовал вопрос об истоках человеческого разума, о возможной связи цивилизации Земли с цивилизацией иных миров. Огромную, если не решающую роль в решении этих вопросов сыграли беседы писателя с Иваном Ефремовым. Именно Ефремов дал первый поощрительный отзыв на рукопись нового научно-фантастического романа В. Корчагина «Астийский эдельвейс».

К сожалению, судьба «Астийского эдельвейса» сложилась непросто. В силу не совсем ординарной трактовки некоторых научных и социально-философских проблем лишь после десяти лет «хождения по мукам» «Молодая гвардия» опубликовала сильно сокращенный вариант романа. И только теперь, спустя двадцать с лишним лет после написания, он выходит на суд читателя в своем полном, первозданном виде.

О чем же роман? Сказать это в двух словах просто невозможно. Роман многоплановый. В нем тесно переплелись проблемы чисто земные с проблемами глобального вселенского масштаба, проблемы, вставшие как перед молодой, еще несовершенной цивилизацией Земли, так и перед многомиллионнолетней сверхсовершенной цивилизацией системы Агно. Здесь читатель встретится и с бесчисленными противоречиями нашего земного общества, и с принципиально отличными, но тоже не идеальными общественно-социальными моделями иных миров. В книге соседствуют как сложные научные проблемы, так и глубокие личные переживания героев, тонко сосуществуют и жесткие бескомпромиссные требования разума, и властные, подчас безрассудные веления любви.

Роман написан в обычной для В. Корчагина манере мягкого лирического повествования, с остро-увлекательным сюжетом и четко очерченными запоминающимися образами героев. В нем читатели найдут немало интересных сведений из геологии, антропологии, палеонтологии, астрофизики. Но эта насыщенность научными данными не перегружает произведение. Автор избегает категоричности, с большим тактом выдвигает научные идеи, образующие фабулу романа, умело вплетает их в сюжетную канву, убедительно показывает, что именно научное призвание, более, чем что-либо другое, может пробудить в человеке громадные внутренние силы, привести к самопожертвованию, подтолкнуть к благородным поступкам, к подвигу,—всему тому, что совершает Максим Колесников.

В романе, как и в других произведениях В. Корчагина, много загадочного, неожиданного, автор остается верным своему кредо: заставить читателя увидеть, почувствовать силу красоты как в недрах прибывшего к нам чудо-звездолета, так и в любом уголке родной планеты. Более того, он убедительно показывает, что именно эта сила даст возможность и нашей далеко не совершенной цивилизации—цивилизации малообразованных, малокультурных, но одаренных необычайно богатой эмоционально-духовной сферой людей, протянуть руку помощи (вот он, чудесный эдельвейс!) значительно более высоко развитым мирам, «зациклившимся» на одном лишь культе разума, загнавшим себя в тупик беспредельной машинизацией всех без исключения сторон жизни.

Короче говоря, «Астийский эдельвейс»—это попытка исследовать художественными средствами пути развития цивилизаций, сходных в своем начальном этапе с цивилизацией Земли. Причем исследовать не методом абстрактных рассуждений, а методом проникновения во внутренний духовный мир вполне конкретного человека. Ибо человек и только человек (или иное разумное существо), по мнению автора, всегда остается единственной и высшей ценностью в любое время, в любых мирах Вселенной.

Именно это вызвало наиболее живой отклик у большей части читателей после опубликования журнального варианта романа. Они снова забросали автора письмами с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе его героев. В результате «Астийский эдельвейс» также не остался без продолжения. В следующем научно-фантастическом романе «Именем человечества» писатель вновь вернул Максима на Землю, где тот по-прежнему отдает все силы, весь талант на благо своему народу, своей Родине. Автор, однако, и здесь не ограничивается чисто научно-фантастической проблемой создания нейтринного генератора, способного вывести из строя любое термоядерное оружие. В романе решается один из основополагающих вопросов человеческого бытия—характер взаимоотношения людей в самых различных, подчас сверхэкстремальных обстоятельствах, а главное, в нем снова и снова писатель обращается к утверждению, что нет ничего увлекательнее и достойнее, чем разгадка тайн, которыми полна окружающая нас природа.

Следует заметить, что, поскольку роман «Астийский эдельвейс» вышел сокращенным более чем на половину, а некоторые его герои (Татьяна Тропинина и др.) были вообще исключены издателями из повествования, то автор вынужден был во избежание недоуменных вопросов читателей романа «Именем человечества», где Тропинина оказалась одной из главных действующих лиц, внести в эту книгу некоторые из исключенных глав «Астийского эдельвейса»

В данном, полном варианте романа «Астийский эдельвейс» эти главы, естественно, заняли соответствующее место, что не должно удивлять читателя, ранее познакомившегося с романом «Именем человечества».

Вслед за романом «Именем человечества» В. Корчагин издает научно-фантастическую повесть «Конец легенды», где читатель встречается с чрезвычайно загадочным, на первый взгляд, явлением природы, которое имеет вполне естественное научное объяснение. Впрочем, эта сторона повести составляет лишь канву сюжета, на фоне которой развертывается острейшая, полная драматизма борьба героев В. Корчагина за утверждение общечеловеческих принципов справедливости и гуманизма.

В таком же примерно ключе написан и научно-фантастический роман «Узники страха» В нем опять с одной стороны—научно-фантастическая гипотеза о том, что может произойти на Земле в результате массового применения термоядерного оружия, с другой—полная тайн история загадочного племени людей, живущих на дне неприступной горной котловины.

Это последнее обстоятельство является, пожалуй, наиболее характерной особенностью всего творчества В. Корчагина. В сюжете каждой из его книг заключена тайна, разгадка которой и держит читателя в напряжении от первой до последней страницы, то есть все они написаны в особом жанре, который можно было бы назвать научно-фантастический детектив.

Вышедшая недавно повесть «Подкидыш» являет собой наиболее ярко выраженное произведение названного жанра. Здесь читатель вновь встречается с тайной, разгадке которой посвящен весь ход повествования. Но вместе с тем эта тайна заключает в себе и оригинальную научно-фантастическую идею, актуальность которой особенно велика в наше время и в нашей стране.

В заключение можно сказать, что в настоящее время В. Корчагин заканчивает работу еще над одной научно-фантастической повестью— «Женщина в черном»,—повестью об ученых, занимающихся генной инженерией, и морально-этических проблемах, которые встают в этой связи перед человечеством.

Таким образом, в течение указанных двух десятилетий Владимир Корчагин окончательно сложился как один из интереснейших наших писателей-фантастов. И роман «Астийский эдельвейс», бесспорно, является самым значительным, самым лучшим его произведением, и можно порадоваться, что он выходит наконец к читателю в полном объеме, таким, каким он был написан двадцать лет назад.

 

Владимир Корчагин: «Приключения придумать невозможно. Их надо пережить»

Ольга Иванычева

 

На днях легендарному писателю Владимиру Корчагину исполнилось 80 лет. Но как признается сам Владимир Владимирович, он до сих пор остается неисправимым романтиком и даже авантюристом. А для писателя-фантаста эти качества просто необходимы.

— Владимир Владимирович, думали ли вы, что роман о камнях «Тайна реки злых духов» станет одной из самых читаемых книг в России?

— Нет конечно. Я с юности был влюблен в мир природных камней и минералов. Это не те блестящие и дорогие камни, которые можно увидеть на витринах ювелирных магазинов. Красота природных камней неописуемая, притягательная, магическая. Как профессиональный геолог я начал писать научные очерки о камнях. Но читать это оказалось скучно. И я понял, что нужен захватывающий, увлекательный сюжет. Так появились мои герои и те непростые ситуации, в которые они попадают.

— Почему-то «Тайну реки злых духов» не видно в книжных магазинах, ее не переиздают или переиздают, но она моментально раскупается?

— Не переиздают, хотя читатели просто этого требуют. Но издатели не хотят. Мне откровенно так и сказали: эта книга не принесет издательствам коммерческой прибыли. Хотя такие романы очень нужны, особенно молодежи. Представьте, как только «Тайна реки злых духов» вышла в свет, число желающих поступить на геологический факультет КГУ возросло в десять раз! А сегодня, оказывается, переиздавать ее невыгодно.

— Вот это самая настоящая научная и ненаучная фантастика...

— Ну, бог с ними... Я же знаю, что книгу до сих пор читают с удовольствием. Меня недавно пригласили на встречу с читателями в Ижевск. Там в библиотеке мне показали два экземпляра «Тайны реки злых духов». Их настолько зачитали, что у одного осталось только начало, а у другого — конец. Библиотекари объединили две книги в один том, так их и выдают вместе.

— Владимир Владимирович, вы литературный консультант Союза писателей Татарстана, вам приходится прочитывать тонны рукописей начинающих авторов...

— Да, материала настолько много, что его чтение занимает практически все время, а на все остальное остается совсем немного. Надо сказать, что пишут сейчас все, начиная от учеников средних школ и кончая пенсионерами. И что самое любопытное, из каждых десяти рукописей семь-восемь — это рукописи женщин. И среди них есть очень талантливые и перспективные. Думаю, что литература начинает приобретать женское лицо.

— Такого, наверное, раньше  не было?

— Нет, не было. Женский литературный бум стал особенно заметным в последние два-три года.  

— Интересно, а о чем сейчас пишут?

