![Теплоход Сергей Кучкин в шлюзе №5 канала имени Москвы 30 августа 2010 года](photo/0_3e6f4_ad232609_orig.jpg)
Еще в 1722 году Петр I повелел разработать «прожект соединения рек», но осуществить задуманное не успел.
Спустя 100 лет идея Петра обрела вторую жизнь. Построили канал, соединявший реки Сестру и Истру. Но с развитием железных дорог о канале забыли. Теперь о нем нам напоминает лишь озеро Сенеж, которое образовалось во время возведения плотины при строительстве канала.
Строительство канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, тесно связано с решением проблемы водоснабжения Москвы.
Москва росла и все больше и больше хотела пить.
С 1779 года Москву пытаются напоить из чистых Мытищинских источников. Строят водопровод, по которому вода самотеком попадала из Мытищ в Москву. Но и этого оказалось недостаточно.
Появляется идея брать воду из Москвы-реки и очищать ее. В 1902 году в поселке Рублево на Москве-реке строится Рублевская водопроводная станция (старое название Рублевская водокачка).
Вода из Москвы-реки проходила отстойники, медленные (английские) фильтры и по чугунным водоводам перекачивалась в резервуары на Воробьевых горах, откуда самотеком поступала в магистральные трубопроводы, а из них — в городскую сеть.
Москвичи поначалу сомневались в качестве прошедшей очистку воды из Москвы-реки, но Мечников на личном примере доказал, что вода из Рублевской водокачки пригодна для питьевого водоснабжения Столицы — попивая очищенную воду (без последствий для здоровья), целый день наблюдал за процессами очистки.
К 1930 году потребности Москвы в воде настолько возросли, что Москва была уже готова целиком выпить Москву-реку.
В 1932 году начинается строительство канала между Волгой и Москвой-рекой.
Канал строился не только для обеспечения Москвы водой, но еще и для обеспечения судоходства. В соответствии с максимальными габаритами речных судов того времени принимаются минимальные габариты канала: минимальная ширина по зеркалу воды 85,5 м, минимальная ширина по дну 46 м, глубина 5,5 м.
128-километровый канал построили в 1937 году. Канал несамотечный. Волжская вода на 40 метров поднимается насосными станциями, а потом самотеком спускается в Москва-реку.
В 1947 году, в честь 800-летия Москвы и 10-летнего юбилея канала, каналу присваивается имя Москвы.
Часть 2. Канал имени Москвы.
Отойдя от причала №4 Северного речного вокзала Москвы под «Прощание Славянки» и запустив в небо разноцветные шарики, начался наш круиз.
Путь от Москвы до расположенной в низовьях Волги Астрахани неблизкий и составляет 3571 км. До Волги пойдем по каналу имени Москвы.
Храм Казанской Иконы Божьей Матери в городе Долгопудном.
![Храм Казанской Иконы Божьей Матери в городе Долгопудном](photo/0_3e6e8_c6748e39_orig.jpg)
Самая глубокая выемка на водоразделе между реками Клязьма и Химка. Высота берегов достигает 23,5 м, ширина по верху 140 м. Весь этот грунт удаляли вручную.
![Канал имени Москвы](photo/0_3e6e9_f4348e5d_orig.jpg)
Часовня в у микрорайона Павельцево города Долгопрудный.
![Часовня в у микрорайона Павельцево города Долгопрудный](photo/0_3e6ea_95c4375e_orig.jpg)
Автомобильный мост Дмитровского шоссе через канал имени Москвы.
![Автомобильный мост Дмитровского шоссе через канал имени Москвы](photo/0_3e6eb_ae594c19_orig.jpg)
Бывшая паромная переправа №11 на канале имени Москвы.
Нет денег, нет парома.
![Бывшая паромная переправа №11 на канале имени Москвы](photo/0_3e8e0_3e980398_orig.jpg)
Электрическая подстанция (ПС) № 231 «Икша-1».
![Электрическая подстанция (ПС) № 231 «Икша-1»](photo/0_3e6ed_94559577_orig.jpg)
Шлюз №6 канала имени Москвы. Икша. 71-й километр канала. 5-я ступень подъема на высоту 8,1 м. Шлюз №6 строили с 1 апреля 1934 по 5 июня 1937 года.
Архитектор Георгий Густавович Вегман. На башнях шлюза установлены скульптурные фигуры (авторы Р.Р.Иодко, Д.П.Шварц, А.И.Тенита), венчающие колонны, обращенные к камере шлюза, а также мемориальными досками (архитектор Г.Г. Вегман).
![Шлюз №6 канала имени Москвы](photo/0_3e6ee_ef04b9eb_orig.jpg)
Наполнение водой камеры шлюза №6 канала имени Москвы.
![Наполнение водой камеры шлюза №6 канала имени Москвы](photo/0_3e6f1_93fbaf49_orig.jpg)
Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта.
![Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта. 30 августа 2010 года.](photo/0_3e6ef_4a13e7d2_orig.jpg)
![Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта. 30 августа 2010 года.](photo/0_3e6f0_81099241_orig.jpg)
Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5.
На выходе шлюза установлена скульптура девушки с парусником, символизирующая р.Волгу и плывущие по ней суда. Автор работы скульптор Ю.А.Кун. Такая же скульптура установлена при входе в парк Северного речного вокзала Москвы.
![Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5](photo/0_3e6f2_afcead02_orig.jpg)
Шлюз №5 канала имени Москвы.
Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 6 метров.
Архитектор Д.Б.Савицкий.
![Шлюз №5 канала имени Москвы](photo/0_3e6e2_81a9742d_orig.jpg)
![Шлюз №5 канала имени Москвы](photo/0_3e6f3_d450dbc3_orig.jpg)
![Шлюз №5 канала имени Москвы](photo/0_3e6f8_add007f8_orig.jpg)
![Шлюз №5 канала имени Москвы](photo/0_3e6f7_1a2a9313_orig.jpg)
Насосная станция у шлюза №5.
![Насосная станция у шлюза №5](photo/0_3e6e1_84481d5b_orig.jpg)
Электроподстанция (ПС) №232 «Икша-2» гидротехнических сооружений шлюза №5, насосная станция.
![Электроподстанция (ПС) №232 «Икша-2» гидротехнических сооружений шлюза №5, насосная станция](photo/0_3e6f5_84b22b4e_orig.jpg)
Шлюз №5 канала имени Москвы. Вид со стороны нижнего бьефа.
![Шлюз №5 канала имени Москвы. Вид со стороны нижнего бьефа](photo/0_3e6f9_28fb1c6f_orig.jpg)
Шлюз №4 канала имени Москвы.
Архитектор Александр Леонидович Пастернак. Поднимает и опускает суда на 8 метров.
![Шлюз №4 канала имени Москвы](photo/0_3e6e4_da84f34_orig.jpg)
Насосная станция и шлюз №4 канала имени Москвы.
![Насосная станция и шлюз №4 канала имени Москвы](photo/0_3e6e3_8898cdd5_orig.jpg)
Яхромский железнодорожный мост Савеловского направления через канал имени Москвы. Высота 14 метров от НПУ.
Между ходовой рубкой и мостом всего несколько см.
![Яхромский железнодорожный мост Савеловского направления через канал имени Москвы](photo/0_3e6e5_6c02535b_orig.jpg)
Шлюз №3 канала имени Москвы.
Архитектор В.Я.Мовчан. Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 8 метров. Башни шлюза украшают декоративные модели корабли-каравеллы Колумба "Санта-Мария", созданные из красной меди. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 г.
![Шлюз №3 канала имени Москвы](photo/0_3e6e6_911fb991_orig.jpg)
Канал имени Москвы ночью.
![Канал имени Москвы ночью](photo/0_3e6e7_983a4048_orig.jpg)
Удивительно, но шлюзы №2 и №1 мне все никак не удается запечатлеть.
Вот и повод пройти по КиМу еще раз :)
Читать дальше.
Часть 3. Углич
К оглавлению: