Александровский пассаж

 

Александровский пассаж — крупное и оригинальное историческое здание в Казани, городская достопримечательность. Один из немногих пассажей в России, находится в самом центре Казани на улице Кремлевской.  

Улица Воскресенская и Александровский пассаж

Этот первый в городе пассаж открылся в ноябре 1883 года. Казанский купец Александров, приобретя участок земли в центре, возжелал иметь здесь самое современное, в европейском стиле торговое заведение. Был объявлен конкурс проектов. Как пишет в своей книге "Казанский калейдоскоп" Борис Ерунов, в конкурсе проектов победили молодые выпускники Петербургской академии художеств («академики», как звали их горожане, то ли в уважение, то ли в насмешку над «столичными штучками») во главе с В.Сусловым (ему тогда едва исполнилось 22 года). Им и доверили стройку. Девизом проекта своего парни взяли «И нам пора!» Повел ее сокурсник Суслова - Якоб Генрих (Генрих Бернардович) Руш. 

Авторы вложили в свой пассаж и систему подъемников, и собственную электростанцию, и воздушное отопление, да и материалы использовали мало еще известные в Казани – стекло, бетон, металл.

Здание Александровского пассажа было построено с 1880 – 1883 гг. Обошлось купцу это все «благо» в 800 тысяч рублей, что составляло почти десятую часть его состояния. Однако, счастья  дом ему не принес, не заладилось его «дело» – и он продал его сестре своей – генеральше О.С.Гейнс, да с убытком в 300 тысяч. Но и ей не «пофартило». Дом вскоре передан был городу. Причем поначалу здесь вознамерились открыть городской музей (идея его возникла еще в «недрах» Ремесленной выставки 1886 года, работавшей возле кремля). Галерейная планировка здания была прямо-таки идеальна для этой цели. Часть экспонатов для нового музея уже завезли в пассаж и разместили в одном из «номеров» первого этажа. Но в городском бюджете казанском, по вечному обыкновению, денег не было – и открытие не состоялось.

Так что поначалу пассаж стоял темной глыбой, возносясь над городом. Потом потихоньку помещения стали обживаться и торговцами, и жильцами. Появились конторы, мастерские. Словом, возник настоящий «доходный дом».

Все изначальное совершенство быстро привели в негодность – отопление заменили на печное, в печатной мастерской Харитонова (на третьем этаже вдоль Воскресенской улицы) заработали машины с ударным действием. Потом в эти помещения вселился разудалый ресторан «Пале де Кристаль». Так что проживавший здесь некоторое время сам Генрих Руш, видя все порчи, ощущая тряски, предсказал дому скорые обрушения – и съехал с квартиры. И был прав, ибо арендаторов здание само по себе не интересовало, потому и сыпались стекла со светового, во всю длину пассажа кровельного фонаря, ломалось и портилось все подряд. Не верящие словам этим могут открыть газеты тех лет – они подлинно полны такой информацией. Не надо идеализировать предков – они были люди, не более. А каждое упавшее стекло – «хлеб репортеру» в раздела «Происшествия».

Словом, жизнь дома выходила невзрачной. Требовался человек, способный вдохнуть энергию в стены эти. Таким и стал Гирш Мордухович Розенберг. Он, пожалуй, одним из первых в городе понял, что «из всех искусств… важнейшим является кино» – и начал ставить свое «кинодело», открывая один зал за другим. Начало списку положил кинотеатр «Пате» (1908 год, находился он в доме Меркулова на Б.Проломной, это нынешняя Баумана, дом 48, здесь театр им. Качалова. Именно г.Розенбергу обязан этот театр доведением маленького поначалу зальчика, мест на 100, до уровня нынешнего театрального на более чем 1000 мест). Далее г.Розенберг проигрывает аукционный торг на «место в Державинском саду» под кинозал (он давал 1520 рублей за то место, всех, вроде бы, «дожал», но в конверте запечатанном оказалось обещание г.Бахтеева на 1670), но буквально через неделю берет в аренду помещения бывшей типографии Харитонова, дает 3000 рублей аренды в год – и 6 декабря 1908 года в 2 часа дня открывает кино «Пассаж». «Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, роскошные гроты, собственный симфонический оркестр во время сеансов…» Галерея пассажа открыта до 11 ночи – чего желать-то горожанину еще в самом центре города-то?! («До кино» вход на галерею ежедневно запирали в 8).

