На легкомоторном самолете от  Выборга до Валаама

Наше путешествие подходит к своей заключительной и самой насыщенной части - облёта Ладоги, на которую мы вышли через Карельский перешеек, по дороге засняв Выборгский замок. В этой части помимо Выборга вы познакомитесь (или увидите их снова) с ладожскими шхерами и островом Валаам, с его удивительным монастырём.

Вообще-то задумывая этот очерк, я полагал, что он сложится из 2х, максимум из 3х глав. Но материала оказалось довольно много (строго говоря, так происходит почти всегда) и я решил, что правильнее будет расширить повествование, не пренебрегая его любопытными подробностями. Надеюсь, что не сильно утомил Вас, дорогие мои читатели-зрители. Это почти предпоследняя часть очерка, так что скоро мы придём к финалу.

1. Взлетев из Гостилиц и преодолев в самом узком его месте Финский Залив, мы вышли к посёлку Пески, что на Северном берегу. Много лет неизменно ездил я сюда за корюшкой зимой и весною, до тех пор, пока она там была. Теперь не был я там уже немало лет и места эти поменялись настолько, что к стыду своему я даже не сразу сориентировался - правильно ли я понимаю - где мы.


2. В своё оправдание скажу лишь, что судя по количеству строек и свежести домиков - поменялось там всё как раз за ближайшие годы.


3. А вот "33-й км" не поменялся вовсе. Тот же выход от дороги к воде, по которому в былые годы тоже множество раз доводилось спускаться.


4. Над Карельским перешейком. Тысячи озёр и рек.


5. Специально останавливаться над этими восхитительными краями не будем - о Карельском першейке я уже рассказывал не раз - например здесь и здесь.


6. Вдали виднеются очертания порта в Высоцке. Берега Выборгского Залива.


7. Неожиданное открытие, которое мы поначалу приняли за место разделки самолётов на металл. Оказалось, что это Школа младших авиационных специалистов в Выборге.


8. Уверен, энтузиасты авиации и памятников авиационной истории найдут это место довольно интересным.


9. Выборгский судостроительный завод. От цеха к морю.


10. Ледокольная флотилия России ожидает скорое пополнение.


11. Ледокол Новороссийск.


12. Ледокол Владивосток.


13. Выборгский порт с башней Ратуши (острая маковка) , построенной в 1470 году.


14. А вот и знаменитый Выборгский замок с башней св. Олафа, основанный в 1293 году. Слева вверху неожиданно ещё одна стоянка старой авиационной техники.


15. Выглядит он сурово, однако для войск Петра I в 1710 году непреодолимым препятствием не стал, по поводу чего Пётр отметил следующее: "Итако чрез взятие сего города Санкт-Петербургу конечное безопасение получено."


16. Однако в 1940 году Выборг, на тот момент второй город Финляндии, советским уже войскам так и не покорился - взять город поностью боем не удалось - он перешёл СССР по мартовскому мирному договору.


17. Выборг стоит на границе Балтийского моря и ситсемы озёр и каналов озера Сайма, чем немного напоминает Стокгольм.


18. Над Выборгской Часовой башней, строить которую начали в 1494 году. Той самой, где в "Земле Санникова" сумасбролдствовал Даль. Сейчас она в ремонте, что очень славно. Выборг, замый, вероятно, западный по стилю своему город России (всё-таки Калининград и Балтийск сильно пострадали во время войны и там осталось немногое) вполне может рассчитывать на статус "города-пряника", немногим уступив Таллину, в первую очередь размером - если однажды будет приведён в порядок. Но и сейчас многое уже исправлено и реконструировано. Очень рекомендую любителям путешествий.


19.


20. Замковый остров и Рыночная площадь


21. Вид на Выборг и Выборгский залив.

Летим от Выборга дальше на восток, к Ладожскому озеру.

22. Новая железная дорога, проложенная недавно от Петербурга к Выборгу, от приозёрского направления, преимущественно для грузового сообщения, что бы не стеснять скоростное сообщение на основном маршруте.


23.


24. Подлетаем к Каменногорску. Нужно ли пояснять этимологию происхождения этого названия?


25. Вот и он сам, стоящий на реке Вуоксе. Вдалеке справа Светогорский ЦБК, сразу за ним уже Финляндия.


26.


27. Автомобильный мост через Вуоксу - точнее сразу два.


28. Слухи о смерти российского сельского хозяйства несколько преувеличены. Причём настолько, что некоторые хозяйства имеют собственную вертолётную площадку.


29. Озеро "динозавр".


30. А вот и Ладожские шхеры -


31. - бесконечная сеть проток, больших и малых островов -


32. - скалистых и лесистых,


33.


34. ...с замечательными песчаными пляжами.


35. Здесь очень мало цивилизации и очень много красоты. Собрались на Байкал? Очень достойное решение. Но не забывайте - есть море красоты намного ближе - Ладожское море.


36. Робинзонада в действии.


37. Прибитый к необитемому островку то ли понтон, то ли баржа. Может и военных лет. Как напоминание, что на ласковой Ладоге случаются и 9-ти бальные штормы.


38. Ладога без конца и края. Даже с нашей высоты противоположный берег не виден. Глубины в этих краях кое-где превышают 200 метров.


39. А вот и остров Валаам. Причал для круизных судов у Воскрсенского скита.


40.


41. Владимирский скит с церковью Александра Невского (справа)


42. Вид на сам Валаамский монастырь и монастырскую бухту. Скоростной катер Метеор - вид быстрого сообщения с Петербургом.


43. На заднем плане Никольский скит.


44. Церковь преображения Господня на Валааме - центр монастыря. Построена в 1893 году.


45. Церковь Николая Чудотворца в Никольском скиту - безусловно одно из самых красивых мест на Валааме.


46.


47. Ещё одно примечательное место - станция ПВО на Валааме. Обычная станция, если не считать того, что по соглашению с Минобороны служат тут преимущественно послушники монастыря. Тут вот - любопытная статья на эту тему.


48. Вид на Валаам от Никольского скита. Таким (правда пониже) я увидел его первый раз годы назад.


49. Кстати, от Никольского скита к Приозёрску ходит местный параходик. Не очень известный, но очень красивый маршрут на остров.


50. Мы покидаем берега Валаама.


Впереди нас ждут остров Мантисаари, заброшенный военный аэродром, монастыри и церкви южного приладожья, крепости Старая Ладога и Орешек, Ладожский канал, Нева и южные пригороды Петербурга.

Читатать ещё: