Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Когда Булак был речкой

 

В Казани по Булаку давно уже не ходят суда. Ни одного деревца не осталось у его берегов.  Закованный в бетон, он «потерялся» в городском пейзаже… Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

В древности ложбина Булака была, очевидно, естественным продолжением ложбины всей озерной системы Кабанов в сторону Казанки. Ширина ложбины составляла 300-400 м., а длина была равной длине самого протока Булак (2,3 км).

В настоящее время ложбина погребена под мощными насыпными грунтами старой части города толщиной более 3,5 м. Древний Булак был скорее небольшой извилистой речкой, протекавшей по ложбине. Ширина Булака составляла 60-70 м.

Исследователи XIX века указывали, что прежде Булак был достаточно глубок, в нём водилась рыба, в «Казанской хронике» (раздел в газетах того времени) печатались данные о его замерзании и вскрытии.

Длительное время Булак был судоходным, о нем заботились, но постепенно проток заилился. Во время больших пожаров 1800 и 1815 года он был уже полностью безводным, а его древний дубовый настил был покрыт полутораметровым слоем наносного ила. Весной Булак (его глубина разными исследователями оценивалась от 2 до 6 м.) заполнялся водой полностью.

Булак неоднократно реконструировался. Сейчас это узкий, выровненный, заключенный в бетон канал. Около двух третей его (1565 м) находится в надземной части, разделенной мостами на 6 отсеков. Остальная часть находится в трубе, проходящей под полотном шоссе и выводящей Булак через дренажную систему в Казанку.

На старом снимке – участок улицы Правобулачной. У правого обреза снимка  видны бывшие склады И.У Батурина (впоследствии – А.С.Меркулова), точно над головой человека, сидящего в лодке справа – бывшие склады К.Ф.Розентрейтера.

 

Булак, расположенный в центре Казани, представляет собой городской канал протяженностью более 1,5 км шириной 32 м. Канал разделяется пролетами мостов на 6 участков.

В древности Булак представлял собой небольшую извилистую речку и вытекал из озера Нижний Кабан, впадая двумя рукавами в реку Казанка.

Один из рукавов с топкими илистыми берегами защищал крепость с западной стороны (позднее был засыпан). Основное русло было углублено и выпрямлено предположительно в период Казанского ханства. В XVII-XIX вв. на Булаке действовали плотины и шлюзы, с помощью которых поддерживался высокий уровень воды. Сюда заходили торговые суда, по берегам располагались причалы, склады, бани, водяные мельницы. Интенсивно застраивалась прибрежная зона.

Дно Булака неоднократно покрывалось деревянными и каменными настилами. В 1955-56 годах устьевая часть Булака была засыпана и отделена от реки Казанка защитной дамбой. был сооружен подземный водовод.

В 1990-х годах были проведены работы по благоустройству Булака – очищено дно, укреплены русла, построены лестничные спуски к воде, установлены фонтаны и новые чугунные ограды.

Сегодня канал "Булак" является излюбленным местом гостей и жителей города. Здесь красиво в любое время года.
На Булаке традиционно проходят все национальные и крупные праздники города.

 

Шесть мостов Булака

Исторически Булак делил Казань на две части: татарскую и русскую,  а вдоль него соответственно находились места торговли и обмена, где татары менялись товарами с русскими. Поэтому мосты через Булак были своего рода связью татарского мира с русским. Прежде Булак был рекой полноводной, по весне он разливался и превращался в широкий бурный поток, по которому начинали ходить суда. Поэтому изначально мосты через Булак были подъемными.
 
Сегодня первый мост через Булак превратился в улицу Пушкина соединяющуюся с улицей Татарстана. Он звался Татарским, поскольку веде в Татарскую слободу.

Сенной мост имеет своего старшего собрата в Санкт-Петербурге, там он ведет к Сенной площади, в Казани же мост находился рядом с Сенным базаром.

Третий мост со стороны озера Кабан – Романовский. Он соединял улицы Поперечно-Воскресенскую (ныне Астрономическая) и Фуксовскую (Камала).

Варламовский мост – продолжает улицу Кави Наджми, свое название он получил от от церкви Святого Варламия, находившейся по-близости.

Лебедевский мост – пятый по счету, в народе он еще носил звание «горбатого» или «моста слез». Он имел вид большой арки и был построен в 1907 городским главой Лебедевым в основном на личные деньги, и долгое время оставался единственным каменным мостом в городе.

Мост, соединяющий две части Чернышевского – шестой по счету – Владимирский. Он вел к Владимирскому собору. Ныне там стоит большое строение сталинской эпохи.
 

Смотрите также: