Площадь перед церковью украшена колонной Святой Троицы с богатым орнаментом в стиле барокко. Напротив колонны расположено двухэтажное здание с башней, построенной Венерио Черезола в конце века. В настоящее время здесь размещен Крепостной музей. У этого здания стоит статуя Афины Паллады, «защитницы городов», — произведение итальянского скульптора Карло Адами. На небольшой площади между церковью и Рыбацким бастионом стоит бронзовая статуя первого венгерского короля Иштвана — работы Алайоша Штробля.

На расстоянии нескольких шагов от площади Святой Троицы находится другая площадь — Андраша Хесса, на которой стоит замечательный монумент. Андраш Хесс, первый типограф Буды, открыл здесь свою мастерскую в 1472 году. Монумент, стоящий на площади, воспроизводит папу Иннокентия XI, сыгравшего значительную роль в подготовке походов против турок и в освобождении Буды. Тут же находится дом «Красный еж». Он весь утыкан, подобно ежевым колючкам, вбитыми гвоздями. Заглянем во двор этого дома: кажется, что тут время остановилось: небольшой двор, бочарный свод, узкие каменные лестницы, готические деревянные двери в каменных рамах — все дышит подлинным средневековьем.

На маленькую площадь выходят фасады двух средневековых домов с оригинальными порталами и готическими нишами, украшенными художественной резьбой. Балки первого этажа опираются о консоли, столовая на втором этаже простирается над обоими зданиями.

На другой стороне площади высятся башня и остатки стен старой церкви замка. Ее построили в XIII веке доминиканцы. Здесь когда-то стоял их монастырь, располагавший большой каменотесной мастерской; в библиотеке монастыря была изготовлена большая часть венгерских кодексов, украшенных замечательными миниатюрами. Тут же рядом находился Студиум генерале — одно из старейших венгерских высших учебных заведений, в котором преподавали Такие выдающиеся гуманисты, как Петрус Нигер, Мирабилиус, Михаель де Унгерия. В XV веке сюда были приглашены несколько знаменитых профессоров из Парижа.

На узких улочках, расходящихся от площади, жмутся ряды средневековых домов, построенных в стиле барокко и в классическом стиле. На улице Михая Танчича, у бастиона стоит с виду ничем не примечательный дом, но зато его подвалы уникальны. Эти глубокие подвалы тянутся до Трансильванской башни. Мемориальная доска на доме №9 напоминает о том, что сюда в XIX веке был заключен по приказу венской камарильи вождь венгерского движения за независимость Лайош Кошут. Этот дом служил тюрьмой и для вождя венгерских рабочих Михая Тапчича, которого население Пешта освободило отсюда в дни революции 1848 года. В доме № 7 жил в 1800 году Бетховен.

Придворные из окружения короля Матиаша Корвина

Улица Танчича приведет нас на площадь Венских ворот (Бечикапу). Почти всю улицу Таупича украшают дома в стиле барокко и позднего германского рококо. Здесь мы увидим евангелическую церковь со стройной башней и здание

Государственного архива, хранящего многочисленные важные документы по истории венгерской и европейской культуры.

Площадь Святой Троицы

Венгерский Государственный архив был основан в XVIII веке, но по существу его история уходит в еще более отдаленное прошлое. Особенно богато представлены в нем венгерские средние века, ко времени которых относится примерно сорок тысяч документов, в том числе множество редких документов общеевропейского значения. Пожар, вспыхнувший в здании во время октябрьских контрреволюционных событий 1956 года, уничтожил, к счастью, лишь незначительную часть этих ценных до­кументов.

По улице Фортуны на фасаде дома № 9 можно увидеть барельеф богини Фортуны. Гостиница «Пешт-Буда» (в доме №3) своими старинными помещениями и убранством, в стиле бидермейер, своей романтической атмосферой привлекает сюда всех — и молодых и старых, и венгров и иностранцев.Узкие улицы этой части города соединены друг с другом еще более узкими переулками. Улица Кард (Меч) и в самом деле немногим длиннее рыцарского меча. В стене дома №5 по этой улице виден вытесанный камень почти двухтысячелетней давности, относящийся к римским временам, а возле него можно увидеть следы готической стенной живописи.

