Старая Татарская (Старо-Татарская)
слобода — одна из исторических
частей и комплексных достопримечательностей в центре
Казани, в южной части Вахитовского района города.
Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и
расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком
Булак (от тат. «рукав», проток соединял Казанку и
озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского
железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на
севере и площадью Вахитова на юге. Слобода условно имеет
три исторические части: северную — торговую, центральную
— культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для
слободы улицей является улица Тукая. Северную и
центральную части слободы разделяет улица-проспект
Татарстан, проложенный в советский период. В центре
слободы находится Юнусовская площадь.
В силу
исторических причин до 1917 года Казань имела две
выраженные части городской застройки, отражающие
развитие двух главных городских национальных культур.
Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на
аристократическую часть – в районе улицы Карла Маркса,
купеческую – в центре, и утраченный квартал с менее
представительными домами в районе улицы Федосеевской)
находилась в верхней части Казани, на территории
Бауманского, Вахитовского и Советского районов. В районе
озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за
посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные
казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII
вв. сформировался уникальный ансамбль национальной
татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом
связан с выдающимися для татарской истории и культуры
именами.
Юго-западнее от этой слободы существует также Новая
Татарская (Ново-Татарская) слобода – место поселения
татарского рабочего и ремесленного населения, а также
бывших и действующих предприятий промышленности и
транспорта, имеющая меньшую архитектурно-культурную
ценность.
|
В связи с созданием в Казани префектуры "Старо-татарская слобода" возникает
вопрос: что же понимали под этим
названием в прошлом? Обратимся к истории.
Как известно, после завоевания Казани русскими татарское население было
отселено за городские стены и заняло левое побережье озера Кабан в
районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому изгибу
берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте
современной
Сенной площади
до русской деревни Плетени. Такой запечатлена Старо-татарская
слобода на сохранившихся планах XVIII века. Ее застройка
складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден регулярный
план города. В соответствии с планом произошло четкое разделение
Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось
вырьпъ широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц
Татарстан и Пушкина и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не
вырыли, однако его незримая разметка осталась в планировке города:
улицы Пушкина и Татарстан и по сей день шире всех старых улиц
Казани.
Так старая татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная
часть оказалась по проекту в городской черте и должна была
перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской слободе
отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также
должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой
кварталов. Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы
осталась за пределами города.
С этого момента и
до административных преобразований советского времени название
Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории,
оказавшейся по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера
Кабан. Ограниченная современными улицами Татарстан с запада и
Ахтямова с востока, она почти не менялась на протяжении всего этого
периода, лишь незначительно расширяясь в южном направлении, где
появилась улица Малая Мещанская. Расположенное за современной улицей
Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало носить
свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы,
хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На
свои расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские
купцы так и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые
разные годы "Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти
кварталы в юго-западной части побережья Кабана. Однако в
народном представлении границы Старой татарской слободы были иными.
Район Забулачья, примыкающий к
Сенной площади,
неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова Габида
Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади
так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в
отдаленности от церквей среди татарских домов близ Сенного базара
против дома и лавок казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...".
Позднее в воспоминаниях о своем казанском детстве называет Сенную
площадь Старо-татарской слободой Федор Шаляпин. В то же время в
официальных документах и справочной литературе весь этот район,
включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами,
всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл
известный в прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных
книжках, указывая адреса проживавших здесь купцов и ремесленников.
То же читаем в более поздней справочной литературе.
Попытаемся понять, почему так произошло?
Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной Старо-татарской
слободы началось с образования разграничившей город и предместье
улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера
Кабан". Именно вдоль нее появляются первые татарские дома,
построенные по "екатерининскому" плану. Юго-восточный угол Сенной
площади оставался неурегулированным до конца XVIII века, что видно
на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась в сознании населения
татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали жить
татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по
новому плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились
в Забулачье, в черте города. То, что территория Забулачья
продолжала в сознании населения оставаться Старо-татарской слободой,
являет нам пример консерватизма массового сознания как в вопросах
топонимики, так и в целом в восприятии жизненного пространства. Этот
консерватизм подкреплялся тем, что вплоть до конца XVIII века
продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание места,
веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были
сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую
переориентацию жизненного пространства. Не случайно Марджани
указывает на живучесть в народной памяти образа древнего
мусульманского кладбища на месте Сенной площади. Таким образом,
произошло психологическое расширение границ татарской слободы. В
сознании населения она оставалась как бы неразделенной, единой и
несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя
забулачная ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая
татарская слобода, именно Забулачье продолжало именоваться Старой
татарской слободой. Несмотря на единое восприятие закабанной и
забулачной частей слободы, все же между ними было заметное различие.
Купечество селилось (за редкими исключениями) в Закабанье, образуя
своего рода элитный район проживания татар. В Забулачье
обосновывались большей частью мещане, ремесленники, и только во
второй половине прошлого века здесь появляются богатые татарские
особняки. Итак, существовало как бы две Старо-татарских слободы
— одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую
и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во
всех городских планах и других письменных свидетельствах прошлого
века, то границы второй никогда не фиксировались документально. К
рубежу веков Сенная площадь практически полностью принадлежала
татарским купцам (за исключением северо-западного угла), которые
расселялись по направлению с востока на запад. Как показали
многочисленные архивные документы, к этому времени татарам
принадлежали владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она
явилась западной границей проживания татарского населения в
Забулачье. К началу нынешнего столетия в этих кварталах
сформировалось компактное жилое образование с общественным и
торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в
других местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) —
не могут повлиять на определение границ этого образования, ведь
многие татарские купцы имели доходные владения в самых разных частях
города. Нет сомнения, что история районов традиционного
проживания татарского населения Казани должна учитываться при
определении их дальнейшей судьбы. Каждый из этих старых кварталов
имел особый образ в восприятии населения, ныне утраченный. Хотелось
бы верить, что будут хотя бы частично восстановлены тонкая структура
образа города и место в нем татарской слободы. Для сохранения
культурного наследия казанских татар важно воссоздание не только и
не столько стен домов татарских кварталов, сколько этой тонкой
материи, которую можно было бы назвать душой города или даже душой
народа. |
|
|
Ядро
Старой Татарской слободы находится за протоком Булак,
где еще до покорения города Иваном Грозным находился
«Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева
слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное
развитие и застройка слободы начались после визита в
Казань в 1767 г. императрицы Екатерины II, когда она
лично сняла все прежние ограничения строить каменные
мечети и татарские общественные здания, а также в связи
с её историческим указом 1773 г. "О терпимости всех
вероисповеданий" . К концу XIX века крупный ансамбль
Старой Татарской слободы сложился в районе улиц
Московская (бывшая Кирова), Нариманова, Марджани (бывшая
Комсомольская), Сары Садыковой (бывшая южная часть
Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная
историческая застройка находится в районе улиц
Московская-Марджани до ул.С.Садыковой (с востока на
запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на
юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Екатерининская
до 1917 г.) была застроена особняками татарских
промышленников, предпринимателей и духовенства.
Центром
северной части слободы и её торговым кварталом, что
свойственно всем восточным городам, был Сенной базар и
Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла) в его центре (ул.
Парижской Коммуны и Татарстан). Вокруг мечети
группировались гостиничные (Булгар, Амур) и торговые
здания, купеческие лавки.
Центральная часть слободы складывается из застройки
левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Тукаевской,
С.Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц
Тукаевской и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую
площадь, которая была общественным центром слободы в
годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и
фабрикантов – Б. Апанаева, В. Ибрагимова, С. Бахтеева,
М. Мустакимова, Алкиных. Жемчужины южной части слободы –
мечеть Марджани, Бурнаевская, Голубая.
В южной
части слободы были размещены крупнейшие промышленные
предприятия своего времени - мыловаренно-химический
завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда
(ныне - «Красный Восток»-«Солодовпиво»). В советское
время к ним добавились заводы «Радиоприбор», КМИЗ,
«Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства.
В
советский период, а также частично после него, небольшие
деревянные дома и здания, не имеющие
архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно
на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были
снесены и застроены многоэтажными жилыми домами
("хрущевками" и "брежневками"). В то же время в слободе
сохранилось до настоящего времени настолько много
примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться
комплексной достопримечательностью, предметом гордости
горожан и обязательного посещения гостей города и
туристов. В 1992 году слобода получила статус
архитектурно-исторической заповедной территории.
Северная часть слободы входила в состав Бауманского
(ныне Вахитовского) района города, центральная и южная -
Приволжского, являясь его северным территориальным
аппендиксом. В середине 1990-х — начале 2000-х гг. на
жилой территории центральной и южной части слободы была
учреждена особая префектура с отдельной администрацией
Старо-Татарская слобода, которая в ходе
муниципальной реформы позже была упразднена с передачей
её территории в состав Вахитовского района как одного из
других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в
состав Вахитовского района входит практически вся
слобода, за исключением территорий промышленных
предприятий на её юге.
В годы
подготовки города к празднованию тысячелетия города в
2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы.
Согласно генеральному плану, предусматривается
дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской
слобод с сохранением исторического облика первой и
перестройкой второй.
Особняки татарских промышленников,
купцов, духовенства и интеллигенции:
-
дом
Апанаева, классицизм, ул. К. Насыри, 37
-
дом
Апанаева, барокко, ул. Сафьян, 5
-
дом
Юнусовых-Апанаевых, ул. Тукаевская, 67/14
-
дом Шамиля, ул.
Тукаевская, 74 (пл. Юнусовская)
-
дом
Вали, классицизм
-
дом
Кушаева, классицизм, ул. К. Насыри, 5
-
дом
Муллина, классицизм ул. К. Насыри, 13
-
дом
Мусина, ул. Нариманова, 56
-
дом
Каримова
-
дом
Марджани, ул. К.Насыри, 11
-
дом
Беркутова
-
дом
Шамсутдинова
-
дом
В. Ибрагимова
-
дом
Г. Галеева
-
дом
Шакир-солдата, ул. Тукаевская, 16
-
дом
Г. Сабирова
-
дом
Сафиуллы-хазрета, ул. Тукаевская, 57
-
дом
Ш. Юсупова
-
дом
Хусаиновых, классицизм
Общественные здания
-
Восточный клуб, ул. Татарстан, 8
-
Татарская учительская школа, классицизм, ул.
Тукаевская, 73
Медресе
-
медресе «Мухаммадия», ул. Тукая
-
медресе «Марджания», ул. Султанова, 4
-
медресе «Музафария»
Мечети
-
Красная мечеть
(Усмановская), ул. Тукаевская, 14
-
Марджани (Юнусовская),
барокко, ул. К.Насыри, 17
-
Апанаевская
(Галеевская), К.Насыри, 27
-
Голубая, классицизм,
ул. Нариманова, 28/19
-
Галеевская, ул.
Тукаевская, 40/22
-
Бурнаевская, ул.
Ахтямова, 7
-
Сенная (соборная), ул.
Московская, 74/15
-
Рафиковская мечеть,
ул. Февральская, 9
Гостиницы
-
«Булгар», ул. Татарстан, 59/14 (утрачена; на этом
месте сооружено здание, частично воспроизводящее
элементы исторического)
-
«Амур», ул. Московская, 70
-
«Апанаевские номера», ул. Московскаяа, 60
-
«Караван-сарай»
Типография Каримовых,
Парижской коммуны, 18-20
Торговые лавки Сенного базара и площади,
угол ул. Московская и Парижской коммуны
Юнусовская площадь,
перекресток ул. Тукаевской и Ф. Карима
Почти в
слободе, на её границе у центра города, находится
Татарский театр имени Камала. В центре слободы в Доме
Шамиля действует Литературный музей Габдуллы Тукая,
неподалёку находится ДК меховщиков. В северной части
слободы рядом с центральным рынком расположена одна из
двух основных площадок негосударственного казанского
Института экономики, управления и права (ИЭУП) (четыре
корпуса, включая главный). Также в центральной части
слободы находится небольшой негосударственный Казанский
институт финансов, экономики и информатики (КИФЭИ).
Рядом с мечетью Марджани действует Казанский исламский
колледж, рядом с Центральным рынком - медресе
«Мухаммадия».
Местами
отдыха в слободе являются площадь театра имени Камала и
прилегающая улица-набережная Марджани с благоустроенными
берегами озера Нижний Кабан, Парк Тинчурина с
общегородским книжно-медийным воскресным "блошиным
рынком", а также развлекательный комплекс «Булгар» на
углу улиц Нариманова и Парижской Коммуны.
В
слободе действуют вышеназванные и другие промышленные
предприятия.
На
территории слободы находится большой торговый
комплекс-квартал в составе Центрального (ранее -
Колхозного) рынка и соседствующих вещевых и прочих
рынков.
Основным общественным транспортом в слободе исторически
были извозчики, барабусы (оригинальное местное
транспортное средство) и линии казанской конки, а затем
трамвая. В конце XIX — начале XX в. трамвайные линии
действовали на нынешних улицах Татарстан, Тукая,
Московская, Нариманова, Лево-Булачная. В первой половине
XX в. трамвай на Нариманова и Булаке был убран. Во
второй половине XX в. у трамвая появилась
внутриквартальная конечная разворотная однопутная петля
по улицам К.Насыри и Ф.Карима, а троллейбус заменил
трамвай на Московской и также был пущен по улице
Татарстан. В начале XXI в. трамвайное движение было
ликвидировано на разворотной петле и на улице Татарстан
восточнее улицы Тукая. В слободе по улицам Татарстан,
Московская, Тукая, Сайдашева, К.Якуба также действует
несколько маршрутов автобуса.
На
южном внутригородском железнодорожном ходе есть станция
пригородных электропоездов, а также приёма-отправки
грузовых составов для промышленных предприятий
«Вахитово».
|
|
|