Казань тысячелетняя
/
Взгляд в прошлое Казани
/
|
||||
В Казани дамбы являются настолько приметным элементом городской инфраструктуры, что упоминаются в поэмах весьма известных авторов («По дамбе над Волгой, по дамбе над спящей Казанью…» – писал Евгений Евтушенко в поэме «Казанский университет»). Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним! Необходимость строительства дамбы сначала для того, чтобы обеспечить сообщение города с отстоящей на несколько верст от него Волгой и её пристанями, была осознана давно, но первая дамба (Адмиралтейская) была сооружена лишь к 1843 году. Второй по времени сооружения была Кизическая дамба. Неурожай начала 1890-х гг. вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань. Для помощи голодающим были организованы так называемые «общественные работы». В число таких работ вошло строительство Кизической (названной по монастырю в заречной слободе Казани) дамбы: правительство выделило 43 тыс.руб., недостававшие 10 тысяч ассигновал город. Только при строительстве Кизической дамбы город получил постоянный мост через Казанку под Кремлем.
В XIX веке не было недостатка в проектах создания глубоководного порта в
Казани, иной раз даже развертывались работы по сооружению гавани, но они
прекращались по разным – финансовым или техническим – причинам.
В начале XX века была построена так называемая Новая дамба от
Волги до Ново-Татарской слободы и на этом гидротехнические работы в
городе приостановились, чтобы возобновиться уже в начале 1950-х
годов, когда началось сооружение Куйбышевского гидроузла на Волге.
Комплекс этих работ получил название инженерной защиты Казани.
Строительство сооружений инженерной защиты г.Казани осуществлялось с
1953 по 1964 гг. в связи с заполнением Куйбышевского водохранилища.
В состав комплекса сооружений инженерной защиты входят:
В ходе работ по инженерной защите Казани русло Казанки в самом нижнем её
течении было изменено: часть его была отсечена и превратилась в искусственную
старицу в Кировском районе города. Тогда же было образовано новое устье Казанки
– под мостом на Кировской дамбе.
А мосты на Ленинской и Кировской дамбах были открыты в октябре 1957 года.
Остатки старой Кизической (Ленинской) дамбы можно видеть с западной стороны
новой Ленинской дамбы, старая дамба идет ниже вдоль новой. |
||||
|
||||
Смотрите также: |