Георгий Виноградов - Король пронзительного танго

 

Вам возвращаю ваш портрет,
Я о любви вас не молю,
В моем письме упрека нет -
Я вас по-прежнему люблю...

Сердце мое с теми, кто пел в далекие довоенные и послевоенные годы. Вот и сегодня я хочу остановиться на лирическом теноре, которого в свое время ставили в один ряд с Козловским и Лемешевым. И хотя оперная сцена не стала его площадкой для выступления, он великолепно исполнял многие оперные партии. Однако в памяти миллионов он остался как певец, великолепно исполняющий лирические песни.
Вы никогда не обращали внимания, как вспыхивают глаза у пожилых людей, когда они слышат звуки танго «Счастье мое» и «Люблю».
Сегодня мы с вами поговорим о Георгии Павловиче Виноградове, первом исполнителе этих произведений.
Что же так привлекает нас в творчестве Георгия Виноградова. Это, прежде всего - прекрасный голос, удивительная искренность исполнения.
Манера его исполнения отличалась от многих певцов того времени. Он исключительно тонко чувствовал музыку, мелодию, созданную композитором. Не позволял ни малейшей фальши, ни в чувстве, ни в рисунке музыкальной фразы, ни в оттенке звука. Он сразу же вызывал доверие слушателя и, наверное, поэтому был так любим и популярен.

Все это, помимо природного дара, заложили в Виноградова его учителя.

И конечно, огромный труд. В искусстве Георгия Виноградова присутствовала драгоценная традиция отечественной вокальной школы. Традиция, которая была тесно связана с именами Варламова, Глинки, Даргомыжского.

«Пение есть язык сердца, чувства и страсти... Музыке нужна душа... Совершенство пения состоит в двух качествах – изяществе и выразительности...» – так наставлял своих учеников в первой русской «Школе пения» (Москва, 1840 г.) Александр Егорович Варламов.

В полной мере эти слова можно отнести к вокальной манере Георгия Виноградова.
Без какого либо преувеличения можно сказать: многие годы голос Виноградова ежедневно звучал в каждом доме, в клубе, на площадях, лился из открытых окон. Голос его звучал из патефонов, радиоточек, радиол, громкоговорителей.

Биография Георгия Павловича Виноградова свидетельствует о том, что талант, одаренность обязательно приводят человека к основной цели, к истинному жизненному призванию.

Георгий Павлович Виноградов родился в Казани 3-го по старому стилю, а по новому- 16 ноября 1908 года в религиозной семье. Обычно новорожденному давали имя празднуемого в этот день святого и будущему певцу могли дать имя Аттика, Агапии, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия или Никтополиона

Трудно сказать, какая бы была дальнейшая судьба мальчика с таким именем. Стал бы он народным любимцем.
Но бережная церковная летопись сохранила память об обновлении в этот день храма великомученика Георгия в Лиде, и младенца нарекли Георгием. Он родился в музыкально одаренной семье, и его способности проявились очень рано, так же, как и других его братьев и сестер.

Петь Георгий Павлович начал рано. Но сказать, что он сразу же полюбил пение, — значит, погрешить против истины, поскольку его первой «концертной площадкой» был клирос Богоявленской и Петропавловской церквей Казани (где жила тогда семья Виноградовых). Глава семьи непременно желал, чтобы все его дети пели в церковном хоре. Павел Васильевич Виноградов — отец будущего певца — не был особенно набожным. Все его дети обладали великолепным слухом и были очень музыкальны, а на то, чтобы дать им музыкальное образование, денег не хватало. Но, как ни ограничен и однообразен был церковный репертуар, музыкальную грамоту, основы акапельного пения Георгий Павлович получил именно в церковном хоре. В хоре он познакомился с нотной грамотой, с красотой и богатством сокровищницы церковных песнопений.

Свое первое актерское переживание он испытал в восемь лет, выступая в церковном хоре, где и постиг азы вокала. Пение в хоре помогло ему познакомиться с нотной грамотой и творчеством тогдашних композиторов. Музыка его увлекла.

Учение в школе первой ступени совпало у него с поступлением в клуб самодеятельности железнодорожников. Старший брат учился играть на виолончели, Георгий же выбрал скрипку.

Инструмент давала напрокат дирекция клуба. Однако после того как Георгий с успехом выступил на концерте железнодорожной самодеятельности, а семейство Виноградовых горячее всех аплодировало дебютанту, отец пошел на непредвиденные расходы и купил сыну скрипку. С ней Георгий не расставался долгое время.

После внезапной смерти отца Георгию пришлось взять на себя заботы о семье, он оставил занятия музыкой и пошел работать телеграфистом на станцию Казань.

Весной 1931 года Георгий Виноградов поступает на четвертый курс рабфака и одновременно становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, где учится у профессора, народного артиста СССР А. А. Литвинова (скрипка, затем альт).

В семейном альбоме Виноградовых хранится твердая пожелтевшая фотография, на которой запечатлены четверо выпускников этого техникума. На ней - Виноградов с альтом в руках.

После окончания рабфака в 1931 году Виноградов получил официальное направление в Москву для учебы в Военной Академии связи имени Подбельского.

 

Виноградов учился уже на 4 курсе, когда понял, что не формулы его увлекают, а музыка. Неизвестно как бы сложилась дальнейшая судьба курсанта Виноградова, каким бы он стал офицером или инженером.

Еще не избрав пение своей профессией, будучи еще самодеятельным певцом, он неоднократно занимает первые места и получает первые премии на городских смотрах и олимпиадах вокалистов.

Но вновь вмешался «его величество случай». Встреча с профессором консерватории Назарием Григорьевичем Райским

 


определила жизненный путь Виноградова. Георгий Павлович подает рапорт об увольнении из академии.

 


 

После долгих объяснений и разговоров начальник Академии, наконец, дал на это разрешение. «Но, - сказал он, отпускаю с одним условием - пой хорошо!»

Где бы ни учился и где бы ни работал Георгий Павлович, музыка занимала главное место в его жизни. Один из концертмейстеров Большого театра услышав, как Георгий Павлович исполнял каватину князя из оперы А.Даргомыжского "Русалка", сказал: "Не знаю, получится ли из вас инженер, а вот неплохой певец, если серьезно заниматься, получится наверняка".

В то время в Москве при консерватории была создана Татарская оперная студия, куда как уроженца Казани и зачислили Виноградова (татарский язык он знал в совершенстве). Курсант четвертого курса академии, перед которым маячил диплом, становится первокурсником Консерватории.

Здесь он встретился с замечательным человеком и педагогом, чья роль в жизни певца оказалась огромной, — с Михаилом Львовичем Львовым ((наст. фамилия — Львов-Мытник). В 1930—1936 Львов работал редактором и педагогом Всесоюзного радиокомитета. Виноградов всегда говорил о Львове с благодарностью и теплотой: «Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель! Мог выжать из человека все!»

Львов сделал из одаренного любителя профессионального вокалиста.

С 1937 Виноградов солист Всесоюзного радио.

Видя незаурядные способности молодого певца, Львов предложил тогда Виноградову попробовать свои силы на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов.

«Первый Всесоюзный! Даже страшно было подумать!» — признавался Георгий Павлович. Но за работу он принялся немедленно. Вместе с Львовым готовили репертуар, а он был достаточно обширен: и арии из опер, и романсы, и русские народные песни. Репетировали днем и ночью, придирчиво отрабатывали каждую ноту.

И вот 21 декабря 1938 года Первый Всесоюзный конкурс вокалистов начался. Сколько было тревог, волнений — собрались лучшие певцы со всей страны! Председателем жюри была народная артистка Советского Союза Валерия Владимировна Барсова (настоящая фамилия — Владимирова).

Помещение ВТО, где выступали певцы, не отапливалось, зрители сидели в шубах, а у артистов изо рта шел пар.

Виноградов вспоминал: «Во время первого тура — сам я уже спел — стою за кулисами и слушаю, как выступают другие певцы. Переступаю с ноги на ногу и от холода похлопываю себя по-извозчичьи руками по бокам. Вдруг подходит ко мне один из членов жюри, народный артист Республики Сергей Иванович Мигай, и говорит: «Что, замерз? Холодно? Ничего, ничего! У тебя на морозе очень хорошо звучит голос».

Прошел первый тур, второй и, наконец, 7 января 1939 года — третий, заключительный.

Композитор Вано Мурадели в «Вечерней Москве» тогда писал:

«Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г. П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей...

Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его.
Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков. Виноградов — певец, несомненно, камерного плана».

Так же оценила дарование Виноградова и профессор М. Неменова-Лунц в своей статье в «Известиях»:
«Г. П. Виноградов обладает небольшим, но приятного тембра лирическим тенором, которым владеет с большим умением. Отсутствие форсировки, чистая интонация, хорошая дикция, вкус и подлинная музыкальность».

И вот Виноградов — один из десяти лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов.
После этого в 1939 году Виноградов становится солистом в Государственном джазе СССР под управлением Виктора Николаевича Кнушевицкого.

Позднее Валерия Барсова и Георгий Виноградов будут участниками торжественного вечера в честь открытия Концертного зала имени Чайковского в 1940 году. Это было первое официальное выступление певца перед искушенной московской публикой. Нежнейшее колоратурное сопрано и лирический тенор покорили сердца слушателей.

В январе 1941 года в Большом зале Консерватории состоялся его сольный концерт. Благодаря музыканту Кручинину, редкому знатоку цыганского фольклора и романса, второе отделение было открытием для публики нового Виноградова. Старинные русские и цыганские романсы звучали классически чисто, с искренним волнением и трепетом.

А дальше? Дальше снова работа. И всегда — кропотливая, вдумчивая, с полной отдачей сил, работа, которую впоследствии с такой благодарностью оценили слушатели.


 

Народная артистка СССР Надежда Казанцева рассказывала – «Когда я слушаю сегодня Георгия Павловича, я по прежнему восхищаюсь его прелестным голосом, удивительно мягкого тембра, прекрасной музыкальностью и вспоминаю, как он пришел к нам в вокальную группу Всесоюзного радио в 1937 году. Мы были с ним близкими товарищами и самыми молодыми солистами в то время во Всесоюзном радио. С нами очень много занимались. В то время были великолепные музыкальные руководители. Работали дирижеры –Голованов, Орлов, иностранные дирижеры - Георг Бастин, Курт Зандерлинг».

По своей художественной значительности вокальная группа Радио если и уступала Большому театру, то лишь самую малость. Имена Зары Долухановой, Наталии Рождественской, Деборы Пантофель-Нечецкой, Надежды Казанцевой, Георгия Виноградова, Владимира Бунчикова и Георгия Абрамова были у всех на устах. Творческая и человеческая атмосфера на Радио тех лет была исключительной. Высочайший уровень профессионализма, безупречный вкус, репертуарная компетентность, работоспособность и интеллигентность сотрудников, чувство цеховой общности и взаимовыручки продолжают восхищать и много лет спустя, когда всего этого уже нет.

Георгий Павлович работал очень много. Он пел и оперные арии, и оперные партии, романсы и песни камерного репертуара. Он не допускал ни каких вольностей. Он поет очень строго, очень проникновенно . Причем он не просто произносит слова, он вдумчиво произносит их. Как-то образно получается. Отсюда и огромнейшая его популярность в народе».

Нельзя не упомянуть то, что особым вниманием в довоенные, военные, да и в послевоенные годы пользовались два танго в исполнении Георгия Виноградова. Это – «Счастье мое» и «Люблю». В каждом доме, где был патефон или позднее проигрыватель, были пластинки с этими произведениями. Пользовались они огромной популярностью. Сейчас их бы назвали хитами.
 


 

Вот как рассказывает сам Виноградов об истории их создания.

«А спел я это танго чисто случайно. Был такой аккордеон-джаз Фимы Розенфельда. Он не только руководил ансамблем, солировал в нем, но и сочинял танцы, писал фокстроты, танго, вальсы. Как-то попросил меня посмотреть две его новые вещицы — «Счастье мое» и «Люблю». Мне они понравились, но я уезжал на гастроли - вечером у меня поезд. Утром записали оба эти танго в Доме грампластинок на Малой Никитской, теперь его называют Домом звукозаписи. Возвращаюсь с гастролей - пластинка уже вышла, успех невероятный, тиражи - миллионные. Кто мог подумать! Я даже потом, когда работал у Кнушевицкого в Госджазе, на каждом концерте слышал из зала: «Счастье мое!» И приходилось петь...»

Обе песни-танго вышли одновременно, на одной пластинке — с одной стороны "Люблю", с другой - " Счастье мое". С одной стороны грусть расставания с "портретом", "письмом", неверной возлюбленной, прошедшей «с улыбкой мимо», с другой—счастье любви, которое герой песни нашел «в нашей дружбе с тобой».
Обе стороны пластинки выражали главные направления любовно-лирической эстрады: оптимизм, радость, вызываемые взаимностью, и светлая грусть «любви безответной».

Великая Отечественная война. Это особая памятная страница в творческой биографии певца.

Он рассказывал: «Военную форму я надел буквально в первые дни войны».
В июне 1941 года по призыву он явился в райвоенкомат. Солдат как солдат: смена белья, деревянная ложка, жестяная кружка. И вдруг комиссар военкома¬та сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!»
 


 

Как все-таки крепко нужно было верить в то время в нашу победу, чтобы и в самые первые, в самые трудные дни войны подумать о песне!
В начале войны был мобилизован весь Гос-джаз Союза ССР, солистом которого был Виноградов. Этот музыкальный коллектив влился как фронтовая бригада в ООПОНКО. Нашим современникам аббревиатура ООПОНКО, пожалуй, покажется странной, а тогда все знали, что это — отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны. Руководителем его был Семен Александрович Чернецкий.


Солистом этого нового коллектива и стал Георгий Павлович Виноградов, он работал в оркестре в течение двух с половиной лет, но каких! Это было время тяжелейших боев с врагом: Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты. Концерты артистов проходили на передовых позициях. И как грозный аккомпанемент к песням звучали орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов.

«Мы выступали на передовых, перед бойцами, уходящими в бой. Потом, под Вязьмой, вместе с частью, где выступали, попали в окружение. Прорвались. Но нас осталось из бригады только 11 человек. Группу переформировали, пришло пополнение. В 1943 году меня перевели на службу в Краснознаменный ансамбль. С ним я дошел до Победы...»

Смерть ходила рядом.

Западный фронт. Две деревни, Большие Голубки и Малые Голубки, разделяет неширокая речка. По одну сторону реки — наши, по другую — фашисты. На поляне, на самом берегу, идет обычный фронтовой концерт. Фашисты молчат. Больше того — даже с интересом слушают. Вдруг к политруку актер¬ской бригады подходит комиссар стоящей в деревне воинской части и тихо говорит: «Предупредите, когда начнется последний номер».

И вот звучит заключительная песня, последний аккорд — и раздается грозный приказ комиссара: «Срочно в укрытие!» Поляна мгновенно опусте¬ла — тут уж не до аплодисментов! И в тот же миг на то самое место, где только что шел концерт, обрушилась едва ли не сотня мин.

Год 1943-й. Группа артистов — Лидия Русланова, Михаил Гаркави и Ге¬оргий Виноградов, тогда уже солист Краснознаменного ансамбля песни и пляс¬ки, — летит с концертами в осажденный Ленинград. Добрались до станции Хвойная — и остановка. Ждут, когда в небе, черном от фашистских истребите¬лей, возникнет хоть какой-нибудь просвет. От самолета — ни на шаг. Вдруг истребители исчезают. Пилот торопит: «Скорей, скорей!» Взлетают, но... в небе снова фашисты. Самолет летит на бреющем полете. Волны Ладоги плещут почти в его брюхо. Но вот и Ленинград. Под бомбежками, под обстрелами дали артисты более тысячи концертов для измученных, но не сдающихся ленинградцев, лица которых светлеют, когда звучат привезенные с Большой земли песни.

В самом начале войны одно время бытовало такое мнение: мол, нельзя петь солдатам песни, напоминающие им о мирных днях и мирных радостях, — дескать, такие песни их расслабляют.

Но жизнь опровергла это мнение. Солдатам нужны были разные песни. И те, которые звали их в бой, и те, что напоминали им о недавнем мирном счастье, на которое посягнули фашисты.

Виноградов пел именно такие песни. Да пел так, что песня брала за душу русского солдата.

И даже старое довоенное танго звучало в исполнении Г. Виноградова теперь, по-новому. Певец как бы говорил, все это вернется — и темные липовые аллеи, и желтый свет фонарей на танцплощадке, и нежная музыка, и рука любимой на твоем плече, солдат... Ты завоюешь это счастье.

Как-то после концерта к Георгию Павловичу обратился один из командиров: «А мирный-то свой репертуар еще не забыли? Можете прямо сейчас спеть мой самый любимый романс «Я встретил вас»?» Пианист сел за рояль, и Виноградов запел. Запел так, что зачарованные слушатели вникали в каждый звук. Потом он спел арию Ленского, романс Рахманинова. А когда кончил, раз¬дался шквал аплодисментов. Солдаты хлопали и певцу, и тому большому искусству, которое они тоже защищали.

С тех пор и старинные русские песни, и классические романсы заняли место рядом с советской песней во фронтовом репертуаре Г. Виноградова. И, что бы ни исполнял артист, в каждое произведение он вкладывал всю свою душу. Вот почему так верили его песням. Верили, что враг будет разгромлен, что победа недалека, что Родина будет свободна и что любимые обязательно дождутся. А чтобы песня звучала столь убедительно, певец должен обладать огромным мастерством.

В последние годы войны и в послевоенные годы творческая жизнь Георгия Павловича тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски, куда он был переведен в 1943 году.

Вспоминает Евгений Александров, внук А.В.Александрова, руководителя Краснознаменного ансамбля.

«Ансамбль готовился к выступлению в Финляндии. Александр Васильевич Александров, дед мой, он пошел к Иосифу Виссарионовичу Сталину и сказал – «Иосиф Виссарионович, мне не хватает певцов. Знаю, что есть такой Виноградов-певец. Я хочу, чтобы он поехал с нами в поездку в Финляндию. Виноградов тогда работал в ансамбле Чернецкого».

Было дано указание, и на следующий день Виноградов прибыл в распоряжение ансамбля Александрова.

Шел 1943 год. С этого времени и пойдет отсчет времени его не простой жизни. Яркой и счастливой с одной стороны, и полной драматических событий с другой стороны. Он вошел в Краснознаменный ансамбль песни и пляски полноправным солистом. Пел много и в основном лирику. От него не требовали исполнения патриотических гимнов и маршей. И Георгий Виноградов почувствовал себя свободным творцом. Сколько здесь спето — не сосчитать! Такие знакомые всем «Соловьи», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Вася-Василек», «Вечер на рейде», «Смуглянка».

Концерты по всему Советскому Союзу, гастроли в Европе.

А потом — сольные выступления, гастроли в Иране, Финляндии, Чехословакии, в Берлине. И почти из каждой страны — сувенир: альбом пластинок с записями романсов, арий из опер, песен в исполнении Виноградова

А параллельно — большая и плодотворная работа на радио и на фабрике звукозаписи.

Год 1944-й. Вспоминает бывший член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Николай Константинович Смирнов:

«В день приезда в Хельсинки выступал ансамбль песни и пляски Красной Армии. Огромный зал набит посетителями...

Первый номер программы концерта был принят сдержанно. Это, пожалуй, было в традиции финнов, умеющих сдерживать свои чувства... Но чем дальше шел концерт, чем темпераментнее становились выступления ансамбля, тем силь¬нее волновался зал. Сначала усиленные аплодисменты раздавались на задних креслах, где зрители были попроще. Потом пришли в восторг и наиболее сдер¬жанные зрители первых рядов. В зале слышались возгласы одобрения на русском языке...

Но вот на сцену вышел артист Виноградов. Он запел популярную тогда песенку «Темная ночь». Зал замер: ни кашля, ни вздоха, казалось, слышно было биение взволнованных сердец рядом сидящих людей. Когда Виноградов закон¬чил петь, воцарилась на несколько мгновений тишина. Ее вдруг прервали ры¬дания женщин, а потом, заглушая их, раздалась восторженная овация всего зала. Она длилась несколько минут.

После концерта вышел на сцену, кажется, финский министр просвещения, чтобы поблагодарить участников концерта. Я не помню содержания всей его речи, но хорошо запомнил смысл и, пожалуй, дословное содержание последних его слов.

— Вы победили нас в этой войне силой своего оружия, — говорил он, — а сегодня вы, русские, победили нас силой своей культуры».

Да, в числе участников Великой Отечественной войны можно справедливо назвать и песню. Песню, которая с первых же грозных дней рядовым солдатом встала в строй бойцов и вместе с ними прошла всю войну — до самой Победы. Песня делила с солдатами горести и радости. Она подбадривала их веселой и озорной шуткой, вместе с ними грустила об оставленных любимых, делила с солдатами боль за растоптанную родную землю...

Песня напоминала солдатам о цветущих вишневых садах, о колосящихся золотых нивах, о заснеженных лесах и голубых озерах — о Родине, которую они защищали. Защищали, не жалея жизни.

И именно такие песни пел для солдат на фронтах Великой Отечественной войны певец Георгий Виноградов. Вот в этом-то и заключается нужность, не¬обходимость творчества певца.

Пластинок с записями Виноградова — сотни, невозможно перечислить все арии, романсы, песни, которые были напеты им!

Вот только некоторые композиторы, чьи произведения исполнял Георгий Павлович: Бетховен, Шуман, Шуберт, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Шапорин. И, конечно же, песни — многих советских композиторов: Дунаевского, Блантера: Соловьева-Седого, Мокроусова и других.

Рассказать о пении мастера без звуковых иллюстраций — задача по плечу разве что большому писателю. Такому, например, как Тургенев. Как ярко, образно, ощутимо (как будто сам слышишь!) описал он в своих «Певцах» мастерство одного из них:

«Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос... в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».

Все это можно полностью отнести к творчеству Виноградова.

У Виноградова нежный, чистый, лирический тенор с красивой тембральной окраской. Необыкновенная искренность, мягкость и интимность исполнения. Чистейшей лирики чистейший образец!

Но ведь песни и романсы, которые он пел, очень разные. В его репертуаре и игривые, шуточные песни — в них виделся разудалый, веселый парень, пел он и о трагедии покинутого влюбленного. Казалось бы, персонажи этих песен— разные люди. Но нет. У всех произведений, которые исполнял певец, герой один. И главная черта его — лиризм. Как каждый из нас, этот герой может быть и веселым и печальным, он может страдать и мечтать, а в какой-то момент может стать и несгибаемым борцом, а может и безутешно-трогательно оплакивать потерю возлюбленной. Да мало ли какие сложные ситуации уготавливает нам подчас судьба, и чего только не требует от нас жизнь! Но ведь характер остается характером. Меняется только настроение человека, состояние его души, меняются его мысли.

И все это очень тонко и образно передает Виноградов своим пением. Что помогало ему? Природные данные? Безусловно! Голос, великолепная музыкальная память и, конечно, мастерство, которое пришло после трудной и кропотливой работы.

Цикл песен Шуберта «Прекрасная мельничиха» артист выучил наизусть за одну неделю. Но потом — восемь месяцев сложнейшей работы, прежде чем это произведение было вынесено на суд слушателей. Восемь месяцев шлифовки, осмысливания каждой фразы — и музыкальной и текстовой, — размышления над тем, как логически связать мелодию и стихи. Георгий Виноградов исключительно тонко умеет разбить музыкальную фразу, так чтобы полностью сохранить ее смысл и сочетать это со своими вокальными возможностями.

Разбить... Но бывает, что та же логика требует непрерывного пения, что музыкальный период очень длинен. И тут на помощь приходит умелое, натренированное дыхание. Не «поставленное»! Виноградов и его учитель М. Львов против этого термина, — именно — натренированное! На каждое произведение, на каждую фразу, на каждую ноту. «Можно, конечно, научить певца правильно дышать — говорит Георгий Павлович, — дать основы правильного дыхания. Но поставить дыхание раз и навсегда — нет! Нужно бесконечно тренировать его, искать свои способы то сохранить дыхание, а то прервать его».

Финальная фраза романса Н. Римского-Корсакова «О, если б ты могла» очень продолжительна. И внутри ее много вокальных трудностей, а заканчивается она нежнейшим, медленно затихающим звуком. Исполняет ее Георгий Павлович легко, без всякого напряжения. И начинает он эту фразу без видимой подготовки: без слышимого вдоха и форсировки первого звука (что — увы! — так характерно для многих певцов). Он мягко «входит» в эту фразу.

Как певец достигает этого? У Георгия Павловича нет секретов. В одном из интервью Виноградов рассказывал: «Видите ли,— объясняет он,— мой учитель (М. Львов) говорил, что нельзя начинать петь с полным дыханием. «Видел ты, как рубят дрова? Сначала выдохнут, а потом опускают топор. Так и ты! Выпусти часть дыхания, только рассчитай для себя сколько, а потом пой. И тогда будут слышать, как ты хорошо поешь, а не как ты великолепно дышишь!»

Георгий Павлович поет, например, сложнейшую вокальную партию — арию парубка из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», и создается удивительное ощущение непрерывности звучания, ощущение цепного дыхания, возможного только в хоровом пении, когда один певец подхватывает другого, не давая мелодии ни на долю секунды прерваться.

А ведь это — Мусоргский, сложность которого и в том, чтобы речитатив тесно связать с вокалом, речь приблизить к музыке (или музыку — к речи?). Не многим певцам удавалось так замечательно исполнить Мусоргского: не речитатив и не чистый вокал, а полное сближение до слияния одного с другим. Георгию Павловичу это удалось.

Великолепным мастером — тактичным партнером, певцом, тонко чувствующим полифоническую ткань произведения, — проявляет себя Виноградов и в дуэтах. Одним из его постоянных партнеров был солист Большого театра заслуженный артист республики А. Иванов, великолепный баритон.

Акапельное пение — один из труднейших вокальных жанров, требующий от певца очень тонкого музыкального слуха. Отсутствие «опоры» — музыкального сопровождения — иногда приводит к тому, что певец «сходит» с тональности, теряет ее. Но слушаешь дуэт Виноградова и Иванова, исполняющих «a capella» романс М. Глинки «Светит солнышко», — и ни о каких трудностях не догадываешься. Певцы уверенно и свободно ведут сложнейшие партии, интонируя с необыкновенной чистотой. И опять — тонкая гармония, исключительный такт, желание подчеркнуть особенности и достоинства голоса партнера. И рояль, вступающий лишь в заключительной фразе романса, почти сливается с голосами певцов.

Среди записей Георгия Павловича много дуэтов. Но самый дорогой для него — дуэт Ромео и Джульетты П. Чайковского, где он — Ромео, а партию Джульетты исполняет народная артистка Советского Союза В. В. Барсова, певица, с которой Виноградов был связан большой творческой дружбой.

Случай свел Барсову с Виноградовым на радио. Певица искала партнера для записи цикла дуэтов из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта».

Первые пробы. Запись романса М. Глинки «Сомнение». И вдруг обнаруживается прекрасное сочетание нежнейшего колоратурного сопрано Барсовой и лирического тенора Виноградова.

Дальнейшая работа — и дальнейшая дружба. И вот одна из лучших записей — дуэт Ромео и Джульетты П. Чайковского. Как знак признательности и уважения на конверте пластинки появилась надпись: «Моему лучшему Ромео. В. Барсова».

«Для меня, — вспоминает артист, — Валерия Владимировна была не только великолепным партнером, замечательным другом, но и прекрасным педагогом. У нее я учился профессионализму, полной самоотдаче в работе, настойчивости и неудовлетворенности».

Среди огромного количества романсов, спетых Виноградовым, есть и малоизвестные. Как он сам говорит: «Всегда хотелось и слушателей познакомить с редкими романсами классиков, дать возможность шире узнать наше музыкальное богатство, и жаль было, чтобы ушли в небытие сокровища мировой культуры». В его репертуаре — малоизвестные романсы Аренского, Ляпунова, песни Бетховена, Визе.

Но Виноградов поет много и очень известных, популярных старинных и цыганских романсов. И поражает в его исполнении какая-то первозданность.

Как изумительны романсы в исполнении Георгия Виноградова.

Кто только не пел, скажем, романсы «Милая» и «Очи черные»?! Редкий певец удерживался от того, чтобы не увлечься этакой псевдоцыганской надрывностыо, которая так далека от прекрасной, истинно народной цыганской песни!

У Виноградова все романсы — и старинные русские, и цыганские — звучат классически чисто, без подделки под страдания, а с искренним волнением и трепетом. И в этом, безусловно, понимание народного искусства, дань уважения ему. Но еще сказалось здесь влияние Н. Н. Кручинина — замечательного музыканта, редкого знатока цыганского фольклора и старинного романса.

Кручинин много раз слышал пение Виноградова и предложил ему поработать вместе. Он стал писать для певца первые строчки романсов, и Виноградов под руководством Кручинина начал разрабатывать сольные партии. Так они разучили целый цикл романсов.

И однажды в Большом зале консерватории они познакомили с ним слушателей. В первом отделении исполнялась популярная камерная музыка. А во втором убрали со сцены рояль, поставили стул, который занял с гитарой Кручинин, вышел на сцену Виноградов — и зазвучали забытые прекрасные русские и цыганские романсы, полные лирики, грусти, нежности и простоты. Это был вечер «возвращения к романсу».

А ведь долгое время старый русский и цыганский романсы были как бы в опале. Может быть, и потому, что, несмотря на прекрасных мастеров-исполнителей, слишком много появилось певцов, которые увидели в романсе только душещипательные, надрывно-тоскливые настроения. Кроме того, они этаким разухабистым исполнением пытались выжать из слушателя сострадательную слезу.

И вот, когда старинному романсу были вновь возвращены его чистота, лиричность и первозданность, он вновь занял свое место в репертуаре певцов.

Слушая записи романсов в исполнении Виноградова в сопровождении гитары Кручинина, поражаешься еще и необыкновенному созвучию голоса и инструмента.

Но вот Виноградов поет под аккомпанемент баяна, рояля, фагота— и то же удивительное созвучие. Причина — в инструментальности голоса Виноградова, в умении перестроить голос, найти созвучие с тембром любого музыкального инструмента. Это зависело, конечно, не только от певца, но и от аккомпаниатора. Кстати, Георгий Павлович избегает этого слова, считая музыканта своим партнером, соавтором.

«Вот, помню,— говорит Виноградов,— исполняли мы с Александром Борисовичем Гольденвейзером романс Рахманинова «Ночи печальные». Это было после того, как он, прослушав на художественном совете уже готовую запись этого романса, сделанную с другим музыкантом, вдруг сказал: «Запись неплохая... Но ведь пианист не понял вас. Давайте-ка попробуем...» И мы попробовали. И вышло несравненно лучше. И я так горжусь тем, что исполнял романс вместе с замечательным музыкантом профессором Гольденвейзером, и что мы понимали друг друга...»
 

Русская и советская классика, зарубежная классика... Но всегда рядом с ариями из опер и романсами в репертуаре Виноградова — советская песня. Камерные произведения и самый демократический жанр — песня. Ну, скажите, многие ли эстрадные певцы могут похвастаться столь многообразным репертуаром? А ведь Виноградов все-таки певец эстрадный! Просто в отличие от распространенного (к сожалению!) мнения об эстраде, как о чем-то «легком», эстрадный жанр в понимании Виноградова требует того же труда и той же ответственности, что и любое произведение классического жанра. И в этом глубокое уважение к слушателю, способному — по твердому убеждению певца — понять и оценить любое, даже самое сложное музыкальное произведение. В этом и мастерство певца, обладающего редким даром просто, но не упрощенно, доверчиво и бережно донести до слушателя не только тонкость и красоту эстрадной песни, но и все нюансы камерного произведения.

Поэтому так охотно отдавали ему свои песни композиторы.
Вот одна из них — «Школьный вальс» И. Дунаевского.
Творческое сотрудничество с Исааком Дунаевским началось у певца задолго до опального времени. Песни Дунаевского красивые, мелодичные и кажутся легкими. Но на самом деле очень трудные для исполнения. Для них требуется голос большого диапазона. Композитор был очень строг к процессу записи. Доверял одному лишь Виноградову. Считал, что он все споет безупречно. Еще до войны прозвучала в исполнении Георгия Павловича песня «Дальняя сторожка». И потом, каждый Новый год была традиция.
«Друзья, внимание, говорил Исаак Осипович, - сейчас по радио будет Георгий Виноградов. Прошу всех к репродуктору». Звучал голос Виноградова. Лицо Дунаевского излучало счастье. «Виноградов, какое чистое сердце», говорил он. «Дорожная», «Вечер вальса» и, наконец, знаменитый «Школьный вальс».

А вот как об этом вспоминал сам Виноградов.
«Песня замечательная. Она замечательна тем, что очень простая, запоминающаяся мелодия. Проникновенные слова поэта накладывали на меня большую ответственность за исполнение. Я вдвойне волновался, когда, придя в студию, увидел самого композитора, стоящего у пульта перед оркестром».

Георгий Павлович не только блестяще справился с вокальными трудностями. Он сумел от всех слушателей передать близкие всем чувство благодарности и признательности своей первой учительнице. Дунаевский остался доволен. Голос Виноградова был по- прежнему молодым и легким.

Виноградов - «Он меня горячо поблагодарил. Я попросил его в ознаменование этой нашей встречи оставить мне что-нибудь на память. И он с большим удовольствием предложил мне свой клавир, на котором он своей рукой написал – «Первому исполнителю, Георгию Павловичу Виноградову. Спасибо. Исаак Дунаевский». Песня записана 30 апреля 1951 года».

 

Где теперь находится этот клавир, ни дочка - Ксения Георгиевна, ни внучка - Ольга Геннадьевна не знают.

Впоследствии в архивах Дунаевского было найдено письмо, по которому было установлено, кто явился «виновницей» создания этого вальса. Это была школьница из Воронежа - Юля Плахотник, которая попросила композитора написать песню о любимой учительнице.
 

Виноградов сумел передать близкие всем нам чувства благодарности, любви и признательности первой своей учительнице:

 
...Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья...
Простая и сердечная,
Ты - юность наша вечная,
Учительница первая моя!

За годы работы на радио Георгий Виноградов обрел богатый разноплановый репертуар. Он пел на радио в оперных спектаклях «Миньон» Тома, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Дон Жуан» Моцарта, «Франческа да Римини» Рахманинова и другие. Исполнил целый ряд программ из камерных произведений русской и западноевропейской классики (романсы Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, вокальные циклы Шуберта и Шумана), одним из первых стал выступать с вечерами старинных романсов (в том числе в Большом зале Московской консерватории).
 

Большой популярностью у ценителей прекрасного пользуются записи «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта и «Любовь поэта» Роберта Шумана исполненные Виноградовым под аккомпанемент замечательного российского пианиста Георга Борисовича Орентлихера.

Первый исполнитель многих песен советских композиторов, в том числе «Школьного вальса» Дунаевского, песни «Хороши весной в саду цветочки» Мокроусова. Принимал участие в исполнении ряда опер на Радио: партии Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Дона Оттавио («Дон Жуан»), Памино («Волшебная флейта»), Де Грие («Манон» Массне).
 

Прекрасный голос Виноградова порой помогал «спасти» музыкальное произведение. Однажды, в 44-м, оркестр Эдди Рознера подготовил для грамзаписи программу, но худсовет "зарубил" ее из-за польского акцента певцов-солистов. Рознеру сказали: есть только один человек, который может спасти ситуацию. Лишь бы он оказался сейчас в Москве! Повезло. Тот человек - Георгий Виноградов - приехал и тут же, с листа, без проб, записал всю программу.

Для людей старшего поколения, переживших Великую Отечественную войну, помнивших первые послевоенные годы, голос Георгия Виноградова неотделим от самых любимых песен, рожденных в то время, а теперь ставших советской песенной классикой. «Катюша», «Сады-садочки», «В лесу прифронтовом», «Пшеница золотая» Матвея Блантера, «Соловьи» Соловьева-Седого, «Звезда моих полей», «Где ты, утро раннее» Никиты Богословского, «Хороши весной в саду цветочки» Бориса Мокроусова, «Дорожная», «Школьный вальс», «Вечер вальса» Исаака Дунаевского и многие, многие другие звучали в наших домах, вошли в нашу жизнь именно в исполнении Георгия Виноградова.
 

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов.
 

Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.
 

С Краснознаменным ансамблем песни и пляски имени Александрова Георгий Виноградов объездил с концертами весь Советский Союз и всю Европу.
Очень много у Г.Виноградова лирических песен: "По мосткам тесовым", "У калитки", "Сядь со мною рядом", "На катке", "Молодая казачка"... А какой популярной песней была "Хороши весной в саду цветочки" Бориса Мокроусова. Она звучала многие десятилетия в городских парках.
 

За плодотворную работу Георгию Павловичу в 1949 году присваивают звание - «Заслуженный артист РСФСР ».

 

В послевоенное время Георгий Павлович Виноградов продолжал концертную деятельность, по-прежнему часто пел по радио, гастролировал по стране и за рубежом. Далеко не все из артистов могли в то время выступать за рубежом.
 

Рассказывает Елизавета Уварова, профессор, доктор искусствоведения:
«Кто же попадал туда через эту «железную стену», за «железный занавес»? Вот разве что ансамбль Александрова. Ему это было дозволено. Они много гастролировали и поэтому Виноградова знали в Европе. Может быть даже лучше, чем в России».
 

А вот воспоминания Кирилла Львовича Виноградова, профессор Московской консерватории:
« — В обойме талантливых солистов-александровцев Георгий Павлович Виноградов, вне всякого сомнения, был выдающейся и самой яркой фигурой,— вспоминает он.— Не красавец и даже неказистый с виду (именно это я и попытался когда-то выразить в своём шарже),

Он преображался на сцене. Голос его— это ведь сама чистота, прелесть и совершенство. Никаких ложной бравады и пафоса, разного рода дешёвых эффектов, столь характерных для нынешней эстрады, Виноградову не требовалось, потому что сама Музыка во всём её благородстве говорила его голосом».
 

А какой популярной была песня М. Блантера «В городском саду», которую многие годы пел Георгий Виноградов.


В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести...

 

В 1951 году Георгий Павлович уходит из Краснознаменного ансамбля.
 

По поводу ухода со сцены Виноградова, много толков и сплетен. Многие довольно туманно говорят об этом. В советское время его уход всегда представлялся примерно "под таким соусом": "Виноградов считал, что уходить надо вовремя".
 

Б.Савченко в своей заметке о певце дает понять, что дело тут связано с инцидентом в заграничной поездке. Наиболее подробно написал об этом в своей книге о поэте Алексее Фатьянове коллекционер Валерий Сафошкин в книге «Жизнь и песни Алексея Фатьянова «Когда весна придет, не знаю…».
"В свое время певец поставил перед руководством условие: по окончании войны он покидает коллектив (Краснознаменный ансамбль, где он пел с 1943 года). Однако Александров обещание не выполнил. Талантливому музыканту было неуютно в рамках военного репертуара - хотелось творческого простора. Георгий Павлович ожесточился, начал терять контроль над собой и, в конце концов, сорвался во время зарубежных гастролей - лишнее выпил, лишнее сказал...
 

Его откомандировали в Москву, где стали грозить лишением звания заслуженного артиста РСФСР".
 

Он не просто уходит. Прошли слухи, что он лишен звания «Заслуженного». За что? Резкий и прямой, он, наверно сказал резко кому-то из сильных мира того. Или сделал, что-то.

Это произошло в Польше.


Затем пришло письмо в Правительство. Георгия Виноградова лишили всех званий и наград. В сталинское время с этим было строго. Ему запретили выступать в 33 городах СССР, перестали приглашать на радио. Уже сделанные записи в эфир не попадали. Грампластинки почти не выпускались. Наступили самые трудные времена в жизни певца. Семья продавала мебель и вещи, чтобы купить хлеб.
 

Полу-подпольно на радио все же записывались с Виноградовым песни, классические романсы, но при этом, как говорится, клали их на полку.
Он был запрещен. Он не поет в Москве. Его голос оказался в ссылке. И пройдет еще несколько лет, прежде чем Москва услышит его.

Единственной возможностью что-то заработать было участие Георгия Павловича в небольших концертах во Всероссийском гастрольно-концертном объединении, в котором он работал с 1951 –по 1963 годы.

В его репертуаре звучали произведения многих советских и зарубежных авторов. В своем сценическом творчестве он пел в дуэте с артистами: Андреем Ивановым, Даниилом Демьяновым, Верой Львовой, Петром Киричеком, Ниной Александрийской, Георгием Абрамовым, Марией Шапошниковой, Владимиром Захаровым, Иваном Скобцовым, Олегом Разумовским, Максимом Михайловым и другими. В 1956 году на авторский диск-гигант была записана песня композитора Никиты Богословского «Звезда моих полей» на слова поэтов Людмилы Давидович и Виктора Драгунского, а в авторский диск-гигант композитора Матвея Блантера вошла песня «Катюша» на слова поэта Михаила Исаковского в исполнении певца.

Нельзя не отметить, что и за рубежом до сих пор со вниманием относятся к творчеству Виноградова. Вот появившийся диск в серии «Русское наследство» тому свидетельство.


 

Виноградов вновь появится в радиоэфире после смерти Сталина. Певец найдет в себе силы наполнить душевной теплотой и тонким юмором современные песни Островского и Блантера. Время хрущевской оттепели скажется и на репертуаре певца. Зазвенят озорные нотки в голосе Георгия Павловича. Для слушателей наступит благодатное время. Дорогие патефоны, недоступные простому человеку, заменит радио. Советская промышленность запустит в производство такую необходимую вещь, как радиоприемники. Виноградова позовут выступать на телевидение. Можно только сожалеть, что записей того времени не сохранилось. Концерты выходили в прямом эфире.
 

Педагогическая работа.
 

В 1963 году 55-летний Виноградов петь прекратил, и до самой смерти в 1980 году проработал в должности преподавателя пения во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ).
 

Георгий Павлович учил работать легко, изящно, «порхать», не показывать черновую работу: настоящий актер «мокрый внутри». Наставлял, что концерт и перед одним зрителем надо дать с полной отдачей, а «сыграть в полножки», только изобразить, а не выложиться на сто процентов считал недостойным артиста.

Рассказывает Ирина Осинцева, Директор Всероссийской творческой мастерской.
 

«Мы гордимся тем, что 17 лет у нас преподавал Георгий Павлович Виноградов. Это была личность. К нему очень тянулась молодежь. И находясь в студии, такие теперь звезды, как Валерий Леонтьев, Елена Камбурова, будущий артист МХАТа Юрий Богатырев, Любовь Полищук, очень часто обращались к нему за помощью, за консультацией. Мы очень чтим его память. Мы благодарны ему и я думаю, что последующее поколение будут учиться по его записям, пластинкам и помнить , что такие звезды не должны исчезать с нашего горизонта».
 

Его учениками были многие, ныне известные личности - Иван Зубарев (этого певца, ученика Георгия Павловича Виноградова, солиста ВИА «Голубые гитары», лауреата международного конкурса «Братиславская Лира», испанца по происхождению, Себастьяна Гастона Марию Родригес Фуатеано, в России знают как Вячеслава Кузина.), Геннадий Каменный, Валерий Леонтьев, Екатерина Шаврина, Ксения Георгиади, Галина Лушина, Валерий Белянин, Наталья Заболотная, Раиса Мухаметшина, Владимир Попков и др.

Многие из них до сих пор с теплом вспоминают своего учителя.
Народный артист России Геннадий Аркадьевич Каменный - тенор с уникальным, буквально чарующим голосом.
« Навсегда я запомнил слова моего учителя - замечательного певца Георгия Павловича Виноградова: «Гена, не бросай баян. С ним не пропадешь!»

Георгий Виноградов когда-то напутствовал Анатолия Шамардина в мир большого искусства: «Молодой человек, вы певец милостью Божьей, вам не надо учиться петь, вы уже поёте, как соловей. Пойте!»

О личной жизни Георгия Павловича Виноградова мало известно.
Внешность Георгия Виноградова мало говорила о его нервной душе. Он был строг к себе, как к артисту, но не мог отказать в удовольствии радовать милых дам своим чарующим тембром. Он не оставил воспоминаний, поэтому его образ можно составить только из воспоминаний людей, близко его знавших, и, конечно, из его музыкального творчества.

Вспоминает Ирина Николаевна Ревельс, заслуженная артистка РСФСР, танцовщица фронтового ансамбля:
«Георгий Виноградов был галантный кавалер. Он и сам влюблялся и в него были многие влюблены. У него был роман с балериной Вирской, дочь балетмейстера Вирского. Он был влюблен в нее».

Георгий Павлович Виноградов не любил говорить о своей личной жизни. Почти нет снимков Виноградова. Он не любил сниматься. Чуть что, он сразу уходил , как –будь-то это его не касалось. Он не гнался за внешними атрибутами славы. Его концертным костюмом большую часть жизни была военная гимнастерка. Он брал публику совсем другим.
Сохранилась фотография с дочерью Ксенией, где он совсем молодой.


 

Была жена, которую видели в зале ученики Виноградова. Это было много позже, когда Георгий Павлович стал преподавателем.

Мало, так мало осталось информации о его личной жизни.

Может быть, кто-нибудь из форумчан подскажет, кто похоронен вместе с ним под именем - Виноградова Евгения Александровна. Может это и есть супруга Георгия Павловича?

На сайте Казанского музыкального училища (колледжа) им. И.В. Аухадеева (Основанное в 1904 г. при Русском музыкальном обществе), я нашел запись о том, что в числе студентов первых лет консерватории была Ксения Виноградова. Не хотелось бы думать, что это просто однофамилица. Многое говорит о том, что это – дочь Георгия Павловича.

«Виноградова Ксения Георгиевна — выпускница 1948 года. Пианистка. Преподавала в Казанском музыкальном училище в 1975–1981 годах (специальное фортепиано, концертмейстерский класс)».

Ксения Георгиевна Виноградова в 1975 вместе со своей дочерью Ольгой вернулась из Москвы в Казань.

