На часах было уже около 8 часов вечера, когда вокруг теплохода начали появляться многочисленные островки - большие и маленькие, сливавшиеся на горизонте в одну темно-зеленую полосу. Мы вошли в Ладожские шхеры.
Я не вспомню во всем этом путешествии другого, настолько же безмятежного вечера. Дует свежий, но внутренне-теплый ветер, теплоход слегка покачивается на Ладожских волнах (да разве на фотографиях озеро? - это ведь море!), за спиной из "Панорамы" доносились звуки рояля, вокруг - игольчатые шапки островов, а над всем этим - высокое северное солнце. Уже в самих шхерах ветер утих, стал неслышен шум волн, теплоход сбавил ход. но кто подозревал, что нам отнюдь не предстоит идти вот так по шхерам всю ночь (а это было бы прекрасно, что уж говорить!).
Потом - сразу два подряд грома среди ясного неба. Сначала на баке появились матросы и начали раскладывать на фальшборте лини - верный знак того, что скоро будем куда-то причаливать, а тут и по внутрисудовой рации прозвучало: "Готовить швартовы с правого борта, якорь бросать не будем". Почти сразу же в глубине залива по левому борту возник небольшой причал и будочки на берегу. Первая и единственная мысль - вот он, Пеллотсаари.
Маневрировали мы долго: экипаж подводил теплоход к этому причалу впервые. Сразу же прозвучало объявление и по общей трансляции. Экскурсовод по маршруту сообщила, что теплоход действительно уже подошел к острову Пеллотсаари, и вместо стоянки на якоре в шхерах на ночь мы подойдем к причалу - разрешение на это получено. Пришла и неприятная новость: по заявленному времени мы должны были подойти к острову только в 8 утра следующего дня, а сейчас уже почти ночь, поэтому трап до утра ставить не будут. Всем было предложено оставаться на борту и продолжать жить обычной жизнью.
Получилось как-то совсем неправильно и изрядно обидно. Вот он - остров, ради которого многие из нас вообще пошли в этот рейс. Совершенно пустой. На Ладогу опускался красивейший медленный закат, так причудливо заиграли в его красках береговые скалы. да и вообще, что за удовольствие сидеть на борту, когда корабль стоит у причала, а до великолепного таежного леса и его хвои на берегу - рукой подать!
И вдруг - еще одно сообщение. Дирекция круиза ходила на берег общаться с начальством причала не зря: нам все же разрешено было поставить трап и сойти на берег! Единственной просьбой было вернуться на борт к полуночи и желательно не соваться сегодня на экологическую тропу вглубь леса: там водятся три медведя, да и вообще искать в тайге заплутавших туристов - занятие на любителя. Быстро поставили трап, и поздним вечером 10 июля первые туристы объединенного "Водохода" ступили на землю острова Пеллотсаари. Тогда я не постеснялся пробиться к выходу из фойе первым, первым же сошел на берег и сделал вот этот кадр - для истории.
Казалось бы, на Петербургском маршруте в принципе не может быть совершенно новых стоянок. Пеллотсаари по факту тоже не совсем новый: это давняя "зеленая стоянка" подле Валаама, некогда брошенная, но возрожденная несколько лет назад силами петербургских бизнесменов-энтузиастов. Наш теплоход здесь впервые, а на борту, судя по всему, не было ни одного человека, бывавшего здесь ранее. Только успели поставить трап, по рации прозвучала команда для второго штурмана, судового фотографа - сходить на берег и сфотографировать пароход на фоне заката.
Мы отправились делать то же самое, благо нам было хорошо известно о месте, откуда это можно хорошо сделать. Об экологической тропе, главной фишке и достопримечательности Пеллотсаари, я поподробнее расскажу в следующей части.
У причала же на берегу встречает небольшой "туристический комплекс" - несколько беседок с мангалом. На этой небольшой поляне тропа начинается и уходит в лес, здесь же она и кончается после 4-х километров кругового пути.
По тропе мы прошли всего метров 50, после чего свернули на ответвление, ведущее к "смотровой площадке" на прибрежных скалах. Вообще же туда за тот вечер я ходил два или три раза, но если поначалу там собралось все население теплохода, то потом народу стало ощутимо меньше. Можно сказать, что за два дня на Пеллотсаари я увидел остров в совершенно двух разных ипостасях, но даже это будет не совсем правильным. За один вечер скалы Пеллотсаари успели предстать дважды в абсолютно разном свете. Первое посещение смотровой площадки оставило меньше впечатлений: может быть, из-за людей вокруг, возможно, солнце еще не село достаточно низко. Но и со всем этим там было очень красиво.
В первый раз на скалах я продержался от силы минут десять - комары начали заедать (тогда, правда, я еще не знал, что комары еще не заедали, а так, вертелись вокруг). Когда я вернулся на берег с теплохода с полным боекомплектом репеллентов, от причала уже отправлялся катер с желающими совершить прогулку вокруг Пеллотсаари. Еще одна прогулка намечалась на утро следующего дня, на нее я записался, а вечером решил опять отправиться на скалистый берег. Прихожу - а там никого. Просто северная природа и я. Скалы, камни, валны, мох, папоротник, хвоя, тишайшая Ладога с трех сторон, и все это залито невероятным теплым закатным светом. Солнце садится там, где-то в шхерах, недалеко за теплоходом.
Еще раз сходил на борт и еще раз вернулся обратно. Теперь полночное солнце залило собою весь таежный лес, мостки и лесенки в лесу, папоротники и ветви елей. Я никогда не думал, что на Ладоге можно увидеть такие краски
Полночь
Той ночью солнце должно было сесть, но я этого не дождался. И в половине первого оно еще ползло над безмолвными озерными водами, а на теплоходе в ту ночь даже не стали спускать флаг. Я еще не видел, чтобы на одном крошечном клочке земли могло быть настолько красиво - но оказалось, что может, а следующее утро на Пеллотсаари подарило картины едва ли не более впечатляющие.
К оглавлению |