Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Как перестали стесняться капитаны

 

ПЕРВЫЕ РЕЧНЫЕ УЧИЛИЩА НА ВОЛГЕ

      Пятидесятые годы прошлого столетия были периодом расцвета пароходного дела на Волге. Бурно развивалась промышленность, увеличи¬валось городское население по берегам реки.
      В 1853 году было создано пассажирское пароходное общество "Самолет", имевшее несколько товарно-пассажирских пароходов мощностью по 5О лошадиных сил. В следующем году открылась пассажирская линия Тверь — Рыбинск. А еще спустя три года товарищество "Самолет" распространило свою деятельность до Казани.
      В 60-е годы появились пароходное общество "Русалка", пассажирская и буксирная компания "Дружина" с капиталом в миллион рублей, пароходное товарищество "Нептун", буксирное и кабестанное пароходное общество "Вулкан".
       Самым крупным было соединенное общество "Кавказ и Меркурий" с капиталом четыре миллиона пятьсот тысяч рублей.
В начале 7О-х годов только в Волжском бассейне имелось 369 пароходов общей мощностью тридцать четыре тысячи лошадиных сил, из них 248 принадлежали акционерным обществам, остальные — отдельным судовладельцам.
       С распространением пароходства все больше ощущалась нехватка хорошо подготовленного не только практически, но и теоретически судоходно-технического персонала. Впервые мысль о создании специальных учебных заведений для теоретической подготовки к обслуживанию речного парового флота высказал министр путей сообщения К.Н. Посыт.
 

 

       В 1885 году генерал Баранов предложил нижегородским судовладельцам и биржевикам открыть речное училище. Официальное его открытие состоялось 18 октября 1887 года, что имело огромное значение для совершенствования судоходства и судостроения.
В 19ОЗ году инспектор судоходства Казанского участка Михаил Васильевич Черепанов на собрании Биржевого общества обратился к нему с просьбой поддержать идею открытия речного училища в Казани по примеру Нижегородского. В феврале следующего года Черепанов представил городской Думе доклад в защиту своего предложения, показав удручающее состояние дел с кадрами на Казанском участке. Из 1962 капитанов только 399 имели специальное образование, остальные не имели никакого образования вообще. Из них 1281 был малограмотным, 13O вовсе не умели читать и писать, а 152 "практика" постеснялись признаться в своей неграмотности. Только за 1901 год судоходная инспекция зарегистрировала 614 проломов, пожаров, столкновений и других аварий. Убыток от этих аварий выражался огромной по тем временам суммой — 2610516 рублей!

Н.В.Черепанов

       Черепанов писал: "Каждому известно, что успешность всякого промышленного предприятия, помимо необходимых для него материальных средств и условий, в значительной степени зависит от тех нравственных свойств и той специальной подготовки, какими обладает личный состав этого предприятия, в особенности тех лиц, которым поручено руководить и управлять различными его частями".
Городская Дума дала согласие на организацию училища и ассигновала на его содержание две тысячи рублей, хотя требовалось восемь тысяч. Местный судовладелец Сергей Андреевич Земляков обещал построить на свои деньги деревянное здание для училища. Дума также бесплатно отвела участок под строительство в Адмиралтейской слободе.
22 октября 1904 года в присутствии Казанского губернатора, многочисленной публики и ста первых учеников состоялся торжественный молебен, и Казанское училище начало свою деятельность.

Первым начальником училища стал Михаил Васильевич Черепанов. Управление делами училища согласно Уставу было поручено местному "попечительному совету, составляемому из двух членов биржевого комитета, избираемых сим комитетом, и из лиц, добровольно жертвующих на содержание училища не менее 100 рублей в год". Казанский губернатор являлся почетным председателем попечительного совета.
В 1906 году был сделан первый выпуск. После окончания училища выпускнику выдавалось временное свидетельство, которое после 18 месяцев плавания на судах обменивалось на диплом. В училище преподавались повторительные курсы арифметики, пароходная механика, судовая практика, судовое законоположение, ведение судовых книг, общие понятия о судостроении, лоция реки Волги и ее притоков, других судоходных рек, а также черчение. Курс училища с течением времени расширялся и позднее был увеличен до трех лет, причем преподаватели сами создавали программы.
 

 

По примеру Нижнего Новгорода и Казани были открыты речные училища в Рыбинске, Перми и некоторых других поволжских городах. Племя волжских речников стало с тех пор садиться за парты.

 

Казань. Адмиралтейская слобода Волга. Пароход общества Самолет "Геннадий Ратков"
   
Казань. Наводнение. Река Казанка
   
Казань. Весенняя пристань Волга. Пароход общества Русь "Харитоненко" у Романовского моста.