Зал на 300 мест разместился вдоль западной стены пассажа, в «круглой» части, выходившей на Воскресенскую. Били фонтаны, в помещениях вдоль улицы были фойе с буфетными. Кино сие стало одним из популярнейших в городе, в месяц его посещало более 15000 зрителей, этой цифре завидовали владельцы самого «Аполло», внизу, на Б.Проломной (в советское время  – кинотеатр «Татарстан»). Учтем, что г.Розенберг далеко не всех зрителей вносил в налоговые реестры, так что «дело» его было совсем-таки не убыточно. Картины в «Пассаже» шли «первым экраном», для детей и учащихся устраивали «детские утра», хоть так обходя запреты на посещение юными этих «злачных мест»…И смеялись дети 1908 года над комедией «Футболист», не зная еще, что всего три года спустя эта игра захватит всех казанцев от мала до велика уже наяву… Впервые в Казани в «Пассаже» прозвучал и призыв городского брандмейстера г.Вейканена к дамам – снимать свои широченные и высоченные, по моде тех лет (1912 год), шляпы во время сеансов. Естественно, дамы отвергли притязания «пожарника», высмеяли его в обществах своих – да и в газетах заодно…

Для рекламы картин г.Розенберг не использовал, как правило, городские витрины, экономил. О программах узнавали и из газет, и в кассе, но автомобиль свой он увешивал афишами – и пускал по городу… В апреле 1911 года под эту грохочущую повозку попал сеттер-гордон самого аптековладельца г.Кешнера, собачка стоила 150 рублей, так что и до полицейского протокола дело дошло. И это тоже было «кино»…

Дожил тот зал и до 1917 года в числе немногих уже кинозалов Казани. К этому времени г.Розенберг владел и кинозалом в д.Стадлер на Б.Проломной (между «Аполло» и «Уранией», названия тот зал менял куда как часто – «Иван», «Олимп», «Общедоступный»…), да и театр в Меркуловском доме работал во всю, и кино в нем тоже было…

Пожалуй, кинотеатр – самая яркая картина из дореволюционной жизни первого казанского пассажа.

Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище – «свет без свеч». Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.

«Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали местные газеты. В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль». Известно, что там было три ресторана.

По планам, здание строилось как доходное место. Кроме своей архитектурной изысканности, Пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств. Парижская новинка - стеклянное покрытие крытого двора, воздушное отопление, лифт, бывший тогда в диковину... Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище - "свет без свеч". Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.

Стеклянная галерея пассажа

Когда члены специальной комиссии под руководством главы города С.Дьяченко стали искать деньги для открытия городского научно-промышленного музея, они обратились к известной казанской благотворительнице, уговорили ее сделать крупное денежное пожертвование в пользу музея. Она выделила на эти цели 500 тысяч рублей, но с одним условием: здание должно быть выбрано обязательно на Воскресенской улице и с ее согласия. Вскоре она сама  предложила для музея здание Пассажа. Однако оно оказалось непригодным "по расположению и величине квартир". Коллекции Андрея Лихачева и другие собранные для научно-промышленного музея экспонаты поселились в Гостином дворе, тоже на Воскресенской улице.

Пассаж так и остался доходным домом. Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже по Воскресенской улице (ныне Кремлевская) работала типография Ивана Николаевича Харитонова (свой дом он купил в 1907 г.), а с 6 декабря 1908 года  в этом помещении вятский гражданин Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр "Пассаж". По изяществу обстановки его называли "жемчужиной Казани". "Последнее слово техники - гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера", - так писали местные газеты. В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан "Пале де Кристаль". Пишут, что там было три ресторана. Наши современники помнят кафе "Отдых" - вход в него был со стороны улицы Ленина. Сейчас здесь - офис телефонной компании МТС. В здании были и жилые помещения. Во время войны Пассаж  принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.

Здание не приносило дохода, и Александр Сергеевич продал его сестре Ольге Гейнс. Пассаж не приносил прибыль и ей. О. Гейнс передает его городу для образования музея. Однако для городского музея здание не подошло по техническим причинам. В Пассаж поместили редакции газет и журналов, меблированные комнаты, магазины и типографию Харитонова. В 1908 году Гирш Розенберг открыл электротеатр «Пассаж». До революции в нем находился ресторан «Пале де Кристалль». С 1930 года в пассаже работал кинотеатр «Пионер».

В ночь на 28 апреля 1977 года здание обрушилось как раз в этом месте. По счастью, это случилось, когда никого там не было. А через несколько дней ушла под землю часть стены Черноозерского блока.

Скульптура в стеклянной галерее

Существует немало версий, почему это произошло.  Кто-то винит  карстовые породы, кто-то - подземный ход из Кремля, который якобы обвалился. Есть мнение о том, что виноваты подземные реки, которые после того, как засыпали Черное озеро, стали искать новые пути. Однако специалисты Московского института оснований и подземных сооружений, Казанского треста инженерно-строительных изысканий и КИСИ, исследовавшие объект, особое внимание обратили на подвальные помещения здания, которые, как оказалось, постоянно затапливались с 1950-х годов. 

О здании Александровского пассажа никто не заботился и к концу советского периода, оно оказалось в состоянии, близком к аварийному. Из-за ослабевших грунтов произошло проседание его северного угла. Здание неоднократно, но безуспешно реставрировали. Был укреплен только фундамент. Реставрация собственными силами не имела успеха.

