ЗАСТРОЙКА ГОРОДА |
Главная площадь
Площадь
была сформирована по генеральному плану 1806 г. на месте бывшей крепости.
Главной доминантой является
Собор Воскресения Христова, построенный на
главной площади города в 1865 году на средства купца В.М. Степанова.
Пожалуй, нет
в Воронежской области второго такого храма,
столь удачно вписанного в городскую среду и
окружающий ландшафт. Его пятиглавие
доминирует во всех дальних и ближних
перспективах и панорамах, причем старые подъезды к городу с востока ("казацкий тракт", мост через реки
Хопер и Старый Хопер) имели его своим
замыкающим ориентиром.
Пятиглавый крестово-купольный
храм выполнен по типу проектов церквей архитектора К. Тона. Компактное
здание собора было построено с расчетом на его круговое обозрение.
Собор доминирует во всех дальних и ближних перспективах и панорамах. В декоре фасадов использованы крупномасштабные элементы, заимствованные из русского стиля. Огромные килевидные кокошники завершают боковые ветви креста. Средокрестие увенчано цилиндрическим световым барабаном с гигантским луковичным куполом. По углам поставлены луковичные главы на высоких восьмигранных барабанах. В 20 метрах к западу от собора в это же время была выстроена стройная трехъярусная надвратная колокольня, к которой примыкает одноэтажное здание караулки. Декор колокольни повторяет декор храма. Венчает ее также крупная луковичная глава. |
Здание женской
гимназии (4) построено в 1903-1907 гг. В
фасадном декоре гимназии интересны угловые лопатки-контрфорсы, доходящие
до половины второго этажа и увенчанные ступенчатыми карнизиками.
Сейчас Новохоперск - административный центр Новохоперского района Воронежской области, его численность населения 7,8 тысячи человек. Город Новохоперск включен в список исторических городов России. Сегодня в городе Новохоперске, помимо официально стоящих на госохране 43 памятников истории и архитектуры, сохранились сотни жилых домов, лавочек, ворот, хозпостроек XIX - начала XX вв, составляющих целостную картину небольшого провинциального исторического города. В городе действует краеведческий музей. |
Двухэтажный дом (Лесхоз), обращенный главным фасадом к церкви Воздвижения Креста Господня, имеет два периода строительства. Первоначально в 1860-70-е гг. был выстроен небольшой кирпичный дом с главным (фасадом в три оси, увенчанным небольшим фигурным аттиком. В начале XX в. надстроен второй этаж, в архитектуре которого просматривается сильное влияние модерна. Главный фасад надстройки решен в виде стилизованного четырехколонного портика над широким балконом: резные колонки поддерживают крупный треугольный фронтон, причелины которого соединены в верхней части крестообразным элементом с сережками. В центре фронтона помещено круглое слуховое окно в оригинальной резной раме с тремя лучами. Окна, обрамленные наличниками с сандриками и подоконными полочками на частых кронштейнах, имеют характерную для модерна мелкую расстекловку с включением цветного стекла (желтого, синего, красого). Интересен интерьер дома с винтовой лестницей, дверными полотнищами в стиле модерн и круглыми печами с орнаментированными дверцами. |
Здание отделения Воронежского коммерческого
банка
построено в 1910 году и является одним из самых
ярких в Воронежской области памятников
неоампира. В его декоре использован контраст
различно обработанных поверхностей: на фоне
лицевого красного кирпича выделяются
оштукатуренные плоскости и декоративные
элементы, заимствованные из архитектуры ампира.
В настоящее время в этом здании работает прокуратура Новохоперского района |
Административное здание (8)
построено в 1915-е годы в стиле модерн. Его угловые части решены в виде
трех башен, увенчанных усеченными шатрами с колпаками и несущих балконы
на массивных кронштейнах. Для рисунка всех элементов декора применены
скругленные углы, что придало выразительность суховатым формам здания.
Сейчас в этом здании работают различные организации Новохоперского муниципального района.
|
Здание мужской
гимназии,
ныне
№45
- самое крупное в
городе общественное здание начала XX века.
Построено в 1908-1911 гг. по проекту арх. М.
Замятнина в формах позднего модерна
(точнее его разновидности
– неоклассицизма).
Здание,
занявшее
значительную часть квартала,
имеет сложную
объемно-пространственную композицию, состоящую
из нескольких корпусов различного
функционального назначения.
Вдоль улицы поставлен основной парадный корпус,
средняя часть которого выступает ризалитом с
плавным аттиком и возвышается над боковыми
объемами, усложненными с торцов ризалитами
лестничных клеток. В глубину двора вытянуты два
крыла учебных корпусов: трехэтажный и
двухэтажный, удлиненный гимнастическим залом. В
композиции декора фасадов преобладают
вертикальные членения, образованные высокими
световыми осями.
Декоративные
элементы в формах модерна сосредоточены на
главном фасаде «парадного» корпуса. |
|
||
<< Предыдущая страница | В начало | Следующая страница |