— О многом и по-разному, но вот в жанре фантастики и приключений, к сожалению, очень мало. И это не случайно. Жизнь стала приземленной, более прагматичной. Но здесь есть еще один аспект — финансовый. Чтобы писать про приключения, писателю самому надо ездить, путешествовать. Приключения тем и ценны, что придумать их невозможно. Даже при самой богатой фантазии. Их нужно пережить. Я объездил всю страну, и все, что повидал, хватило бы на десятки приключенческих романов. А сейчас люди в основном сидят дома. Многие даже в отпуск не могут себе позволить никуда съездить из-за того, что нет денег.  Я не имею в виду так называемых новых русских. Они ездят везде. Но они-то как раз и не могут ничего написать.

— А над чем работаете сейчас вы?

— Недавно вышел мой роман «Женщина в черном». А буквально на днях в журнале «Идель» была опубликована повесть «Две жизни».

— Судя по названиям, это тоже приключения и фантастика?

— «Женщина в черном» о проблеме человеческой совести. Что такое совесть? То ли это действительно только плод нашего воображения, то ли какое-то чувство, то ли остатки инстинкта, заложенного в нас предками... На эти вопросы мало кто может ответить. Я убежден, совестью обладают все. Но есть люди, которые могут очень хорошо и глубоко ее прятать. Но в конечном итоге это оборачивается для них плачевно... Вот об этом я попытался рассказать в «Женщине в черном». Книга, по-моему, получилась интересная, в приключенческо-фантастическом жанре и даже с элементами детектива...

— А «Две жизни»?

— Вы слышали о теории реинкарнации?

— Это теория о переселении душ.

— Правильно, так вот это роман о реинкарнации. Основная его идея стара как мир — любовь сильнее смерти.

— А вы сами верите в переселение душ?

— Как вам сказать... И верю, и не верю... Уже много опубликовано документальных научных данных о людях, которые вдруг вспоминали эпизоды своих прошлых жизней и рассказывали такие конкретные детали о жизни в разные исторические эпохи, которые  просто не могли знать.

Жизнь — это тайна. Согласитесь, было бы неинтересно, если бы мы помнили все о своих предыдущих жизнях и заранее знали, как сложится наша судьба, когда и как мы умрем и в кого переселится наша душа потом. Один мудрец замечательно сказал, что человек никогда не знает, когда настанет его последний час и это незнание делает его практически бессмертным.

 

Газета «Казанские Ведомости» 28.10.2004, выпуск № 147/248

_________________________________________

СПРАВКА «Казанских Ведомостей»

Владимир Корчагин — кандидат геолого-минералогических наук. За сорок лет научно-исследовательской работы исколесил почти всю страну. Именно материалы и впечатления от геологических экспедиций легли в основу его дебютного романа «Тайна реки злых духов», который стал настоящим бестселлером. Он автор 15 научно-фантастических и приключенческих романов и повестей. Первый лауреат премии им. Г.Державина. Его «Тайна реки злых духов», «Путь к перевалу», «Узники страха» и другие романы в библиотеках в прямом смысле зачитаны до дыр.

 

Справка из Википедии — свободной энциклопедии

Владимир Владимирович Корчагин  — русский советский и российский писатель, учёный-геолог. Автор приключенческих и научно-фантастических произведений. Член Союза писателей СССР и Татарстана. Кандидат геолого-минералогических наук.

Биография

Родился в Казани, с 14 лет начал работать, после Великой Отечественной войны, в 1951 году, окончил геологический факультетКазанского университета, кандидат геолого-минералогических наук (1954). Был доцентом кафедры минералогии Казанского университета, работал там 36 лет, до 1987 года, занимаясь научной и преподавательской деятельностью.

В 1984 году, сразу после вступления в Союз писателей Татарстана, стал руководителем его русской секции, а с 1986 года — литературным консультантом.

Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2000).

Умер 26 декабря 2012 года в Казани.[1]

Творчество

В основу дебютного романа Корчагина «Тайна реки Злых Духов» (1962) легли впечатления от его геологических экспедиций. Затем были написаны и другие его приключенческо-познавательные книги: «Путь к перевалу» (1968) и «Тайна таежного лагеря» (2007).

В 1980-х годах обратился к фантастике. Написал научно-фантастические романы «Астийский эдельвейс» (1982), «Конец легенды» (1984), «Именем человечества» (1989), «Узники страха» (1991), «Женщина в чёрном» (2002), «Две жизни» (2004). Фантастические произведения автора также тесно связаны с его профессией.

За повесть «Подкидыш» в 2000 году был удостоен Державинской премии.

Написал также нескольких монографий и учебных пособий по геологии и минералогии.

Примечания:

 

1. На 78 году жизни скончался казанский фантаст Владимир Корчагин.

 

Ссылки