Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Татарские рассказы о старой Казани

 

      В неизвестном русской публике календаре покойного татарского ученого Абдул-Каюма Абдун-Насырова на 1881 год, напечатанном в Казани в 1880 году, приведен целый ряд татарских рассказов о Старой Казани, которыми я и желаю поделиться с русскими читателями и которые ясно покажут, как татары помнят старину.
      Относительно строений Старой Казани есть несколько предании. Некоторые рассказывают, что Старую Казань построили хан Бату или его дети, а другие в том сомневаются, говоря, что она построена после губительного нашествия Аксак-Тимура. Но преданиям касательно Булгара ханом Булгара во время разрушения его Аксак-Тимуром был человек по имени хан Абдулла. У хана Абдуллы было 2 сына, из которых одному было имя Алтун-бик, а другому Алим-бик. После разрушения Булгара оба сына хана Абдуллы пришли и на берегу реки Казани возвели крепость — устроили юрод. Народ прожил в нем около 100 лет. Под конец, не одобривши этого места, переселились оттуда и у устья реки Казанки построили город. Прежние ханы, проживши в Старой Казани около 100 лет, построили Новую Казань.
            После того, как построили крепость, народ стал сильно бояться собираться в крепость, а это потому, что в этих местах повсюду точно копны лежали кучами змеи. По берегам озер, в местности Суконной слободы, были болота и камыши, в которых очень много было диких кабанов, почему и озеро прозвано было Кабаном. По берегам реки Казанки были змеи, настоящие драконы, толстые как бревна. По ним произошло и название Зилантов (жылан тауы, т.е. змеиная гора). До гор Адмиралтейских (биш балта, т.е. пять топоров), изобиловавших тогда ягодами, т.е. до нашей Ягодной слободы, как на Зилантове, так и в норах у него, было много крылатых драконов, что и отмечено в гербе Казанской губернии изображением дракона-змеи. Из-за множества змей и дано название Зилантов. Затем хан, строивший Казань, собрал своих везирей и устроил с ними совещание, каким-бы образом истребить этих змей. Под конец решили так: туда, где лежат змеи, натаскать соломы и зажечь. Конечно, в то время спичек еще не было. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Юноша подъехал и, сидя верхом на лошади, высек огонь огнивом; зажегши огонь, бросил в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо подкатилась сзади юноши и, нанося удары ему вместе с лошадью и одеждою, погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползли под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и населять город.
      Касательно Арского поля (Арча кыры) существует такое предание: в той стороне, где теперь Арское поле, в старину, до взятия еще Казани русскими, был очень большой лес. Знаменитый герой по имени Япанчи, приходил с многочисленным войском со стороны именно этого леса и много истреблял русских войск. Арское поле известно издревле. Прежде взятия города Казани русскими в Казани, в том месте, где ныне Арское поле, бывала очень большая ярмарка, наподобие Макарьевской (Нижегородской) ярмарки. Приезжало на нее из дальних стран Индостана и Китая много купцов, и занимались тут торговлею. Когда город Казань перешел во власть русских, ярмарка в Казани прекратилась, и вместо нее стала существовать Макарьевская ярмарка. Слободы Суконная, Адмиралтейская, Пороховая и Ягодная возникли в Казани позже. В 1717 году, во время Петра I, по его указу устроена в Казани казенная суконная фабрика; в это же время и учредилась Суконная слобода, Адмиралтейская слобода (биш-балта) учредилась в 1718 году, корабли и Астраханское море пускали отсюда, сделав их здесь. Корабли делались в Адмиралтейской слободе, а во время половодья отправлялись в Астрахань; отсюда-то и произошло название Адмиралтейской слободы. Что же касается Пороховой слободы, то там, где она ныне находится, во время Екатерины 11 стали приготовлять порох. Пороховщики, собираясь и собираясь, образовали особую слободу. В том месте, которое ныне называется Ягодной слободой, раньше, во время Петра I, стали выделывать казенные кожи, да и теперь кожевенных заводов больше всего в Ягодной.