Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Флаг на корабле «Принцесса Анна»

 

      История Российского флота корнями уходит во времена Киевской Руси. Территория русских княжеств была огромна, включала в себя немало больших глубоководных рек, а местами омывалась морями, по которым во все времена ходило множество различных судов — как военных, так и торговых. Но единого флота не существовало вплоть до конца XVII века. Петр Первый собрал весь российский флот под единое управление, произвел полную реконструкцию уже имевшихся судов и заложил основы высокоорганизованного судостроения, превратив Россию в великую морскую державу.

      Волга с незапамятных времен славилась своими судами, которые строились на ее берегах. В начале первого тысячелетия в Среднем Поволжье жили народы угро-финского корня, большие поселения которых располагались по берегам Волги, Камы, Оки и других больших рек. Реки кормили, давали возможность общаться с соплеменниками и вести обширную торговлю с соседями. Строились тогда в основном малые и большие долбленые челны различного назначения, так что традиции судостроения и судоходства закладывались еще в те стародавние времена.
      Образование Волжской Булгарии привело к появлению новых городов, где кипит торговля, развиваются ремесла. Близ самого устья Камы закладываются верфи, спускаются на воду первые суда, и идут они вниз по Итили-реке до города Белоозеро и дальше до самого Каспия.
Исторических свидетельств о том времени не так-то много, но все же в древних арабских источниках есть сведения о больших парусных торговых булгарских судах, ходивших по Каме, Волге и Шексне с товарами. Арабские купцы замечают, что на весь путь от города Булгар, то есть от устья Камы до Каспия длиною в 1165 верст вниз по течению, уходило всего двадцать дней, зато на обратный путь против течения требовалось до трех месяцев. После падения Булгарского государства преемником его становится появившееся на Волге повыше камского устья Казанское ханство, полновластный хозяин всего этого края. Имеются исторические свидетельства о высокоразвитом судостроительном деле в Казанском ханстве. Край этот всегда славился обилием лесов, так что материал всегда был под рукой, да и мастеров — плотников, пильщиков, кузнецов, перебравшихся из Булгар и имевших большой опыт и высокую квалификацию, среди казанцев было предостаточно. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в явно татарских названиях типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербати, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Последние ходили до сильных морозов, ломая своими корпусами тонкий лед. Благодаря могучему флоту Казанское ханство вело богатую торговлю с многими странами, а военный флот обеспечивал безопасность торговых караванов на Волге, Каме и других реках.
      Казань была крупнейшим торговым центром Поволжья. Недаром главной ярмаркой на Волге стала Казанская, куда весной в половодье спешили суда из многих стран. Ярмарка была предшественницей знаменитой Макарьевской ярмарки близ Нижнего Новгорода. Казань сохраняла свою главенствующую роль во всем Среднем Поволжье вплоть до середины XVI века. Воеводам царя Ивана досталось много военных и торговых судов, которые использовались русскими войсками для умиротворения края, далеко не сразу подчинившегося русской власти.
      В конце XVI века в Казани создается "летняя плавная служба", совершавшая регулярные плавания по Волге, Каме, Вятке с хорошо вооруженными воинскими дружинами, в обязанности которых входило наблюдение за порядком в присоединенных землях. Сожженные верфи были быстро восстановлены, и строительство судов возобновилось с новой силой. Корабли строили, видимо, те же самые татарские корабелы, поэтому и суда продолжали носить татарские названия.
      С конца XVI века судостроение в Казани становится делом царским, казенным, здесь под наблюдением воевод казенными мастерами строятся суда по правительственным распоряжениям для военных надобностей, а по частным заказам — для нужд торговых. В архивах морского министерства сохранились записи тех лет: в 1589 году из Казани отпускаются в Астрахань и на "переволоку" суда для лесной возки и царского дела; в 1638 году в Казани "приделовали казанскую подделку", мачты и такелаж к судам коломенским, следовавшим из Москвы в Елабугу; в 1663 году в Казань выписываются из Нижнего Новгорода и из пригородов казанских необходимые для судостроения материалы. Близ Казани производится разработка корабельных лесов, заготовка снастей и других принадлежностей. Работы эти ведутся под строгим наблюдением, что видно из царского наказа 1697 года, в котором назначенным в Казань воеводам предписывается: "Стругов и всяких припасов, как снастей и лесов без указу Великого государя и без грамот не делать". Рекомендуется лес рубить не подряд, а выбирая подходящие деревья, и при порубке сажать новые. Близ самой Казани шумят листвой дубовые рощи, специально посаженные для корабельных нужд. По царскому указу с Волги за Каму переселяют множество чувашей, а их пахотные земли засаживают желудями для прорастания корабельных лесов.
