Продолжая прогулку по улицам Буды, мы выйдем к восхитительной тенистой роще Варошмайор. В 1935 году здесь была воздвигнута церковь со своеобразной четырехугольной колокольней. За церковью высится мраморный памятник великому композитору Бетховену. На краю рощи, около нижней станции зубчатой электрической железной дороги, начинается утопающая в зелени улица Пашарети с красивыми виллами. В начале этой улицы находится стадион спортивного клуба «Вашаш» (Металлург).

От Московской площади Кольцо круто поворачивает в направлении к Южному вокзалу (Дели паяудвар). С левой стороны у подножия Крепостной горы раскинулось так называемое Кровавое поле (Вермезё), получившее свое название в связи с тем, что 20 мая 1795 года на этом месте были казнены венгерские якобинцы — Игнац Мартинович и его соратники.

Если по диагонали пересечь парк, разбитый на месте бывшего сада Хорват и старого будайского квартала Табан, то слева на Крепостной горе мы увидим живописные развалины левого крыла сгоревшего королевского дворца.

Немного далее, на площади Антала Себени, стоит построенный в стиле позднего германского рококо дом с барельефом, изображающим оленя. Рядом с этим домом видна церковь в стиле барокко, воздвигнутая на том месте, где в XVI веке стояла турецкая мечеть. Напротив этой церкви находятся купальни «Рац», то есть сербские бани.

Институт садоводства и виноделия

Кольцо вьется вдоль берега Дуная под горой Геллерт у самого подножия крутых доломитовых скал. Налево виден купол турецкой бани, а направо на вершине высятся стены Цитадели. Далее Кольцо проходит через площадь Геллерт, перед мостом Свободы, мимо гостиницы Геллерт и корпусов Политехнического института, пересекает придунайскую часть XI района столицы, так называемую Ладьманьош, и теряется на юге, где-то в столичных предместьях — Будафок и Надьтетень.

Недурно совершить небольшую прогулку в пригород Будафок, прозванный «городом винных погребков». Самой интересной достопримечательностью этого радушного городка являются многокилометровые лабиринты винных погребков, пробитых в известковых скалах.

Самый большой из этих погребков имеет бочковую емкость в 35 000 гектолитров, а одна винная бочка, изготовленная в 1850 году, вмещает 1 000 гектолитров. В 1896 году эта бочка была экспонирована на выставке, устроенной по случаю празднования тысячелетнего юбилея существования Венгрии. В Будафоке находится также научная станция Института садоводства и виноделия. «Винный» комплекс дополняется «музеем вин», в котором можно найти все существующие в стране сорта вин.

Винный погреб в Будафоке

Возвратившись из Будафока, давайте ознакомимся с центром XI района, в том числе с круглой площадью, носящей имя самого выдающегося венгерского писателя-реалиста Жигмонда Морица.

От этой площади радиусами расходятся шоссе и несколько проспектов по всем направлениям. Проспект Вилланьи теряется между скалистыми горами Орел (Шаш) и Геллерт. По обеим сторонам проспекта красуются великолепные особняки, сады и скверы. Здесь расположен Институт садоводства и виноделия. Его выкрашенные в белую краску новые здания резко выделяются на зеленом фоне окружающих его холмов. Пригородные электрические поезда, отходящие от площади Жигмонда Морица, увозят экскурсантов в южные предместья столицы.

Широкий проспект Верпелети ведет к мосту имени Петефи. Пройдя мост, мы вернемся к исходному пункту нашей прогул­ки — к площади Борарош.

Проспект Ракоци

Несколько радиальных улиц, начинающихся в центре столицы, пересекают и Малое и Большое кольца. Из этих улиц следует отметить две самые оживленные — проспект Ракоци и проспект Народной республики.

Проспект Ракоци и его продолжение — проспект Лайоша Кошута являются главными артериями столицы. Их можно назвать торговыми проспектами, так как на этих проспектах сосредоточены самые крупные специализированные магазины и универмаги.

На проспекте Ракоци находятся Театральный институт, кинотеатр «Урания», а также старинная больница святого Рокуша.

В тени часовенки, пристроенной к больнице, сидят на скамеечках крестьянки. Они одеты в национальные костюмы. Здесь они продают рукоделия, вышивки и разные кустарные изделия венгерского народного творчества. Все это охотно покупается и местными жителями и иностранцами.

У подъезда больницы высится статуя врача-гинеколога, победителя родильной горячки — Игнаца Земмельвейса, который в течение долгих лет работал в этой больнице.

Проспект Ракоци — одно из основных мест закупок не только для будапештцев, но и для приезжающих в столицу жителей периферии. Один за другим выстроились здесь универмаги и различные магазины. Вблизи больницы Рокуш находится крупнейший универмаг Будапешта — «Корвин». По соседству находится самый оживленный пункт столицы — перекресток проспекта Ракоци и проспекта Ленина. Угловые здания этого перекрестка, построенные на грани XIX и XX веков, во время контрреволюционных событий 1956 г. были серьезно повреждены. Венгерские архитекторы и строители, желая облегчить страшно возросшее за последние годы движение, остроумно расширили при восстановлении этих зданий тротуары путем устройства аркад. На углу проспекта Ленина и проспекта Ракоци расположен один из крупнейших и красивейших гастрономических магазинов Будапешта.

На площади Республики (Кёзтаршашаг) находится филиал Оперного театра — театр имени композитора Ференца Эркеля. Этот театр самый большой театр Будапешта. На площади Республики стоит и здание Будапештского комитета партии.

Современное наименование площади Республики напоминает нам о митинге, состоявшемся здесь 1 ноября 1918 года. 31 октября в Венгрии победила буржуазно-демократическая революция и на состоявшемся на этой площади 1 ноября митинге были выдвинуты требования о провозглашении страны республикой. В расположенном на площади театре им. Эркеля в темные годы фашистского гнета произошло памятное антифашистское выступление: в 1944 году одно из партизанских подразделений, действовавших под руководством находившейся в глубоком подполье Коммунистической партии, организовав взрыв бомб, воспрепятствовало проведению здесь фашистского митинга.

Отель «Астория»

Мраморная таблица на расположенном на площади Республики здании Будапештского городского комитета ВСРП напоминает нам о героях-коммунистах, которые осенью 1956 года, во время контрреволюционного мятежа отдали свою жизнь, защищая горком от штурмующих его фашистов.

Проспект Ракоци кончается у площади Бароша, на которой расположен Восточный вокзал — «главный въезд в столицу». Этот вокзал был построен 70 лет назад; вестибюль вокзала украшен фресками работы живописца Кароя Лотца. После освобождения страны поврежденные фрески были полностью восстановлены. У этого вокзала находится и конечная станция электрической железной дороги, связывающей со столицей восточные предместья Будапешта, в том числе старинное село Цинкота и бывшую королевскую летнюю резиденцию Гёдёллё.

Перед Восточным вокзалом стоит памятник бывшему министру путей сообщения Габору Барошу (1848—1892). С его именем связаны национализация, расширение и модернизация венгерской железнодорожной сети. По окончании второй мировой войны железные дороги надо было восстанавливать почти полностью. Железнодорожное полотно, мосты, электрооборудование и большая часть подвижного состава оказались совершенно негодными. Весной 1945 года Венгерская Коммунистическая партия призвала народ к восстановлению железных дорог. И только благодаря самоотверженному труду рядовых железнодорожников, техников и инженеров в сравнительно короткий срок удалось наладить железнодорожное сообщение.

Национальный театр

У площади Бароша начинается проспект Имре Мезё. Эта улица носит имя героя-коммуниста Имре Мезё, одного из жертв контрреволюции 1956 г. Мезё, бывший в то время первым секретарем будапештского городского комитета партии, принял участие в обороне здания горкома и геройски погиб на боевом посту от пули контрреволюционеров. Здесь стоит высотное здание Соцстраха — 18-этажный небоскреб, построенный в национальном венгерском стиле. Рядом с небоскребом находится светло-зеленое здание — Больница скорой помощи, пользующаяся репутацией самого совершенного медицинского учреждения страны. По левой стороне проспекта Мезё раскинулось старое кладбище Керепеши. На этом кладбище погребены Лайош Кошут и Михай Танчич. 1 ноября 1941 года, в самые мрачные дни второй мировой войны, на кладбище состоялось чествование памяти этих государственных деятелей. Чествование закончилось антифашистской демонстрацией.

Восточный вокзал

Влево от площади Барош отходит улица Роттенбиллер, носящая имя одного из бывших бургомистров города Липота Роттенбиллера. На этой улице находится Ветеринарный институт, имеющий большое прошлое. Продолжением площади

Барош в направлении, почти совпадающем с направлением проспекта Ракоци, является проспект Текели, ведущий к «спортивному району» Будапешта — к Народному стадиону, Национальному спортивному залу и к стадиону Милленариш. У другой стороны Восточного вокзала берет свое начало параллельный проспекту Текели проспект Керепеши. В самом начале этой улицы мы находим один из центров венгерского конного спорта — ипподром и Таттерзал. (В начале XX столетия здесь неоднократно проводились рабочие собрания и митинги, на одном из которых выступал и Карл Либкнехт.) По преданию когда-то на этом месте находился пештский сад короля Матиаша, о красоте которого имеется много восторженных отзывов современников. Время уничтожило этот шедевр садоводческого искусства, но сейчас на этом месте разбиты парки и сады, дающие приятный отдых десяткам тысяч трудящихся.

Крестьянки продают свои вышивки на проспекте Ракоци

После освобождения страны на кладбище Керепеши, неподалеку от мавзолея Кошута, на почетном месте хоронят наиболее выдающихся деятелей венгерского рабочего движения. Сюда перенесены с тюремного кладбища останки двух казненных руководителей — коммунистов Имре Шаллаи и Шандора Фюрста. Здесь похоронены коммунисты и патриоты, павшие жертвой борьбы с контрреволюционным мятежом осенью 1956 г. Здесь, на кладбище Керепеши, похоронено много советских солдат и офицеров, отдавших в 1945 и 1956 гг. свою жизнь за свободу и независимость венгерского народа. Венгерский народ свято чтит память героев, павших за свободу и лучшее будущее трудящихся.

За кладбищем расположены ипподром и постоянная Сельскохозяйствен­ная выставка, а за ними уже дымят высокие фабричные трубы.

Тут же нашему взору предстанут небольшие домики предместья, за которыми чернеют пашни. Так столица постепенно и незаметно переходит в равнину, в Большую Венгерскую низменность.

Проспект Народной республики

Самая красивая радиальная улица Будапешта — проспект Народной республики. Он берет свое начало у Базилики и кончается у Хёшёк тере (площади Героев) в Городском парке (Варошлигет). Длина его два с половиной километра. Проспект проложен во второй половине минувшего века. Строился он в течение десяти лет. На этом проспекте мы можем увидеть много великолепных зданий.

В самом начале проспекта наш взор останавливается на монументальном здании Государственного оперного театра. Здание Оперы было возведено в стиле неоренессанса и до

«Вигадо» (дворец музыки) в Пеште

некоторой степени напоминает Парижскую оперу. Проект здания Оперы принадлежит венгерскому архитектору Миклошу Иблю. Над главным подъездом расположена красивая широкая тер­раса. По обеим сторонам подъезда стоят памятники Ференцу Эркелю и Ференцу Листу — шедевры скульптора Алайоша Штробля. Над внутренней отделкой здания работали художники Берталан Секей, Арпад Фести, Дьёрдь Ваштаг и Мор Тан; фрески в зрительном зале являются творением художника Ка- роя Лотца. Нынешние посетители Оперного театра — выходцы из самых широких слоев народа. После освобождения в Оперу был открыт широкий доступ для новой категории зрителей, и прежде всего, для рабочего класса. Многие солисты и солистки будапештской Оперы получили всемирную известность.

Примерно в этой части проспекта сосредоточено большинство театров столицы. Отсюда и возникло название этого квартала — «Театральный». Здесь расположены театр имени Петефи, театр имени Йокаи, столичный театр оперетты и театр «Веселая сцена» (Видам синпад). На углу площади Ференца Листа сверкающие витрины красивого книжного магазина — Книжной лавки писателей — заставляют пешеходов невольно остановиться, чтобы полюбоваться выставленными из­даниями. Здесь писатели читают свои произведения и ведут по ним дискуссии.

Государственный оперный театр

Напротив, на площади Йокаи, высится вылитый из бронзы памятник знаменитому венгерскому писателю Мору Йокаи. Перекресток проспекта Народной республики и бульвара Ленина представляет собой восьмиугольную площадь, которая носит название «7 Ноября». Дальше вдоль проспекта Народной республики мостовая делится двумя цветущими аллеями на три широкие полосы. И в этой части проспекта встречаются многочисленные исторические памятники, в том числе дом №69, украшенный прекрасными фресками. В нем раньше помещалась Галерея искусств. На первом этаже этого дома находится любимый театр будапештских детей, впрочем не только детей, но и взрослых — Кукольный Театр.

Этот участок проспекта является центром «художественного Квартала». Здесь расположено высшее учебное заведение изобразительного искусства. Поблизости, на улице Байза №41, зеленеет так называемый «Клубничный сад» (Эпрешкерт), где молодое поколение художников учится изобразительному мастерству.

В конце проспекта Народной республики находятся два замечательных музея: Галерея искусств, где устраиваются постоянные выставки современных венгерских художников, и Музей изобразительных искусств. Оба здания построены в классическом стиле. Здание Музея изобразительных искусств имеет 44 колонны. С ценными сокровищами этих музеев мы будем знакомиться ниже, в разделе «Музеи».

На площади Героев высится Памятник Тысячелетия, воздвигнутый в 1896 году в честь празднования тысячелетнего юбилея Венгрии. Большая полукруглая колоннада окружает статуи знаменитых людей венгерской истории. В центре площади возвышается стройная колонна, высотою в 36 метров, увенчанная фигурой ангела. Перед колонной стоят статуи всадников — вождя венгерских племен князя Арпада и его сородичей, которые завладели страной в 896 году. Все статуи являются творениями венгерского скульптора Дьёрдя Зала.

Проспект Народной республики уже более полвека является местом традиционных рабочих демонстраций. Во время празднования Первого Мая здесь в первый раз, в 1890 году, неожиданно и к ужасу буржуазии собралось 60 000 рабочих. В годы, последовавшие непосредственно за этим, первомайские демонстрации были запрещены. Однако у Городского парка, расположенного в конце проспекта, ежегодно собиралась большая масса людей. 25 ноября 1917 года, на третье воскресенье после победы Великой Октябрьской социалистической революции, кольцевые бульвары и проспект Народной республики заполнила стотысячная толпа, приветствовавшая мир и победоносную пролетарскую революцию. Среди первомайских демонстраций на проспекте Народной республики особенно выделяется демонстрация, состоявшаяся 1 мая 1919 года — первый праздник в свободной Венгрии, на котором приняло участие 600 тысяч человек. На следующий день, 2 мая, десятки тысяч будапештских рабочих с оружием в руках ушли на фронт защищать молодую Венгерскую Советскую Республику и отбили врага от столицы.

Первого сентября 1930 года по призыву коммунистов на демонстрацию, по проспекту Народной республики, вышли стотысячные массы будапештских пролетариев, провозглашавших лозунг: «Требуем работы и хлеба!» Около Городского парка произошло столкновение между демонстрантами и полицейскими.

Замок Вайдахуньяд в Городском парке

Этот памятный день был запечатлен в истории кровью одного убитого полицейскими рабочего и многих раненых. Сейчас, в память об этом, на стене здания Галереи искусств, находящегося на площади, установлена скромная мемориальная доска. Через короткое время после этого, эта площадь, в память о сотнях тысяч жертв первой мировой войны, была названа площадью Героев, но кровь героев-сынов рабочего класса, пролитая здесь 1 сентября 1930 года, во время крупнейшей из всех рабочих демонстраций периода засилья контрреволюции, в действительности уже тогда дала будапештскому пролетариату право на это наименование. В 1945 году, после освобождения Венгрии, 1 мая по проспекту и площади Героев состоялась грандиозная демонстрация трудящихся, в которой приняло участие полмиллиона жителей Будапешта.

1 мая 1957 года, через полгода после контрреволюционного мятежа, бодее четверти миллиона будапештских трудящихся продемонстрировало на площади Героев свою сплоченность вокруг Венгерского Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства и Венгерской социалистической рабочей партии.

Городской парк

Одним из самых живописных и веселых мест в столице является Городской парк. Этот обширный парк с красочными цветниками, тенистыми аллеями и столетними деревьями как бы создан самой природой для отдыха и развлечений. В XVIII веке на месте Городского парка еще тянулись луга, используемые под пастбища, в центре — на месте нынешнего пру­да — находился небольшой заболоченный водоем, питаемый небольшой речушкой. В конце XVIII века Городская управа по предложению городского судьи Яноша Борароша решила разбить на окраине города парк, однако из-за ряда постигших столицу исторических бедствий план этот был реализован лишь в XIX столетии. Городской парк был перепланирован в последнем десятилетии прошлого века к празднованию тысячелетия Венгрии (в 1896 году). Один из самых выдающихся венгерских поэтов Янош Арань еще в 1870 годах воспел в стихах прелести Городского парка.

Бал на улице

В конце Городского парка недалеко от музеев, синеют воды живописного искусственного пруда, усеянного водяными лилиями. Летом любители гребли катаются здесь на лодках, зимой пруд превращается в каток и становится ареной международных конькобежных состязаний и соревнований по хоккею. На берегу пруда стоит памятник Джорджу Вашингтону. Возле него летом неизменно открывается кафе-ресторан с большой террасой. Посредине пруда на небольшом острове видны контуры интересного сооружения. Эта живописная достопримечательность Городского  парка — миниатюра замка «Вайдахуньяд». Эта миниатюра была построена Игнацем Альпаром в 1896 году по случаю празднования тысячелетия Венгрии. Она представляет собой копию существовавшего в старину в Трансильвании замка. Памятник архитектору стоит перед воротами у подъемного моста. В центре двора замка, окруженный зданиями, построенными в различных стилях, сидит, держа в руках перо и пергамент, погруженный в думы Анонимус, безымянный летописец, живший при короле Беле III (1173—1196). Анонимус впервые написал историю Венгрии. Скульптура Анонимуса создана Миклошем Лигети. В замке «Вайдахуньяд» сейчас помещается Сельскохозяйственный музей.

На берегу пруда, за кронами деревьев стоят купальни Сеченьи. Эти

Веселый парк

купальни представляют собой группу зданий, носящих отпечаток стиля неоренессанса. Купальни славятся своими целебными источниками и прекрасным пляжем. Напротив купален расположен цирк, зоологический сад и Парк культуры, или Веселый парк (Видам парк).

Веселый парк с весны до осени привлекает десятки тысяч посетителей. Из аттракционов парка наибольшей известностью пользуются американские горы, подымающие пассажира ввысь, а затем резко бросающие его в глубину.

Будапештский зоопарк был построен более шестидесяти лет назад, в годы «сецессии», в трансильванском и венгерском стилях. Особенно интересно здание «дома слонов», стены которого выложены жолнайской майоликой.

Будапештский зоопарк считается единственным зверинцем нашего континента, в котором удалось вырастить в неволе и сохранить в живых потомство бегемотов. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что в бассейн бегемотов подается по трубам горячая вода из источников купален Сеченьи, действующая, очевидно, благоприятно на этих животных.

Есть в зоопарке своеобразный «детский сад», устроенный для различных зверят. Здесь они все растут совместно. Упорной воспитательной работой их приучают друг к другу, заставляя «дружить», и таким образом достигают того, что козлята бесстрашно играют с маленькими львятами, а лисята едят вместе с петухами из одной общей посуды. Умилительные игры всех этих зверенышей забавляют публику, а в первую очередь, конечно, детей.

Народный стадион

На открытой летней эстраде зоопарка часто устраиваются оперные спектакли, ставятся оперетты, организуются концерты, выступает балет. Около зоопарка находится всемирно известный ресторан «Гундель».

Будапештский Парк культуры разместился на шести гектарах. Посетителям парка предоставлена возможность из 60 развлекательных аттракционов выбрать то, что им пришлось по душе.

Народный стадион

За последние годы в Будапеште число людей, занимающихся спортом, значительно выросло. Сотни и тысячи любителей спорта посещают спортивные площадки и стадионы, где они занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, играют в различные спортивные игры. Самым большим и красивым стадионом столицы по праву считается Народный стадион, на котором проводятся международные футбольные матчи и состязания по легкой атлетике, а также другие важнейшие соревнования на первенство страны. Надо сказать, что в Венгрии уже давно недоставало крупного современного спортивного сооружения. Уже давно столице был нужен стадион, который вмещал бы не менее 100 000 зрителей.

Национальный спортивный бассейн на острове Маргит

До второй мировой войны правительство неоднократно обещало выстроить такой стадион, но эти обещания так и остались невыполненными. После освобождения правительство Венгерской Народной Республики в первую же пятилетку приступило к строительству нового стадиона, и в 1953 году состоялось его открытие.

Подъезды к стадиону очень удобны; он расположен недалеко от центра города, в XIV районе, вблизи проспекта Тёкёли. Под стадион отведено 22 гектара. Архитектура стадиона весьма своеобразна. Спортивное поле окаймлено бетонной трибуной, высотой в 30 метров и шириной в 50 метров. Трибуна устроена наподобие мостовой конструкции. Она расположена на 18 массивных пилонах. Наклонные пилоны, придающие всему комплексу своеобразный вид, на высоте 16 метров соединены между собой мостами шириной в 6 метров каждый. С любой точки трибуны можно свободно обозревать спортивное поле. Объявление результатов соревнования осуществляется специальной системой звуковещания. Кроме того, зритель может постоянно следить за ходом соревнований по сведениям, которые вывешиваются на двух огромных щитах, размером 16X18 метров.