Церковь Святой Анны

В нескольких сотнях метров от площади Йожефа Бема находится старая, романтическая будайская улица — улица Мечет, ведущая к могиле турецкого дервиша и поэта XVI столетия — Гюль Баба. Согласно народному преданию, имя Гюль Баба означает „Отец роз“. Как говорится в легенде, этот душевный и кроткий дервиш во время турецкой оккупации впервые засадил розами будайские холмы и возвышающийся над Дунаем Холм Роз (Рожадомб) получил свое наименование после того, как он засадил его розами. После смерти Гюль Бабы, наступившей в 1541 году, ему было установлено роскошное надгробие с надписью — ,,Тюрбе“, что по-турецки означает надгробный памятник. С тех пор разрушились и исчезли старый монастарь дервишей и дом, в котором когда-то жил Гюль Баба, но надгробие, воздвигнутое по указанию паши Яхья Заде Махомеда, и сейчас невредимо стоит на улице Мечет №14. Это массивное сооружение с четырьмя овальными окнами, сложенное из вырезных каменных глыб.

 

ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ
 

Внутренний город

Напротив старинного района Буды, на противоположном берегу Дуная, размещается Пешт — оригинальное сочетание старого и нового. Как мы уже говорили выше, Пешт развивался независимо от Буды. Пешт состоит как бы из двух частей. Бо­лее старой частью является то первоначальное пештское посе­ление, которое образовалось вокруг существовавшего там уже раньше римского укрепления. В XV веке оно было уже окру­жено стенами. Новой частью является так называемый новый город, который возник в XIX веке. Старая часть города, тепе­решний V район, расположенный в полукруге малого кольца, имеет свой особый колорит. Этот район (Бельварош, то есть Внутренний город) представляет собой «своеобразную смесь» обычного большого промышленного города с несколько интим­ной и, можно сказать, почти патриархальной атмосферой.

На просторной, с благоустроенным парком, площади Рузвельта возле Цепного моста в Пеште перед нами возникают картины венгерской истории. Посредине площади друг против друга стоят два памятника — Иштвану Сеченьи и Ференцу Деаку. Сеченьи (1791—1860) был смелый зачинатель крупных преобразований периода реформ в XIX веке. По его инициативе было осуществлено пароходство на Дунае и на озере Балатрн, а также построены Цепной мост и туннель. Сеченьи основал Академию наук Венгрии, перед зданием которой ему и воздвиг­нут памятник. Он первым выдвинул идею объединения городов-близнецов — Буды и Пешта. Ференц Деак (1803—1876) был министром юстиции в первом конституционном правительстве в 1848 году; с его именем связано соглашение 1867 года — ком­промисс, на который были вынуждены пойти господствующие классы Венгрии.

Самым красивым зданием в этой части города является, бесспорно, здание Академии наук, построенное по проекту бер­линского архитектора Августа Штюлера в шестидесятых годах прошлого столетия, в стиле неоренессанса. Трехэтажный сред­ний выступ стены покоится на, колоннах. Здесь расположен подъезд и большой зал, потолок которого поддерживают двад­цать четыре кариатиды; галерея опирается на колонны из каррарского мрамора. Фрески отображают сцены из истории Венгрии; автор этих фресок — Карой Лотц — был мастером алле­горической живописи.

Панорама Дуная

 

Основание Академии датируется 1825 годом. Одной из ее предшественниц было «Sodalitas Litteraria Danubiana* (Дунайское литературное объединение), которое было основано венгерскими гуманистами примерно в 1500 году по инициативе и под покровительством жены короля Уласло II — француженки Анны де Фуа. Членами этой организации в то время состояли многие выдающиеся иностранные ученые.

Напротив благородного, полного архитектурного достоинства здания Академии, на южной стороне площади начинается набережная с прекрасным парком — Дунайский проспект. Эта набережная является излюбленным местом прогулок жителей Будапешта в обеденное и вечернее время. С запада, со стороны Буды, веет речной прохладой, свежий воздух идет с гор и лесов, и на другой берег реки, где высятся башни, дворцы, где зеленеют тенистые парки — открывается вид редкой красоты.

