В 896 году на месте римских развалин поселились венгры. Венгры не укрепляли своих временных поселений. В результате в XIII веке незащищенные поселки были разорены монголами. После нашествия монголов население поселков перекочевало на находящуюся невдалеке возвышенность — теперешнюю Крепостную гору — и построило здесь укрепления. Так был создан малый средневековый Верхний город, который впоследствии был застроен зданиями в стиле ренессанса и барокко.

У подножия Крепостной горы и по соседству с ней турки в XVI и XVII вв. понастроили свои знаменитые бани. После изгнания турок, когда население осмелилось сойти с гор и расположилось за пределами городских стен на правом берегу Дуная, возникли «нижние», прибрежные части города, то есть Буда. Она была уже построена в стиле барокко. Только с расцветом торговли и ремесел, к концу XVIII века, Буда со своими узкими улочками оказалась тесной для жителей и они стали переселяться на левый берег Дуная. Так возник новый город — Пешт.

Центр двух городов сравнительно быстро переместился в Пешт, расположенный на равнине. В начале XIX века центральная часть старого Пешта обогатилась многочисленными сооружениями в классическом стиле. Во второй половине прошлого столетия к центру примкнули новые кварталы; в настоящее время основная часть пештской стороны — аналогично другим крупным городам Европы — застроена зданиями в неоклассическом стиле. Порою, правда, еще делались попытки введения иного архитектурного стиля, таковы, например, живописные здания, построенные в венгерском, так называемом сецессионистском стиле конца прошлого столетия. Теперь в густо населенных окраинных частях города, в фабричных районах, строительство ведется по принципу современного градостроительства с учетом перспективного развития города.

Попытаемся же представить себе тот длинный путь, который прошла история во времени: пройдем от первого укрепленного поселка, который был основан более двух тысяч лет назад — от «Оппидума» иллиро-кельтских эрависков — до нового города наших дней.

Древний город эрависков, которой по имеющимся источникам был назван ими «Акинк» (Богатство вод), в начале нашей эры был захвачен римлянами. Так возник римский городок Аквинкум, о котором упоминают многие римские летописцы, между прочим и Дион Кассий, наместник Паннонци.

Мемориальная доска, найденная при.раскопках Аквинкума, свидетельствует о том, что на месте насыпи, которая окружала лагерь I испанской кавалерийской когорты, была построена з 19 году нашей эры каменная стена. Стена воздвигалась при Друзе, сыне императора Тиберия. При правлении Адриана (117—138 гг. нашей эры) поселок стал муниципием. Спустя несколько десятитетий, во времена правления Антония Пия, были построены два амфитеатра, которые были найдены при раскопках в сравнительно мало поврежденном состоянии.

Древне римские музыкальные инструменты

Во времена Септимия Севера (в 200 году нашей эры) Аквинкум считался колонией и был столицей провинции Нижней Паннонии. Император Коммод построил здесь вдоль Дуная сторожевые башни для защиты от варваров, особенно от сарматов. Остатки этих башен видны и сейчас по обоим берегам Дуная. В правление Диоклетиана, в 294 году, на пештском берегу Дуная был выстроен Транс-, или Контр-Аквинкум, форпост римлян, доходящий до Барбарикума. Остатки его находятся в подземном музее (возле бывшего моста Эржебет со стороны Пешта).

В 375 году в Аквинкуме был провозглашен императором Валентиниан. В то время население города насчитывало приблизительно 50 000 человек. Вскоре город подвергся нападению гуннов и был разрушен, но Сидоний Аполлинарий упоминает об Аквинкуме и после смерти Аттилы. Юстин II уступил город аварам, которые владели им до 800 года, то есть до захвата страны Карлом Великим.

Важнейшие кварталы этого города уже раскопаны. Так в Обуде, на перекрестке улиц Надьсомбат и Бечи (Венской), недавно был обнаружен построенный в середине II века военный амфитеатр, вмещавший 16 000 человек. Он располагался в густонаселенной части города. Вокруг него были воздвигнуты так называемые «кольцевые дома», своеобразная форма которых гармонировала с формой амфитеатра. Археологи нашли в подвалах этих домов крупные плиты, которые оказались остатками римского амфитеатра. Позже амфитеатр, как видно, служил и крепостью. Под трибунами уцелела одна из камер, в которых держали рабов и хищных зверей.

По преданию, на этом месте стоял когда-то Этцельбург— крепость короля гуннов Аттилы, и именно здесь разыгрался последний кровавый бой Нибелунгов.

К северу от Обуды тянутся развалины этого римского городка. И сейчас еще можно точно установить расположение бывших улиц, кое-где даже можно различить места торговых рядов. Здесь сохранились фундаменты гимнастического зала и «Гипокаустума» — большой общественной бани, в свое время отапливаемой, судя по найденному оборудованию, нагретым воздухом. Под некоторыми частными домами были обнаружены котельные для центрального отопления, а в одном из них — цветной мозаичный пол. Вода в город подводилась из окрестных источников, которые и в настоящее время носят общее название «Ромаифюрдё» (Римская баня). На одной из соседних улиц находятся развалины двух других бань. В Митреуме в честь божества Мифраса высечен рельеф и стоят четыре жертвенника. Тут же неподалеку от руин расположен музей Аквинкума, в котором можно увидеть найденные при раскопках различные предметы. Все это собрано в определенном порядке и систематизировано. Среди этих предметов можно увидеть художественную керамику из мастерской гончара Рессата.

Один из жертвенников был создан Луцием Флавием Апером, «непревзойденным мужем», в честь «чтимых богов-покровителей». В то время Апер занимал пост наместника Нижней Паннонии. Позднее он стал одним из руководителей римской гвардии и был зачинщиком убийства императора Нумериана. Император Диоклетиан на одном собрании собственноручно заколол этого «непревзойденного мужа», стремившегося занять императорский престол.

Достоен упоминания и греческий саркофаг, украшенный скульптурами. Карлик с поднятым капюшоном изображает Телесфора. На внешней стороне саркофага изображены Тритон и парящий Эрос. Это единственно известный нам до сих пор памятник в честь Телесфора с латинской надписью; он изготовлен из красного мрамора. Памятник этому «богу-исцелителю», который согласно мифологии сопровождает умерших по блаженным полям загробной жизни, был, очевидно, построен начальником римской больницы. Преемники Телесфора изображены, очевидно, закутанными в плащи с

Приходская церковь в Обуде

поднятыми капюшонами. Такие же карлики и гномы в средние века сопровождали мертвого в последний путь.

В могиле римской женщины при раскопках были найдены красивые драгоценности. Могила оказалась почти неповрежденной, не удалось разобрать лишь имя женщины, написанное на надгробном памятнике.

Очень много для Аквинкума сделал император Александр Север. Так, например, он построил общественную баню, которая тоже сохранилась до настоящего времени. Самой большой достопримечательностью музея является, бесспорно, водяной орган, считающийся уникальным. Деревянные детали его, естественно, сгнили, но 52 бронзовые трубочки, расположенные в четыре ряда, найдены неповрежденными. Этот орган почти ничем не отличается от современных. Он восстановлен и на нем можно играть. Об органисте, игравшем на этом органе, нам тоже известно кое-что. Надгробный памятник, который он поставил своей жене, гласит; «Органист Тит Элий Юст оплакивает тут Сабину, которая умела замечательно петь, играть на арфе, была опытной в искусствах, была любима народом и всегда блюла супружескую честь. Пусть оберегают тебя боги, молись громко и усердно! Пусть примут тебя боги, Сабина Элия! Пусть будет блажен тот, кто прочтет это».

Вблизи музея был раскопан и гражданский амфитеатр, вмещавший 6000 зрителей. У западных ворот его стоял алтарь в честь богини Немезиды. Вдоль шоссейной доро­ги Будапешт—Вена из земли торчат странные каменные столбы. Это устои бывшего римского водопровода. Тут проходил великий римский военный путь в Виндобону, то есть в Вену, а оттуда дальше к Рейну. Вдоль улицы, ведущей в город, повсюду встречаются саркофаги. Возле бывшего римского кладбища, на улице Рактар, находятся остатки древнехристианской часовни, построенной в форме листа клевера. Часовня была построена в IV веке и считается одним из старейших христианских памятников на территории Венгрии

 

Крепость

Приблизительно в середине будайской части города, между мостом Кошута и Цепным мостом, возвышается Крепостная гора. Это плато высотой около 170 метров. На нем расположена не только крепость-замок, но также именуемый Крепостью целый район города с ярко выраженными чертами средневековья.

Этот район города имеет большое историческое прошлое. Все его дворцы, административные здания и жилые дома стоят долгий исторический период и, когда их нынешние обитатели выглядывают сегодня из окон, они, быть может, опираются о каменные карнизы, сложенные еще в XV веке. Под сводчатыми воротами почти каждого дома находятся ниши для сидения. Это особенность уже венгерской архитектуры. В этих нишах слуги венгерских магнатов должны были ожидать своих господ. На Западе подобные ниши имелись только на церковных хорах, где они предназначались для самых знатных вельмож. На фасадах многих домов можно увидеть старинные гербы, но их эмблемы разобрать трудно.

На Крепостной горе вторая мировая война оставила наиболее разрушительные следы; нигде не было разрушено столько домов, как здесь. Как это ни странно, но именно благодаря этим сильным повреждениям многие дома района Крепости вновь приобрели свой первоначальный средневековый облик. До войны на районе лежал отпечаток стиля барокко. В начале нынешнего века было построено несколько административных зданий в так называемом сецессионистском стиле. Во время бомбардировок штукатурка с домов отвалилась и обнажились прежние старинные стены времен средневековья. Будапештский Столичный Совет восстановил этот район. Поврежденные жилые дома последних лет строительства были разобраны, зданий чуждого стиля перестроены, и таким образом был полностью восстановлен средневековый облик этой части города. Если бы теперь явился старинный обитатель Крепости, он легко узнал бы свой бывший дом.

Буда во времена Матиаша Корвина (1470 г.)

Чрезвычайно интересен общий вид Крепостной горы: ее склоны обнесены могучими крепостными стенами. Они полностью сохранились, так как население на протяжении столетий своевременно устраняло каждое повреждение и даже воздвигало новые башни, чтобы укрепить крепостные сооружения.

Пройдя пешком по серпентинной дороге под стенами замка, мы сможем увидеть крепостные постройки, воздвигнутые в ранние периоды истории. Самые древние из них — это очень крепкие и высокие стены, окружающие королевский дворец. Бастионом южных стен замка является мощная круглая башня, построенная в XV веке. При входе в контрфорс (низкая башня с бойницами под главной стеной древней крепости) стоит башня короля Жигмонда — венгерского короля из династии Люксембургов, который в 1410 году был избран германо-римским императором. Эта башня со стороны Дуная была восстановлена в 1948—1952 гг. по подлинным гравюрам и эскизам. На противоположном склоне, обращенном к будайским горам, возвышается другая башня — «Башня Булавы» (Бузоганьторонь) — стройное готическое сооружение, очищенное теперь от толстого известкового слоя, который скрывал ее первоначальный вид.

Древня башня

На западной стороне замка к кольцевым крепостным стенам, построенным в XIV веке, примыкает кирпичная турецкая башня. Прямая, как стрела, западная стена, у подножия которой склон круто обрывается, укреплена тремя башнями. Кроме северо-западной «Башни Примаса», на северной стороне высятся еще две турецкие башни. На восточной стороне стоит другой бастион, мощная «Трансильванская башня» (Эрдейи Баштя), построенная тоже в XIV веке Домеником да Болонья; под ней расположена древняя подземная тюрьма. Несколько южнее над стенами выступают две мощные куртины, выстроенные по проектам Аристотеля Фьораванте. Крепостные защитные стены спускались к Дунаю; в одной из них, где был проложен водопровод, питавший дворец, имелась даже потайная лестница. Поднимемся наверх к куртинам: в одной мы увидим, рядом с крепостными воротами, выдержанный в стиле барокко портал старого арсенала. Тут же неподалеку расположены защитные дворики, из которых осажденные наблюдали за наступающим неприятелем. Из бойниц, кстати, открывается чудесный вид на город.

Заслуживает особого внимания художественно оформлен­ный крепостной бастион — «Рыбацкий бастион» (Халасбаштя). Изменилась только его форма, расположение же осталось прежним. Он был воздвигнут на месте бывшего цеха рыбаков, и современная форма придана ему Фридьешем Шулеком, выдающимся венгерским знатоком романского стиля. Великолепная лестница в 145 ступеней приведет нас к прекрасной неороманской колоннаде с многочисленными белоснежными каменными башнями. Лестница начинается от улицы Яноша Хуньяди. Постепенно расширяясь, она идет через украшенный историческими статуями свод, и через сводчатые аркады выходит на открытую террасу. С террасы снова можно любоваться прекрасной панорамой города.

Войдемте теперь на территорию Крепости. Она занимает небольшое плато, северная часть которого занята средневековым городом, застроенным небольшими домами и высокими башнями. На южной окраине высится бывший королевский дворец.

Древние крепостные стены в Буде

У Рыбацкого бастиона стоит статуя монаха Юлиана. Юлиан еще в XIII веке поставил перед собой задачу отыскать прародину тех венгров, которые в круговороте великого переселения народов отстали от осевших в теперешней Венгрии венгерских племен и вернулись в Азию. Юлиан и его спутники сели на корабль в Константинополе и сошли на землю где-то в районе Кавказа. Оттуда они продолжали свое путешествие внутрь материка до тех пор, пока не нашли где-то в Азии остатки венгерских племен. Последние с большой радостью приняли пришельцев, речь которых они хорошо понимали, хотя в течение многовековой разлуки язык их значительно изменился. Они послали С Юлианом подарки и приветствия в Венгрию, обещая и в будущем поддерживать связь со своими западными сородичами. Но Вскоре после путешествия Юлиана началось неудержимое и опустошительное нашествие монголов, которое разрушило не только Венгрию, но и, вполне возможно, рассеяло и уничтожило найденные Юлианом венгерские племена в Азии. Разрозненные остатки этих племен, по всей вероятности, слились с другими народами, так как более поздние исследования не могли обнаружить их следов.

Непосредственно возле Рыбацкого бастиона возвышается семисотлетней давности церковь короля Матиаша (Матиаш темплом). Ее официальное церковное наименование — «Церковь Богородицы в Будайской крепости»; в свое время она называлась также коронационной церковью, так как в ней происходила коронация нескольких венгерских королей. Первым королем, которого короновали в этой церкви (1309), был Карл I из династии Анжу, последним — Карл IV из династии Габсбур­гов (1916). В этой же церкви была обнародована булла папы Каликста III. В ней предписывалось ежедневно в полдень звонить в колокол в память большой победы Яноша Хуньяди над турками под Белградом (1456). Как известно, эта победа на полстолетие отвела угрозу турецкого вторжения. Статуя Яноша Хуньяди стоит у подножия Рыбацкого бастиона.

Башня с воротами

Церковь Богородицы построил король Бела IV в середине XIII века, а король Матиаш, сын Яноша Хуньяди, перестроил ее в 1470 году. Во время турецкого владычества в Буде (1541— 1686) она служила главной мечетью. На ее воротах была начертана следующая надпись из Корана: «Помни, Аллах повелел быть справедливым и творить добро». При освобождении Буды от турок церковь была сильно повреждена. В начале XVIII века она была восстановлена и дополнена архитектурными деталями в стиле барокко. Впоследствии (1873—1896) она вновь перестраивалась под руководством Фридьеша Шулека.

Асимметричный фасад церкви украшен одной высокой и одной низкой башнями. Между ними находятся готический фронтон с фигурным окном. Южный портал церкви был сооружен в XIV веке. Церковь имеет один поперечный корабль и три продольных. При входе в церковь, с левой стороны мы увидим ряд часовен. Примечательны венгерские иконы часовни Лоретте, мраморная статуя Марии с Иисусом, относящаяся к XVII веку, и Мадонна работы Лукаса Кранаха. На стене виден герб короля Матиаша с датой 1470. В капелле Троицы покоятся останки венгерского короля Белы III (1173—1196), претендовавшего на византийский престол, а также останки его супруги Анны Антиохской. Здесь же хранятся венцы, эмалированный крест, скипетр и кольца, найденные в их гробницах. Створчатый алтарь этой часовни является произведением неизвестного венгерского мастера (1500), а створчатый алтарь часовни святого Имре — Михая Зичи.

Готические дома в Крепости

Михай Зичи учился в Будапеште и Вене. В 1847 году он поехал в Санкт-Петербург, где стал придворным художником у Николая I. Искусство Михая Зичи очень разносторонне. Оно охватывает многие жанры, начиная с больших, писанных маслом портретов, до цветных картонов и книжных иллюстраций. В многочисленных своих картинах он отобразил петербургскую жизнь царского двора, большие охоты и другие события. Хотя он и провел большую часть своей жизни за границей, все же он остался до конца дней своих верным сыном венгерского народа. Его иллюстрации к драме Имре Мадача «Трагедия человека», к эпопее Руставели «Витязь в тигровой шкуре», к балладам Яноша Араня, а также к стихотворениям Лермонтова, Шандора Петефи и Байрона имеют огромную художественную ценность.

Часовня Иштвана Святого, примыкающая к церкви с северной стороны, была построена в начале XV века.

В течение этого столетия церковь украсили фресками, прославлявшими победы Яноша Хуньяди. Эти фрески были уничтожены турками. Новые фрески относятся к прошлому столетию — это произведения венгерского мастера Берталана Секея. Готические колонны, блистающие орнаментами красного, желтого, зеленого, золотого и синего цветов, необыкновенно своеобразны и красивы.