      Ответственность за дела корабельные, в том числе и за заготовку леса, государевым указом в Казани возлагается на воеводского товарища Н.А. Кудрявцева. На всю страну в то время были уже известны казанские судовые мастера. Во время войны со шведами были приняты меры к созданию Балтийского флота, и в только что отстроенный Санкт-Петербург государевым указом были выписаны из Воронежа матросы, а из Казани плотники. Позднее, в 1713 году, препровождены были в петербургское адмиралтейство плотники из Казанской губернии. Из старых дел морского министерства известно, что с начала XVIII века, еще до основания Казанского адмиралтейства, в Казани постоянно строились суда для Балтийского и Азовского морей. Те же источники сообщают, что в 1703 году были изданы указы о закупке и доставке в Казань кораблестроительных припасов, а в 17Об году сюда направляются командор с офицерами, матросами и мастерами. От 17 Ю года в архивах сохранилось целое дело о проводке в Санкт-Петербург пяти морских судов: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда" и "Город Казань", построенных в Казани. В том же году было спущено по Волге восемь судов, построенных в Казани для Азовского моря. По свидетельству путешествовавшего по Волге в 1703 году Э. Буриана, его глазам предстала верфь, находящаяся в шести-семи верстах от Казани, на стапелях которой он увидел сорок строящихся судов. В 1712 году отправлены были из Казани в Санкт-Петербург "каты" — довольно крупные морские товарные суда, поднимавшие до 700 тонн. В том же году в Казань был прислан буерный мастер, заложивший целую флотилию из ста судов этого вида. В 1716 году поведено было заложить в Казани 10 - 15 тялок для ходу на море.
      Все эти факты свидетельствуют: еще в начале XVIII века Казань была крупным кораблестроительным центром речного и морского флота всего государства Российского.
      Император Петр Великий придавал огромное значение созданию российского флота. Задумав поход в Персию, он понимал, что начать его невозможно до тех пор, пока Россия не будет иметь сильный морской флот на Каспийском море. Петр не любил откладывать задуманных дел, поэтому были предприняты срочные меры по созданию каспийского военного флота. Все заботы по созданию в Казани адмиралтейства были возложены на имевшего большой опыт в корабельном деле Н.А. Кудрявцева, ставшего к тому времени вице-губернатором.
      Едва успели закончить строительство основных служб, как кораблестроительная деятельность молодого адмиралтейства забила ключом, и уже через пять лет на водах Каспия развевались вымпелы пятнадцати судов казанской постройки, на одном из которых, "Принцесса Анна", 18 июля 1722 года во время персидской войны впервые в истории русского флота был поднят генерал-адмиральский флаг командовавшим этой эскадрой адмиралом графом Ф.М. Апраксиным.
Казанское адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет, оно впитало в себя все технические новшества и достижения инженерной мысли передовых кораблестроительных стран: Голландии, Дании, Англии. Вопрос о его упразднении возник только в конце двадцатых годов XIX века ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани в Астрахань. В 1829 году казанское адмиралтейство было упразднено.
      Теперь перенесемся на некоторое время в наши дни. Подъезжая на электричке к платформе "Адмиралтейская слобода", многие пассажиры вряд ли догадываются, с чем связано это необыкновенное название. А ведь город наш по праву может гордиться тем, что история создания Российского флота связана во многом с ним. Несмотря на то, что город от морей стоит неблизко, построенные в Казани суда с незапамятных времен ходили по морям и большим рекам, прославляя наш город. Казанское адмиралтейство спустило на воду чуть ли не половину торговых и военных судов Российского флота того времени!
      Отмечая трехсотлетие Российского флота, стоило бы украсить наш город памятником казанским корабелам и установить в "саду Рыбака" хотя бы мемориальную доску,
 

Плоты на Волге Весенний разлив Казанки
   
Казань. Пристань на Волге Казань. Устье Казанки