На предыдущей записи, посвященной прогулке по ночному кремлю, собственно казанская часть Казанской серии была завершена. Мне остается рассказать о своем небольшом путешествии в Свияжск, и начну я не с самого острова, а с рассказа о том, как я туда добирался. На самом деле добраться до Свияжска гораздо проще, чем даже я сам это представлял. В теории туда ведут три пути: первый - на автобусе от казанского автовокзала (быстрее всего), второй - на электричке до станции Свияжск плюс десять километров как угодно до самого острова. Третий вариант наиболее медлительный, и для кого-то он по этой причине может быть неудобен: дело в том, что весь Свияжск можно запросто обойти за два-три часа, и по идее на его посещение можно запросто затратить полдня. Но водный путь в Свияжск такой возможности не подразумевает, хотя лично для меня никакой проблемы в этом не было. Забегая вперед, я даже скажу, что этот день у меня прошел в чрезмерно расслабленном режиме, а наличие избыточного количества времени пошло мне только во вред (да и то это громко сказано). Единственный некомфортный момент поездки в Свияжск по воде заключается в том, что встать необходимо пораньше. Да и то, проснуться в 6 утра - не такое уж большое дело. Собравшись в путь-дорогу, я вышел на улицу Эсперанто, дождался своего автобуса и минут за двадцать спокойно доехал до Речного порта. Сразу зашел в билетные кассы, купил билет на "Москву-186" до Свияжска (200 рублей в 2 конца) - на сайте порта советовали покупать хотя бы за полчаса до отплытия, но на самом деле никакого ажиотажа не наблюдалось - свободных мест на теплоходе полно. Остававшиеся полчаса я чинно прогуливался по причалам Речного вокзала, где уже в этот ранний час стоял "Салават Юлаев". Вообще же в порту на прохладном ветерочке под очень невысоким солнцем, рядом с ленивыми медленными волнами создается полное ощущение морского причала. Вот уже знакомый по поездке в Верхний Услон "Восход-74" возвращается из раннего рейса в Печищи Остальной флот на подводных крыльях явно пребывает в рабочем состоянии, но его я лично в работе не видел. Но эти два "Метеора", судя по всему, посменно обслуживают сверхдальнюю линию до Болгара Фотосъемкой Метеоров я привлек внимание блюстителей порядка, блюдущих порядок на причалах. Сошлись на том, что я "не собираюсь Так что в следующий раз я распечатал камеру уже на борту нашей "Москвы", призванной доставить меня в Свияжск. Вот они, причалы местного флота, а у них весь спектр единиц флота советской эпохи - ОМы, Восходы, Метеоры, Москвы и Москвичи.... Глаза радуются В 8-30, как и было заявлено в расписании, теплоход отошел от причала и двинулся к волжскому основному фарватеру. Уже минут через пять я понял, что впервые за всю поездку оделся в корне неправильно, не взяв с собой никаких вещей потеплее. Этот день вообще был гораздо холоднее всех предыдущих, а тут еще и река... Так или иначе, я без всяких размышлений разместился на верхней палубе - хоть она и открыта всем ветрам, зато обзор хороший, в отличие от нижнего основного салона (там, к тому же, передние обзорные окна зачем-то наглухо заварены). По рассадке пассажиров проще всего определять "социальный статус": внизу, в тепле, размещаются местные дачники и туристы поспокойнее, наверху - редкие любители свежего воздуха или оголтелые фотографы. Собственно, поснимать тут есть, чего, да и посмотреть тоже - есть на что. Ладно там слева - виды порта Справа же - на вид скучные, а на деле куда более исторические островки. Точнее, даже один очень длинный и вытянутый остров (в кадр попал только его дальний конец) А история острова более чем интересная (во всяком случае, для меня). Я уже упоминал, что Казань, по моему убеждению - один из очень немногих городов, которым создание огромного водохранилища пошло на пользу. Это сейчас, как мы знаем, город расположился при впадении Казанки в Волгу - но на самом деле-то Казань первые лет 950 своей жизни росла и ширилась вокруг впадения Булака в Казанку. При этом город к берегу Волги даже не приближался: в некоторых местах кромку городской застройки от береговой линии отделяли несколько километров банального пустыря на низменной речной пойме. Конечно, они бы тоже были благополучно застроены, не будь на Волге весенних половодий: я, конечно, не был тому свидетелем, но река должна была разливаться вширь на несколько километров, заливать пойму и подступать прямо к Казани, стоявшей на высокой береговой террасе. Но большую часть года между Волгой и Казанью была широкая пустая полоса. Но ведь Казань - она же речной порт, как-никак! Конечно, через центр протекала Казанка - но она тогда особой проходимостью не отличалась. Как была решена проблема? На самом деле, очень просто: казанские пристани размещались на берегу Волги, на отдалении от города, а соединялись с ним железной дорогой. По весне пристани затапливало, а вот железную дорогу (удовольствие-то недешевое) в один момент просто перенесли на высокую насыпь, так что половодье для перестало быть проблемой. Конечно, такая схема была не очень-то удобной, и в начале 20 века было окончательно решено было привести саму Волгу к Казани. Для этого нужно было прокопать двухкилометровый канал через пойму и выкопать большой ковш речного порта. Вот только за дело взялись не вовремя - в 1916 году. Ковш-то выкопать смогли, а вот канал бросили, так как появились дела поважнее. А доделать начатое потом руки не дошли - и только в 1957 году с затоплением чаши крупнейшего в Европе Куйбышевского водохранилища, вода пришла к стенам Казани, сделав ее крупнейшим речным портом Волжско-Камского бассейна. Уровень воды ныне примерно такой же, как во время мощнейших волжских половодий - но бывшая железнодорожная дамба и сегодня возвышается над водой. Это и есть тот самый остров на фото выше, по которому еще 60 лет назад ходили поезда к казанским пристаням. Вот такая история. Мы оставляем Казань позади и выходим на старое глубоководное волжское русло. Впереди - Верхний Услон, где у нас первая по маршруту остановка Уже хорошо знакомый пляж Не факт, что в Услоне были желающие зайти к нам на борт, но "Москва-186" чинно останавливается у всех причалов и собирает пассажиров даже там, где их нет. Вообще, как мне кажется, линия "Казань-Свияжск-Казань" - самая колоритная среди всех, которые обслуживает Казанский Речной порт. Расстояние здесь не такое уж большое (до Свияжска, если не ошибаюсь, 37 километров), зато остановок - 5 штук, не считая конечных. Наверное, именно поэтому на линии не работают суда на подводных крыльях - ведь это просто нерационально: топлива они жрут в несколько раз больше, а преимущества высокой скорости сводятся на нет из-за необходимости тормозить каждые пять минут. Потому мы можем наслаждаться тихоходной Москвушкой с ее прекрасными обзорными палубами. К тому же, я не знаю, с чего бы вдруг эту линию часто анонсируют как туристическую. Большинство организованных групп ездят в Свияжск на автобусе (правда, мне встретилось исключение), индивидуалов-ценителей немного, так что большинство пассажиров здесь - дачники. Порой действительно кажется, что иных путей добраться до дачных пригородов Казани просто не существует. Благодаря этим остановкам путешествие на пригородном теплоходе до Свияжска заметно отличается от прохождения того же участка на обычном теплоходе. К примеру, после Услона мы всего лишь раз вышли на основной судовой ход - а в остальное время благодаря небольшой осадке теплохода мы двигались прямо вдоль берега. А берега (точнее, коренной правы берег) Волги выше Казани - более чем достойное зрелище. Высокий, обрывистый (а каким он был до водохранилища!), тут и там - дачные домики всех мастей, которые лепятся на крутых склонах. Красота! На левом берегу Волги (а для нас он по ходу справа) - Вселенский храм в Аракчино. Снят с максимальным зумом, но при помощи бинокля я его успел рассмотреть так, что желание ехать туда на следующий день отпало. Близ дачных предместий в обилии водятся рыбаки (правда, на обратном пути из-за поднявшегося волнения их всех посдувало). С каждой новой лодкой происходила одна и та же сцена: развеселые туристы (во всех смыслах) с верхней палубы нашей "Москвы" у всех встречных рыбаков узнавали о том, "Как клюет", и не забывали, независимо от ответа, подбодрить их своим ревом. Берега тем временем по мере движения дальше становятся все выше и выше. На палубе холодно, понятное дело, но из-за этих панорам уходить как-то совсем не хочется Через пять километров после Верхнего Услона - еще одно дачное предместье, Печищи. Здесь тоже при желании можно провести часик-другой: забраться на высокие берега, побродить под ними же у воды... А для больших любителей здесь имеются грандиозные образцы промышленной архитектуры конца 19 века в виде здоровой краснокирпичной мельницы и инфраструктуры для ее обслуживания. На пути в Свияжск я в этом месте спустился погреться вниз (на разворотах задувало сильнее, чем просто во время хода), так что фотографии - с обратного пути, в лучах ветреного заката. Первое, что можно увидеть в Печищах - это странную бетонную букву "П" на берегу. Никак дизайнеры из студии Лебедева смастерили А потом уже - суровый причал с непередаваемым ароматом и сама мельница. Меня, правда, подобными вещами не удивить - в Димитровграде таких вещей полно, только масштаб посерьезнее. Но здесь река рядом, да и берега великолепные - очень они украшают имперский индастриал Идем дальше. Казань на левом берегу только сейчас официально заканчивается на своем удаленном районе Красная Горка - Займище Правый берег зеленеет, становится гораздо более пологим (правда, и главные транспортные