Интересно также и массивное здание дома №28 по улице Орсагхаз (Парламент), где когда-то заседал парламент. Оно было построено в конце XVIII века Францем Антоном Хильдебрантом из старой церкви и монастыря ордена святой Клариссы. Сад этого монастыря, опоясанный крытой галереей, является одним из самых красивых в Крепости. Задний фасад его выходит на улицу Ури (Господская), на которой расположено много домов в стиле готики, барокко и позднего

Рыбацкий Бастион

германского рококо. На улице Орсагхаз мы найдем два самых старинных жилых дома Будапешта (№18 и №20) с прекрасными готическими фасадами. На доме выдающегося венгерского скульптора эпохи ампир Иштвана Ференци, по улице Орсагхаз, №14 прибита посвященная ему мемориальная доска. Многие произведения этого скульптора находятся в будапештских музеях. Их стоит посмотреть.

Площадь Капистрана украшена статуей Иоанна Капистрана, военного священника Яноша Хуньяди. Над площадью возвышается часовня Магдалины, построенная в готическом стиле; она расположена так, что выглядит обособленной, как башня Сен-Жака в Париже. Во времена турецкого ига часовня Магдалины была единственной христианской церковью в Буде, где проходили как католические, так и протестантские богослуже­ния. В годы второй мировой войны церковь была до основания разрушена бомбардировками. Поврежденная башня в настоящее время восстановлена.

На площади находится казарма Нандора и Музей военной истории, главный фасад которого обращен к будайским горам.

Церковь на площади Венских ворот

В этом музее, кстати, хранятся реликвии венгерской освободительной войны 1848—1849 годов: «гонведские знамена сорок восьмого года», которые после капитуляции при Вилагоше попали в Россию. Знамена хранились раньше в Эрмитаже. Советское правительство в торжественной обстановке с военным ритуалом вернуло их в 1941 году Венгрии. Во время второй мировой войны бежавшее из Венгрии фашистское правительство увезло с собой эти ценные реликвии в Германию. Главное командование Советской Армии отдало приказ об их розыске, и в 1948 году найденные знамена снова были переданы в собственность венгерского народа.

Вдоль бульвара Бастиона (Баштяшетань), перед зданием Музея военной истории, стоят между скамьями в тени деревьев старые отслужившие орудия и мортиры.

Если идти по старинной маленькой улочке Ури, тянущейся параллельно Бастиону, обращает на себя внимание трехэтаж­ный дом под третьим номером, построенный в готическом стиле. Восстановление этого дома было завершено в 1955 году. Непосредственно за ним на бульваре Бастиона находится над­гробный памятник последнего турецкого паши Буды Абдурахмана Али, который был убит при взятии крепости венграми в 1686 году.

В нескольких шагах за бульваром Бастиона, на перекрестке улиц Ури и Святой Троицы, стоит красивый памятник, изображающий Андраша Хадика на коне.

Церковь Матиаша и конная статуя Андраша Хадика

Это был знаме­нитый генерал, верховный комендант Буды и «собственник» знаменитых «гусар Хадика». В 1757 году, во время семилетней войны, он совершил героический подвиг. В то время о нем го­ворилось много и долго. С отрядом гусар Хадик ворвался в Берлин и, прежде чем войска прусского короля Фридриха II вытеснили его оттуда, взыскал со столицы Пруссии контрибуцию в триста тысяч гульденов. Его личный трофей состоял при этом, как говорит о том хроника, всего лишь из дюжины перчаток, причем, как выяснилось позднее, все они были на правую руку.

За статуей Хадика стоит красивое здание Дворцового му­зея, а за ним как бы стремится ввысь готическая башня церкви Матиаша.

