Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Улица Пушкина - от Булака до Островского

 

В Казани в доме на перекрёстке  улиц Пушкина и Право-Булачной когда-то размещался Татарский совнархоз, потом Татэнерго, а теперь – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Мысленно встаньте на мосту через Булак у самого начала улицы Пушкина, и мы поговорим о начальном участке улицы Пушкина.

75 лет тому назад мост был совсем другим. В архиве коммунхоза сохранились карточки на казанские мосты. Из карточки  5 видно, что тогда мост этот был  шестипролётным, деревянным, 35-ти метров и шириной 21,4 метра. Карточка содержит еще множество сведений, и любителей подробностей, вроде количества свай в каждой опоре, я отсылаю к ней (к карточке, разумеется, а не опоре).

Дом 1 по улице Пушкина (посмотреть на карте Казани) был построен в 1950 году по проекту архитекторов И.Валеева, П.Саначина и Г.Солдатова. Когда-то здесь размещался Татарский совнархоз, а затем домом завладело Татэнерго, а теперь вуз с труднопроизносимым названием. В старом, полуторавекового возраста, надстроенном на два этажа доме купца-старообрядца Коровина разместились сейчас рестораны. А дальше уже полвека стоят на улице Пушкина два больших пятиэтажных дома (пятый и седьмой), проекты которых принадлежат уже упоминавшимся П.Саначину и Г.Солдатову.

Этим же архитекторам принадлежит и проект дома 5 по странной улице Николаева (посмотреть на карте Казани). Её странность заключается в том, что она является в сущности правой стороной той же улицы Пушкина, каковой стороне по каким-то неведомым причинам присвоено было в 1960-х годах имя Героя Советского Союза Николаева. В довольно большом по объёму доме, построенном в 1957 году, всего 50 квартир. Существенную часть его жильцов составляла творческая интеллигенция, о чем говорят четыре мемориальные доски на фасаде. Правда, при всём том незаслуженно забытым оказался художник и архитектор П.Т.Сперанский – личность, мне лично не очень симпатичная, но известная среди казанской интеллигенции не меньше, чем те, что смотрят на нас с мемориальных досок.

В каталоге-справочнике памятников истории  и культуры Татарстана дом  5  назван «образцом советского неоклассицизма». Будем реалистами: дом этот никак не может быть образцом чего бы то ни было, тем более советского неоклассицизма: даже в Казани есть здания, гораздо более заслуживающие такого определения.
Интересно, что телефонный справочник 1964-го года называл эту улицу именем некоего «Мясницкого». Разумеется, никакого Мясницкого не существовало: просто улица Право-Кабанная, шедшая по берегу Кабана, раньше называлась Мясницкой, и это название было перенесено и на дома за сквером им.Тукая. А Мясницкой ту, уже не существующую, улицу звали не зря: в дореволюционное время на месте сквера были торговые ряды, где торговали в основном мясом и нефтепродуктами. Именно поэтому в начале двадцатого века улицу Пески (она же иногда называлась Белые Пески) переименовали в Дегтярную. И это название улица носила до тех пор, пока не была стерта с карты города на наших глазах.

Как-то мне попались на глаза два издания начала тридцатых годов. В одном из них был проектный рисунок берегов Кабана после предполагаемой реконструкции. Так вот, на том рисунке начисто отсутствовали два снесенных ныне квартала. Вместо них был запланирован парк, который в конце концов и появился. В другом издании были помещены проекты грандиозного дворца как раз на том месте, где сейчас проходит улица (а точнее говоря, односторонка – ведь четной стороны у неё нет) Николаева. Наиболее впечатлял проект, выполненный архитектором из мастерской знаменитого мастера И.Фомина. И влияние Фомина чувствовалось весьма отчётливо: дворец был не просто масштабен, он буквально подавлял своей помпезностью – вот тут слова о памятнике советскому неоклассицизму были бы вполне уместны.

Через год после возведения дома 5 в сквере появился памятник Габдулле Тукаю. Его автором стал окончивший Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств уроженец Екатеринбурга Садри Ахун.  Соавторами Садри Салаховича были Л.Е.Кербель и В.Л.Писаревский. В Казани сохранилось ещё одно скульптурное произведение Садри Ахуна. Оно живо напоминает о том, как именно назывался оконченный им ленинградский институт. Я имею в виду композицию «Интернационал» в сквере на улице Кирова: три крепких пролетария вот уже 80 лет то ли поддерживают, то ли вращают земной шар. Впрочем об этом шедевре я уже имел случай писать (заметка «Интернационал» на месте базара» от 26.07.10).

Не так давно был построен второй дом из двух, образующих улицу Николаева. Речь идет о здании Татэнерго. Строительство объекта на этом участке началось, как вспоминает архитектор Герман Бакулев, ещё пятьдесят лет назад, и в будущем здании должен был разместиться институт «Татаргражданпроект». Но вышло то, что вышло, и, на мой взгляд, вышло хорошо.

 
 
 

Смотрите также: