Старо - Татарская слобода

 

Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода — одна из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани, в южной части Вахитовского района города. Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (от тат. «рукав», проток соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге. Слобода условно имеет три исторические части: северную — торговую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая. Северную и центральную части слободы разделяет улица-проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.

В силу исторических причин до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на аристократическую часть – в районе улицы Карла Маркса, купеческую – в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской) находилась в верхней части Казани, на территории Бауманского, Вахитовского и Советского районов. В районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.

Юго-западнее от этой слободы существует также Новая Татарская (Ново-Татарская) слобода – место поселения татарского рабочего и ремесленного населения, а также бывших и действующих предприятий промышленности и транспорта, имеющая меньшую архитектурно-культурную ценность.

SoltanMosque.JPG Kazan Burnayev mosque.jpg
   
DSC 63d'lin@r59.jpg The Spirit of Kazan.jpg
   
Tuqay street and Soltan mosque minaret.JPG KazanjSultanaMoskeo.jpg
   
Копия DSC 09d'lin@r59.jpg
 
 

В связи с созданием в Казани префектуры "Старо-татарская слобода" возникает вопрос:  что же понимали под этим названием в прошлом?  Обратимся к истории.

Как известно, после завоевания Казани русскими татарское население было отселено за городские стены и заняло левое побережье озера Кабан в районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому изгибу берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте современной Сенной площади до русской деревни Плетени. Такой запечатлена Старо-татарская слобода на сохранившихся планах XVIII века. Ее застройка складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден регулярный план города.
В соответствии с планом произошло четкое разделение Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось вырьпъ широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не вырыли, однако его незримая разметка осталась в планировке города: улицы Пушкина и Татарстан и по сей день шире всех старых улиц Казани.
Так старая татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась по проекту в городской черте и должна была перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской слободе отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой кварталов. Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы осталась за пределами города.

С этого момента и до административных преобразований советского времени название Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории, оказавшейся по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера Кабан. Ограниченная современными улицами Татарстан с запада и Ахтямова с востока, она почти не менялась на протяжении всего этого периода, лишь незначительно расширяясь в южном направлении, где появилась улица Малая Мещанская. Расположенное за современной улицей Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало носить свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы, хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На свои расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские купцы так и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые разные годы "Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти кварталы в юго-западной части побережья Кабана.
Однако в народном представлении границы Старой татарской слободы были иными. Район Забулачья, примыкающий к Сенной площади, неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова Габида Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в отдаленности от церквей среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...". Позднее в воспоминаниях о своем казанском детстве называет Сенную площадь Старо-татарской слободой Федор Шаляпин. В то же время в официальных документах и справочной литературе весь этот район, включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами, всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл известный в прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных книжках, указывая адреса проживавших здесь купцов и ремесленников. То же читаем в более поздней справочной литературе.
Попытаемся понять, почему так произошло?
Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной Старо-татарской слободы началось с образования разграничившей город и предместье улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера Кабан". Именно вдоль нее появляются первые татарские дома, построенные по "екатерининскому" плану. Юго-восточный угол Сенной площади оставался неурегулированным до конца XVIII века, что видно на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась в сознании населения татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали жить татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по новому плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились в Забулачье, в черте города.
То, что территория Забулачья продолжала в сознании населения оставаться Старо-татарской слободой, являет нам пример консерватизма массового сознания как в вопросах топонимики, так и в целом в восприятии жизненного пространства. Этот консерватизм подкреплялся тем, что вплоть до конца XVIII века продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание места, веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую переориентацию жизненного пространства. Не случайно Марджани указывает на живучесть в народной памяти образа древнего мусульманского кладбища на месте Сенной площади.
Таким образом, произошло психологическое расширение границ татарской слободы. В сознании населения она оставалась как бы неразделенной, единой и несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя забулачная ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая татарская слобода, именно Забулачье продолжало именоваться Старой татарской слободой. Несмотря на единое восприятие закабанной и забулачной частей слободы, все же между ними было заметное различие. Купечество селилось (за редкими исключениями) в Закабанье, образуя своего рода элитный район проживания татар.
В Забулачье обосновывались большей частью мещане, ремесленники, и только во второй половине прошлого века здесь появляются богатые татарские особняки.
Итак, существовало как бы две Старо-татарских слободы — одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во всех городских планах и других письменных свидетельствах прошлого века, то границы второй никогда не фиксировались документально. К рубежу веков Сенная площадь практически полностью принадлежала татарским купцам (за исключением северо-западного угла), которые расселялись по направлению с востока на запад. Как показали многочисленные архивные документы, к этому времени татарам принадлежали владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она явилась западной границей проживания татарского населения в Забулачье. К началу нынешнего столетия в этих кварталах сформировалось компактное жилое образование с общественным и торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в других местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) — не могут повлиять на определение границ этого образования, ведь многие татарские купцы имели доходные владения в самых разных частях города.
Нет сомнения, что история районов традиционного проживания татарского населения Казани должна учитываться при определении их дальнейшей судьбы. Каждый из этих старых кварталов имел особый образ в восприятии населения, ныне утраченный. Хотелось бы верить, что будут хотя бы частично восстановлены тонкая структура образа города и место в нем татарской слободы. Для сохранения культурного наследия казанских татар важно воссоздание не только и не столько стен домов татарских кварталов, сколько этой тонкой материи, которую можно было бы назвать душой города или даже душой народа.

 
 

История

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где еще до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 г. императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 г. "О терпимости всех вероисповеданий" . К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывшая Кирова), Нариманова, Марджани (бывшая Комсомольская), Сары Садыковой (бывшая южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул.С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Екатерининская до 1917 г.) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.

Центром северной части слободы и её торговым кварталом, что свойственно всем восточным городам, был Сенной базар и Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла) в его центре (ул. Парижской Коммуны и Татарстан). Вокруг мечети группировались гостиничные (Булгар, Амур) и торговые здания, купеческие лавки.

Центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Тукаевской, С.Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц Тукаевской и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы в годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и фабрикантов – Б. Апанаева, В. Ибрагимова, С. Бахтеева, М. Мустакимова, Алкиных. Жемчужины южной части слободы – мечеть Марджани, Бурнаевская, Голубая.

В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени - мыловаренно-химический завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда (ныне - «Красный Восток»-«Солодовпиво»). В советское время к ним добавились заводы «Радиоприбор», КМИЗ, «Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства.

В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами ("хрущевками" и "брежневками"). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.

Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная - Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 1990-х — начале 2000-х гг. на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

Объекты

Архитектурный ансамбль Старой Татарской слободы

Особняки татарских промышленников, купцов, духовенства и интеллигенции:

  • дом Апанаева, классицизм, ул. К. Насыри, 37

  • дом Апанаева, барокко, ул. Сафьян, 5

  • дом Юнусовых-Апанаевых, ул. Тукаевская, 67/14

  • дом Шамиля, ул. Тукаевская, 74 (пл. Юнусовская)

  • дом Вали, классицизм

  • дом Кушаева, классицизм, ул. К. Насыри, 5

  • дом Муллина, классицизм ул. К. Насыри, 13

  • дом Мусина, ул. Нариманова, 56

  • дом Каримова

  • дом Марджани, ул. К.Насыри, 11

  • дом Беркутова

  • дом Шамсутдинова

  • дом В. Ибрагимова

  • дом Г. Галеева

  • дом Шакир-солдата, ул. Тукаевская, 16

  • дом Г. Сабирова

  • дом Сафиуллы-хазрета, ул. Тукаевская, 57

  • дом Ш. Юсупова

  • дом Хусаиновых, классицизм

Общественные здания

  • Восточный клуб, ул. Татарстан, 8

  • Татарская учительская школа, классицизм, ул. Тукаевская, 73

Медресе

  • медресе «Мухаммадия», ул. Тукая

  • медресе «Марджания», ул. Султанова, 4

  • медресе «Музафария»

Мечети

  • Красная мечеть (Усмановская), ул. Тукаевская, 14

  • Марджани (Юнусовская), барокко, ул. К.Насыри, 17

  • Апанаевская (Галеевская), К.Насыри, 27

  • Голубая, классицизм, ул. Нариманова, 28/19

  • Галеевская, ул. Тукаевская, 40/22

  • Бурнаевская, ул. Ахтямова, 7

  • Сенная (соборная), ул. Московская, 74/15

  • Рафиковская мечеть, ул. Февральская, 9

Гостиницы

  • «Булгар», ул. Татарстан, 59/14 (утрачена; на этом месте сооружено здание, частично воспроизводящее элементы исторического)

  • «Амур», ул. Московская, 70

  • «Апанаевские номера», ул. Московскаяа, 60

  • «Караван-сарай»

Типография Каримовых, Парижской коммуны, 18-20

Торговые лавки Сенного базара и площади, угол ул. Московская и Парижской коммуны

Юнусовская площадь, перекресток ул. Тукаевской и Ф. Карима

Прочее

Почти в слободе, на её границе у центра города, находится Татарский театр имени Камала. В центре слободы в Доме Шамиля действует Литературный музей Габдуллы Тукая, неподалёку находится ДК меховщиков. В северной части слободы рядом с центральным рынком расположена одна из двух основных площадок негосударственного казанского Института экономики, управления и права (ИЭУП) (четыре корпуса, включая главный). Также в центральной части слободы находится небольшой негосударственный Казанский институт финансов, экономики и информатики (КИФЭИ). Рядом с мечетью Марджани действует Казанский исламский колледж, рядом с Центральным рынком - медресе «Мухаммадия».

Местами отдыха в слободе являются площадь театра имени Камала и прилегающая улица-набережная Марджани с благоустроенными берегами озера Нижний Кабан, Парк Тинчурина с общегородским книжно-медийным воскресным "блошиным рынком", а также развлекательный комплекс «Булгар» на углу улиц Нариманова и Парижской Коммуны.

В слободе действуют вышеназванные и другие промышленные предприятия.

На территории слободы находится большой торговый комплекс-квартал в составе Центрального (ранее - Колхозного) рынка и соседствующих вещевых и прочих рынков.

Основным общественным транспортом в слободе исторически были извозчики, барабусы (оригинальное местное транспортное средство) и линии казанской конки, а затем трамвая. В конце XIX — начале XX в. трамвайные линии действовали на нынешних улицах Татарстан, Тукая, Московская, Нариманова, Лево-Булачная. В первой половине XX в. трамвай на Нариманова и Булаке был убран. Во второй половине XX в. у трамвая появилась внутриквартальная конечная разворотная однопутная петля по улицам К.Насыри и Ф.Карима, а троллейбус заменил трамвай на Московской и также был пущен по улице Татарстан. В начале XXI в. трамвайное движение было ликвидировано на разворотной петле и на улице Татарстан восточнее улицы Тукая. В слободе по улицам Татарстан, Московская, Тукая, Сайдашева, К.Якуба также действует несколько маршрутов автобуса.

На южном внутригородском железнодорожном ходе есть станция пригородных электропоездов, а также приёма-отправки грузовых составов для промышленных предприятий «Вахитово».