В Дворцовом музее находятся — среди других памятников старины — остатки замка короля Матиаша, построенного в XV веке в стиле ренессанса. Среди них мраморные барельефы, фрагменты колонн, ювелирные и стеклянные изделия и несколь­ко экспонатов из королевской художественной коллекции. Реликвии времен короля Матиаша напоминают нам о важном этапе истории русско-венгерских отношений. Царь Иван III, создатель централизованного русского государства, направил в Буду к королю Матиашу, русского посла для заключения союза, направленного против польского короля Казимира. Он также попросил венгерского государя послать в Россию мастеров по литью пушек, канониров, золотых дел мастеров, рудоплавилыциков и военных инженеров, обученных фортификационному искусству. Матиаш исполнил просьбу Ивана III и в 1488 году направил к нему своих личных послов. В память русско-венгерского союза были отчеканены монеты. На одной стороне монеты был изображен король Матиаш, на другой — царь Иван III.

Площадь Венгерских ворот

В доме № 7 (улица Сентхаромшаг), построенном в XVI веке в стиле поздней готики, находится старая кондитерская, знаменитый «Русвурм», похожая на драгоценный ларец в стиле бндермейер.

Фасад дома №14 на соседней улице Тарпок построен в готическом стиле XV века. Немного дальше, на Парадной площади (Дистер), окруженный дворцами в стиле раннего и позднего барокко, стоит памятник гонведам работы Дьёрдя Зала, сооруженный в честь героев, павших в 1849 году при взятии Буды.

На южной стороне Крепостной горы высятся дворцы бывших магнатов. На соседней улице Синхаз (Театр) находится эдание бывшего крепостного театра. Мемориальная доска на этом доме напоминает нам о том, что в 1800 году здесь давал концерты Бетховен. Бетховен, впрочем, бывал в Венгрии много раз. Здесь он создал даже несколько произведений, посвященных Венгрии, в том числе и увертюру «Король Иштван». Увертюра была написана по случаю открытия в 1876 году крепостного театра, для которого перестроили здание упраздненного ордена кармелитов. Архитектор крепостного театра Фаркаш Кемпелен был для своего времени выдающимся инженером и вообще мастером «на все руки». Кстати он изобрел шахматный автомат, которому дивились в то время во всем мире. Этот автомат выигрывал у самых лучших шахматистов того времени.

Дворец в Буде

Говорят, что сам Наполеон сыграл одну партию с «чудесным автоматом». Знаменитый аппарат еще в шестидесятых годах прошлого столетия находился в Америке. Позднее он, вероятно, сгорел во время пожара в Филадельфии.

Улица Синхаз выведет нас на площадь Сент Дьёрдя, где находится дворец Шандора, бывший когда-то резиденцией премьер-министра. На этой площади в 1457 году был казнен врагами его семьи Ласло Хуньяди, сын великого полководца Яноша Хуньяди.

В этом дворце в 1815 году останавливался посетивший венгерскую столицу царь Александр I, которого сопровождали австрийский император и венгерский король Ференц из династии Габсбургов и прусский король Фридрих-Вильгельм. По этому случаю были устроены грандиозные празднества, конно­спортивные состязания и большой смотр кавалерии. Русский государь был одет в форму полковника венгерского гусарского  полка. В те дни он осмотрел и достопримечательности столицы. Строительство королевского замка было начато королем Бела IV в середине XIII века, после нашествия монголов. Лайош Великий из династии Анжу, продолжая работы по строительству замка, воздвиг башню Иштвана, фундамент которой был найден при последних раскопках. Венгерский король, а впоследствии германо-римский император Жигмонд (Сигизмунд Люксембургский), расширил замок, превратив его в превосходную крепость, сооруженную в готическом стиле. Он же воздвиг «Новый дворец». Король Матиаш дополнил дворец сначала несколькими готическими пристройками, а позже зданиями в стиле ренессанса. Во времена турецкого господства замок не обновлялся. В 1686 году, при взятии Буды императорскими войсками, он был сильно поврежден и в течение всего XVIII века не восстанавливался. Постепенно развалины покрылись толстым слоем земли и над ними был построен новый небольшой дворец. Со временем он подвергся реконструкции и стал именоваться дворцом Марии Терезии. Построен он был уже в стиле барокко.

Ресторан «Пешт-Буда» 

В этом дворце в свое время помещались университет, переведенный в Буду в 1777 году из Надьсомбата, и обсерватория. Во дворце было 203 помещения. В 1896—1903 гг. по планам Миклоша Ибля и Алайоша Хаусмана он был вновь перестроен, уже в стиле необарокко. К этому времени в нем насчитывалось 860 помещений. Здание дворца, носившего имя Марии Терезии, сохранило во многих внутренних комнатах стиль барокко, в новом же здании дворца были построены парадные залы в различных архитектурных стилях. В феврале 1945 года, во время осады Будапешта, этот дворец пострадал от пожара и большая часть его обвалилась. Развалины этого великолепного дворца напоминают еще и сейчас об ужасах последней войны. В настоящее время под развалинами зданий, выстроенных большей частью в XVIII и XIX вв., раскапываются остатки старинных зданий, построенных в готическом стиле и в стиле ренессанса.

При раскопках в одном парадном дворе были найдены остатки 4000-летнего поселения каменного века. Вся средневековая защитная часть крепости полностью уже отрыта. Реставрация крепостных стен,. башен и ворот была закончена в 1954 году, но работы по восстановлению рыцарского зала, дворцовой часовни и анфилады комнат готического стиля, расположенных в старой части дворца, все еще продолжаются. Восстановлено также несколько сот комнат в западном здании, дворец Марии Терезии уже подведен под крышу. Однако большой купол, придававший Будапешту особый облик, пришлось снести.

В кондитерской «Русвурм»

Возле внутренних ворот королевского дворца тесно прижимается к дворцовой стене «Колодец короля Матиаша». Рядом высится скульптура, изображающая красавицу Илонку, возлюбленную этого монарха. Ее память, между прочим, увековечил в прекрасном стихотворении поэт Михай Вёрёшмарти. Там, где дворец обращен к Дунаю, стоит памятник принцу Евгению Савойскому, победившему турок. Эта работа Йожефа Рона является одним из самых прекрасных памятников города.

Улица Фё и окружающий её район

Расположенный к югу от Крепостной горы район, названный Габаном, возник в XVI веке во времена турецкого владычества. Большая часть маленьких домиков этого района была несколько десятков лет назад снесена, остались нетронутыми только отдельные живописные улицы. На месте разобранных домов был разбит большой парк. Во время строительных работ здесь были найдены различные предметы, относящиеся к X веку и даже ко времени эрависков и римлян. В этом районе (улица Апрод №1) стоят развалины до­ма, в котором родился в 1818 году выдающийся венгерский врач Игнац Земмельвейс.

Вид на главную улицу

На север и на запад от Крепости в извилистых долинах будайского холмистого района бурлит жизнь современного большого города. Меньше всего изменился вид нижних районов города, расположенных на востоке вдоль Дуная. Из них район Визиварош (Водный город) самый населенный. Кроме набережной и широкого проспекта вдоль берега Дуная, до подъема на холмы тут умещается еще одна длинная улица, отходящие же от нее переулки почти сразу же начинают подниматься в гору. Эта улица носит название Фё (Главная). Она является как бы зеркалом всего окружающего ее района.

Улица Фё начинается от небольшой площади перед Цепным мостом со стороны Вуды. Напротив моста находится вход в туннель, проходящий под Крепостной горой к районам, расположенным в холмистой части города. В начале улицы возвышается здание, построенное в романском стиле. Сейчас здесь находится Совет I района. На углу первого переулка стоит дом в стиле позднего германского рококо; подобные дома строились здесь в конце XVIII века. Их балконы и ограды украшены узорчатыми решетками из кованого чугуна. Дом одного греческого коммерсанта (улица Фё №20), который жил тут 150 лет назад, имеет между окнами барельефы с изображением различных бытовых сцен. Дом №30 — красивый монастырь капуцинов.