пути - овраги - встречаются реже) Возникает встречный флот Потом я опять спустился вниз, на уже привычное свое место с максимально возможным обзором. В это время мы сделали остановку в селе Набережные Моркваши (ничего особенного), а сразу после него круто вывернули на главный судовой ход для прохода под мостом через Волгу. Все как положено: мы идем во взводный пролет, четвертый от правого берега. Я на время занял позицию на самой прогреваемой точке верхней палубы: ближе к корме, под солнышком, под каким-никаким прикрытием передней надстройки. Займищенский автомобильный мост через Волгу. По нему реку пересекает трасса М7. Достроили его в 1989 году, и это было поистине эпохальное событие: ближайшие к Казани автомобильные переходы через Волгу находились и находятся в Ульяновске и в Новочебоксарске. До моста единственной возможностью пересечь реку были переправы, причем основная находилась еще 12-ю километрами дальше, у железнодорожного Зеленодольского моста. Классика Уже сильно после моста нам встретилось первое на пути пассажирское судно: как выяснилось при помощи длиннофокусного объектива, это трехпалубный теплоход "Валерий Чкалов". Идет он, как видно, поперек реки, но, в отличие от нас, по главному глубоководному судовому ходу над старым руслом Волги. Вот и створный знак на берегу, на который теплоход держит курс. Никогда не видел его настолько вблизи Теплоход идет вниз по Волге, видимо, в Казань. А нам - дальше, вдоль берега, в сторону устья Свияги Вскоре за мостом, у причала Пустые Моркваши, среди деревьев на берегу стоит детский оздоровительный лагерь "Держинец", с главным корпусом, который я лично определил бы как нечто постройки 1930-х годов (а вкупе с деревянной обшивкой и фирмернными башенками это должен быть как минимум архитектурный памятник). К сожалению, внушительных размеров деревянный трехэтажный корпус так прикрыт деревьями, что нормально его сфотографировать решительно невозможно. По мере приближения к Свияжску (или удаления от моста?) дачные поселения сливаются в одну узкую и вытянутую полосу. Видимо, крутой берег не дает строить домики даже в два ряда вдоль воды - обычно они стоят одной "улицей" в пяти-десяти метрах от воды, выходя фасадами прямо на Волгу. Дачи однозначно живые, видно, что даже их архитектурное развитие не остановилось на советском "дачном стиле" конца 70-х годов. Очень мило, уютно и красиво. никогда не думал, что мне захочется когда-нибудь просто фотографировать самые обычные дачные домики, но здесь их расположение под лесом, между берегом и водой, обязывает... На остановке "дачная", как выяснилось, причал отсутствует как класс, а потому "Москва-186", выдав лихой разворот, въезжает в берег носом, и несколько местных дачников выбираются на берег по сходням. Подозреваю, что хорошо тут иметь небольшую дачку... для ведения хозяйства в большом огороде место, конечно, вряд ли хорошо подходит, а вот отдохнуть здесь в тишине - в самый раз. Стоило нам отойти от причала в Дачном, как впереди уже показался остров Свияжск. Стало быть, мы входим в реку Свиягу - точнее, начинаем двигаться над ее затопленным руслом, потому что устья Свияги и Щуки ныне являются заливами Куйбышевского водохранилища. До острова еще минут тридцать хода, но самый интересный пункт на всем двухчасовом пути еще предстоит увидеть - даже знающий народ начал подтягиваться на открытую палубу. Сначала среди деревьев высоко на берегу появляется один крест, а потом открывается вид на всю Вознесенскую Макарьевскую пустынь Без преувеличения удивительное зрелище - небольшой скромный монастырь, ведущий свою историю с начала 17 века, сумевший сохранить все свои дореволюционные постройки и возрожденный двадцать лет назад. Я даже не знаю, есть ли на Волге более уединенные монастыри - ведь Макарьевская пустынь стоит не у берега и не на верхней кромке утеса, и добраться сюда по суше можно только сделав огромный крюк и вдоволь поколесив по разухабистым грунтовкам в оврагах. По воде-то явно сподручнее... Здесь, у причала Рудник (а до него метров 800 от предыдущей стоянки в Дачном), мы тоже почему-то сделали остановку, буквально минут на пять. Жаль, что так недолго: ведь здесь хватит и десяти минут для того, чтобы обойти весь монастырь и зайти на спрятанный среди деревьев святой источник Макария Желтоводского. Потом у меня была мысль еще раз отправиться сюда на следующий день, на том же теплоходе, но шесть часов я бы здесь вряд ли высидел. Хотя, как знать - мало ли, какой дух у этого места. Впереди, тем временем, остров Свияжск. Надо признать, что разговоры о сказочности этого вида имеют под собой веские основания Берега - уже Свияжские Остров, конечно, прекрасен, мало кто это не оценит. Действительно - очень красиво В следующей и заключительной части серии - о прогулке по Свияжску К оглавлению |