Ввиду технической сложности реконструкции и тяжёлого экономического положения до и после распада СССР, было предпринято только укрепление фундамента, а восстановление здания затянулось и выполнено пока не полностью. С рухнувшим северным блоком справилась польская фирма «Будимэкс».

Главный вход (на ул. Кремлевскую) акцентирован на высоту 2 этажей портиком с двумя скульптурными фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором с преобладанием баррочно-ренессансных элементов. Главный купол фасада украшен часами. Интерьеры здания украшены фигурами людей, изображениями масок лиц, лепными украшениями. В середине центрального здания находится светильник — бронзовая статуя женщины, держащей за руку младенца. Некоторое недавнее время окраска здания имела розовые тона, в настоящее время общий тон - изначальный светло-серый с цветовым выделением отдельных элементов.

Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенской, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульваром (современная Кремлёвская, Мусы Джалиля, Лобачевская и Дзержинского). Но позднее, часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенки и Почтамтской, была утрачена. Здесь возвели Чернояровский пассаж.

С 2003 года в Пассаже идут восстановительные работы. Заказчик - управление реконструкции городской администрации. Работы ведет польская фирма "Будимэкс" из Варшавы, которая выиграла тендер с участием казанских и турецких строителей. У этой фирмы - огромный опыт в реставрации, множество объектов по всей Европе. Руководитель стройки - Богдан Дондзило.

Прежде всего, очистили мусорные завалы, накопившиеся за многие годы. Карстовые пустоты через трубы, опущенные на разную глубину, заполнили специальным цементным раствором. Фундамент, не нарушая культурно-исторического своеобразия здания, заменили на аналогичный, но из керамического кирпича. Под фундаментом положили грунтоцементную армированную плиту толщиной 6 метров. Внутренние этажи посадили на отдельный каркас, а сам каркас  хитро спрятали внутри стены, благо ее толщина (90-120 см) позволила это сделать без особого труда. Таким образом, сразу убивалось два зайца: нагрузку теперь несет каркас, а не стена, и облик Пассажа не уродуют металлические конструкции.

Провала теперь нет. Тот, кто не видел этой рваной раны, может даже не догадываться о том, что здесь было совсем недавно. Будут восстановлены все оригинальные чугунные лестницы. Конечно, будет много "новоделов", потому что многие элементы богатого декора, уникальные зеркала из кинотеатра  утрачены навсегда.

Теперь уже с уверенностью можно сказать, что один из главных архитектурных памятников Казани удалось сохранить. Как и в прежние времена, Пассаж будет многофункциональным сооружением. На первом этаже планируются магазины, будут тут и кафе, ресторан, казино, ночной клуб и даже фитнес-центр. На втором этаже предполагается фешенебельная гостиница, часть помещений пойдет под офисы.

В управлении реконструкции города понимают, что при сохранении культурно-исторического облика Пассаж должен жить нормальной современной жизнью.

Пассаж – прямоугольное в плане здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Закругленные углы здания, напоминающие башни, завершаются куполами. В люкарны купола со стороны улицы Воскресенской (ныне Кремлевская) были установлены часы с боем. В оформлении фасадов здания  использовались элементы  ренессанса, барокко и классицизма. Здание отличалось обилием лепных украшений растительного характера. Главный вход украшен портиком со скульптурными фигурами кариатид. В парадном дворе находился стеклянный купол. В центре двора находилась бронзовая скульптура – светильник в виде женщины с ребенком. Автором был скульптор Шредер. В здании находились лифты, отопление и необычная крыша - фонарь.

К счастью, многие детали архитектурного убранства сохранились.

Главный вход был акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя скульптурными фигурами

кариатид. Он имел резной деревянный тамбур. Основное пространство двора отделялось от вестибюльной части колоннами. Между колоннами вестибюля стояла скульптура рыцаря в латах. Простенки вестибюльной части завершались позолоченными фигурами русалок, служившими своеобразными кронштейнами.

 

Парадный двор имел стеклянные купол и пол, сквозь который освещался двор-проезд цокольного этажа, где размещались склады (двор-проезд служил для загрузки товаров). В центре двора была установлена бронзовая скульптура – светильник в виде женщины с ребенком (скульптор Шредер).

Интерьеры здания украшали фигуры людей, изображения масок лиц, лепные украшения.

По периметру двора на 1-м этаже находились магазины, фасады которых оформлены в виде аркады. Арочные проемы аркады украшали массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, окружавших центральное пространство двора, размещались 4 белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие четыре времени года. В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро. Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещения ресторана, пышно отделанные зеркалами и лепным декором.

Часть здания, обращенная к Черному озеру, отделялась от основного объема пространством двора-колодца, служившего для хозяйственных целей. В здании имелись лифты. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.

Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенкой, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульваром. (современные улицы Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевская и Дзержинского). Позднее часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенской и Почтамтской, была утрачена.

Один из главных архитектурных памятников Казани удалось сохранить. Реконструкция Александровского пассажа продолжается.

Посмотрите видеоролик - От хлеба до зрелищ (история Александровского пассажа)