А среди выпускников 1985 года отделения «Теория музыки » я обнаружил внучку Георгия Виноградова Ольгу Геннадьевну Вербицкую, которая преподает в детской школе искусств Вахитовского района города Казани.

« - Мы с мамой вернулись в Казань 30 лет назад, а деда Гоги нет уже скоро четверть века, но до сих пор никому не было до него дела. Сначала мы даже удивлялись: знакомые из Москвы и Питера звонили постоянно и говорили, что слышали или смотрели передачу о нем, а казанцы, похоже, и вовсе не знали, что мы ему кем-то приходимся.

Это точно, деда Гога никогда не лез за словом в карман, и ему было все равно, кто перед ним стоит. И говорил он всегда только правду, - говорила Ольга Вербицкая. - Кстати, о том, что ему все-таки присвоили звание заслуженного артиста России, я узнала только после его смерти, когда прочитала надпись на мемориальной плите».

Конечно, у Георгия Виноградова, как и у любого певца, были свои почитатели и поклонники. Были и поклонницы. Вот стихи:
 

ВИНОГРАДОВУ


В дни юности, в дни страшные воины,
я голос Ваш услышала впервые,
тогда Вы пели песни фронтовые. Прошла воина… Года моей весны прошли
Вы пели уж другое;
и голос Ваш по-прежнему пленял.
И так хотелось, чтоб меня позвал любимый первой девичьей мечтою.
Мы встретились. Но лето уж прошло
и даже осень наша миновала.
И нашу жизнь снегами замело, а голос тот же, песнь не отзвучала.

Эти стихи написала удивительная русская женщина Валерия Даувальдер, которая жила в Швейцарии и часто слушала Московское радио.

Она написала ему, Виноградов ответил. Началась переписка. Они встретились много лет спустя. Геолог, физик, композитор, писатель, поэт, художник – Валерия Флориановна Даувальдер и певец Георгий Павлович Виноградов. В своей книге– «Жизнь-любовь» она написала воспоминания о нем.

«Гори, гори, моя звезда…» Валерия пишет прекрасные стихи. Проникновенные песни и романсы Валерии исполняют лучшие голоса мира. Это Марио Ланце, Мария Каллас, Георгий Виноградов. Не всем известно, что именно Валерия Даувальдер – и есть звезда Григория Виноградова, в знаменитом романсе «Гори, гори, моя звезда…»

Была у Виноградова страсть, может быть, не менее сильная, нежели пение: рыбалка. Субботу он почитал неприкосновенной. Репетиция, концерт, дождь, буря, да хоть землетрясение – ничто не могло нарушить загородные поездки на речку.

Страсть к рыбалке была у Виноградова с детства. Еще в Казани, когда ему надоедало стоять на клиросе в церкви, он убегал на Волгу ловить рыбу, за что отец всегда наказывал его. Став намного старше, Георгий Павлович не отказался от этого увлечения.

Известный певец Владимир Александрович Бунчиков рассказывал, как однажды Виноградов, придя с рыбалки, - а он был заядлым рыбаком, не пропускал ни одного выходного дня, будь хоть какая погода летом или зимой, - с грустью поведал об одной истории:

«- Мела поземка. Клева не было. Я включил транзистор на случайную волну и услышал свой голос. Пел я "Пшеницу золотую". Один сосед-рыбак сказал: "Люблю слушать Виноградова". Ну, тут я сказал, что, мол, я и есть Виноградов... Не поверили мне мужики. Значит, забывать меня стали, на эстраде я ведь давно не выступаю».
 

Геннадий Каменный

«Я оказался в числе немногих учеников, которых он позвал к себе домой. Он жил в районе метро «Беговая». Захожу к нему. Небольшая 2-х комнатная квартирка. Он показал место, где он отдыхает. Диванчик. И поразило обилие вокруг этого дивана рыболовных принадлежностей. Крючки, лески, удочки, мормышки. Он это любил и получал от этого удовольствие. Даже приходил на занятия и предлагал, Гена, вот я поймал рыбешку. И угощал всех».

Он мог всю ночь рыбачить, а на утро прийти и как ни в чем, ни бывало с первого дубля записать с листа новую песню.
Однажды Виноградов задержался до понедельника. В то время певец работал в оперном радиотеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Репетиция срывалась: Виноградов вел ведущую партию. Уже собирались расходиться, как в студию в сапогах, ветровке, небритый, ввалился Георгий Павлович: я готов! Его пожурили, дали ноты, которые он видел в первый раз - и артист безукоризненно спел свою партию.
 

В жизни Георгия Павловича были и курьезные случаи.
В казанской квартире Виноградовых-Вербицких есть реликвия, связанная с именем Георгия Павловича. Это - массивное серебряное блюдо, из-за которого в 1957-м или 1958 году его едва не бросили в зиндан (традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии), когда он возвращался с гастролей из Ирана. Напрасно певец пытался объяснить тогда пограничникам, что это блюдо, полное грецких орехов, ему преподнес после концерта сам шах Ирана Реза Пехлеви. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы шах, спохватившись, не послал вслед Виноградову гонца с бумагой, подтверждающей, что это серебряное блюдо - его подарок.

Певец уходит со сцены по разным причинам. Главная же, конечно, — стареет голос. Но в последних записях Виноградова голос его звучит по-прежнему чисто, проникновенно и... молодо.
Геннадий Каменный, народный артист России.

«Для певца 50 лет это расцвет мастерства, опыта, культуры. Но то, что он закончил в 50 лет, я думаю это большая беда. Он смог бы еще многое дать людям»

А на вопрос, почему он больше не поет, Георгий Павлович отвечает: «Я навсегда запомнил совет моего старого учителя: не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!»

Какое великое множество музыкальных произведений создал певец за свою жизнь. Я сознательно не публикую дискографию певца. Вы прекрасно понимаете, что это заняло бы большое место в статье.

Георгий Павлович скончался 11 ноября 1980 в Москве, не дожив пять дней до своего 72- летия. Возраст далеко не преклонный. Сколько бы еще мог дать своим ученикам и простым людям этот великий мастер.

Урна с прахом помещена в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища, секция 16.
 

Ушел из жизни «Король пронзительного танго».

Но, певец не забыт! Пластинок с записями Виноградова - сотни, и невозможно перечислить все арии, романсы и песни, которые были напеты им до ухода на преподавательскую работу.

Список источников, которые были использованы при подготовке этой статьи:

1.«Певцы советской эстрады». Л. Яковлева. Москва 1977
2. сайт «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА»
3. МЕРЦАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Эмиль Сокольский.
4. газета «Алтайская правда» 01 июня 2007г
5. сайт «Википедия».
6. сайт Казанского музыкального училища.
7. статья «Хорошо забытое старое». Евгений АКСЕНОВ.
Газета «Вечерняя Казань»