В середине прошлого столетия фасад этого здания был заново отделан в неоготическом стиле. Тут же стоит монастырская церковь, она была перестроена из турецкой мечети в конце XVII века.

Венские ворота и Государственный архив

Пройдя площадь Корвина, прерывающую улицу Фё, мы подойдем к фундаментальному зданию Института народного искусства и Государственного народного ансамбля. Хотя ансамбль из­вестен и за пределами Венгрии — он гастролировал в Советском Союзе,в Китае и аападпоевропейских странах, - может быть, не лишним будет сказать о нем несколько слов. В ансамбль вхо­дят в настоящее время 56 танцоров, 70 певцов и 35 музыкантов, это самые талант­ливые представители народных дарований. Например, танцевальная группа была отобрана из 1200 молодых танцоров. Специалисты танцевального и вокального искусства разъезжают по венгерским селам и деревням с кинокамерой и магнитофоном, записывая мотивы народных песен и танцев и отбирая молодых, талантливых танцоров и певцов для ансамбля.

В возникновении и развитии венгерского народного ансамбля большую помощь оказал ансамбль Игоря Моисеева, который не раз побывал в Венгрии. Своим исполнением танцев и песен этот ансамбль оказывал благотворное влияние на венгерских артистов.

На расстоянии нескольких домов от площади Корвина, на площади Дежё Силадьи, в доме № 4 несколько лет жил Бела Барток, о чем свидетельствует мемориальная доска. Бела Барток (I881—1945) — один из крупнейших композиторов XX века и одни из выдающихся сынов венгерского народа. Он был не только превосходным композитором, но и знаменитым ученым, собирателем и исследователем народной музыки венгров, словаков, южных славян, турок и арабов. Он создал такие бессмертные произведения, как «Замок князя Синей Бороды», «Чудесный мандарин», «Варварское аллегро», «Кантата профана», «Музыка для струнных, ударных инструментов и челесты» и много других.

Домик в стиле рококо на площади Батьяньи

В годы второй мировой войны, великий гуманист предпочел жить в эмиграции, так как не хотел слу­жить гитлеровцам. Сейчас венгерский народ по достоинству оценил многогранную деятельность и великолепное творчество Бартока.

Немного дальше — площадь Батьяньи. Главным украшением площади является церковь Святой Анны с двумя куполами. Это самая красивая церковь Буды в стиле барокко. Над ее вытянутой, восьмиугольной апсидой подымается элипсообразный купол, который можно посмотреть только изнутри, так как его наружная часть скрыта под особой крышей. Статуи главного алтаря выполнены Кароем Бебо, а иконы — венским художником Францем Вагеншёном. Фрески купола над хора­ми — работа одного неизвестного старинного живописца, а фрески главного купола написаны двумя современными венгерскими художниками. Строительство церкви началось в 1740 году по итальянским чертежам неизвестного происхождения, хоры были готовы уже через год. На хроностиконе над средним окном главного фасада указана дата — 1758. Церковь стоит неподалеку от моста Кошута. Немного дальше раскинулась площадь Йожефа Бема. Здесь кончается улица Фё.

Ее венчает памятник польскому генералу Бему — легендарному полководцу времен венгерской революции 1818—1849 гг.

На южной стороне площади расположено здание Министерства иностранных дел Венгрии. С востока площадь граничит с Дунаем. Это — тихое, спокойное место, напоминающее древнюю Буду. А буквально в нескольких шагах отсюда уже слышится разноголосый шум будайского кольцевого бульвара. Оживленное движение не нарушает царящий здесь покой; повсюду на скамьях сидят матери и бабушки, вокруг них играют дети, от годовалых карапузов до тех, кто уже переступил порог первого класса средней школы.