Когда-то эту набережную украшали лучшие будапештские гостиницы, известные на весь мир. Во время второй мировой войны они были разрушены. На их месте разбиты сейчас скверы, пестрят клумбы и зеленеют газоны. Вдоль набережной расположены многочисленные рестораны и кафе. Примерно посередине ее стоит Дворец музыки (Вигадо), с самым большим бальным и концертным залом старого Пешта. Дворец музыки строился по проекту Фридьеша Фесля. Едва ли можно назвать каких-либо выдающихся музыкантов мира прошедших десятилетий, которые не выступали бы здесь. Если пройти под аркадами главного фасада, можно увидеть, что внутренняя часть здания полностью сгорела и обвалилась. Это тоже результаты войны. Дворец музыки с крылатыми фигурами и веселыми орнаментами из византийских, мавританских и венгерских мотивов производит своеобразное впечатление. План восстановления Дворца уже составлен и вскоре начнутся восстановительные работы. Дворец музыки — первая попытка создания национального архитектурного стиля в шестидесятых годах прошлого столетия. В небольшом парке перед Дворцом высится памятник советским героям-летчикам, павшим в боях за освобождение Будапешта.

Пешт (то есть нынешний Внутренний город), как и другие средневековые города, был окружен в свое время (до конца XVIII века) стенами. Поэтому улицы здесь узкие и маленькие, здания же стоят, тесно прижавшись друг к другу. Все должно было укладываться в узкие рамки городских круговых укреплений. Городские стены сейчас уже почти исчезли; на их месте возвышаются пяти-шестиэтажные дома Малого кольца, окружающего Внутренний город. Небольшие еще сохранившиеся стенные массивы отмечены мемориальными досками, как, например, на доме №28 по улице Иштвана Ференци и №13 по улице Пала Кирайи.

Южный конец набережной расширяется в площадь, на которой стоит памятник крупнейшему венгерскому поэту

Женское царство

Шандору Петефи, вождю революционных боев за свободу в 1848—1849 гг. Этот памятник — работа скульпторов Миклоша Ижо и Адольфа Гусара — изображает поэта с поднятой рукой, точно так, как он стоял, декламируя свои знаменитые стихи «Национальная песня», 15 марта 1848 года. Петефи, погибший в 1849 году в возрасте 27 лет, сейчас является самым популярным поэтом в Венгрии, его произведения читаются больше всего. Его имя — символ освободительных стремлений венгерского народа. 15 мирта 1942 года у памятника Петефи собралась большая масса народа, чтобы отпраздновать годовщину венгерской революции 1848 года и почтить память ее вождя. Торжество, организованное Коммунистической партией, которая находилась в то время на нелегальном положении, превратилось в антифашистскую демонстрацию; число демонстрантов быстро росло, и вскоре прилегающие улицы все были заполнены демонстран­тами. Так Петефи и через сто лет после своей гибели воодушевлял свой народ на борьбу за свободу. После освобождения Венгрии произведения Петефи были переведены на русский язык и на языки других народов СССР. В Советском Союзе он признан одним из самых популярных иностранных поэтов.

На этой же площади недалеко друг от друга стоят две красивые старинные церкви. Одна из них, православная церковь, была построена в конце XVIII века. Хотя ее фасад и два купола с тех пор перестраивались несколько раз, первоначальный классический стиль церкви остался неизменным. Этому не помешала даже пристройка нового портала из красного мрамора. Церковная живопись в ней исполнена венским художником Антоном Кухмейстером.

Недалеко от этой церкви стоит древнейший памятник церковной архитектуры Пешта — Собор Внутреннего города. Он построен в XII веке в романском стиле, но сейчас в этом стиле сохранилась только южная башня и сводчатые стены оригинальных хоров. После нашествия монголов и середине XIII века собор был разрушен.

Его восстановили в начале XV века уже в готическом стиле. Во время войн с турками собор был опять сильно поврежден; его нынешний фасад в стиле барокко был построен в начале XVIII века. Таким образом, история собора в какой-то мере отражает историю архитектуры,

В соборе хранится много ценных икон и статуй. Южную часть хоров украшает готическая дверь, тут же под окнами расположены 19 ниш для сидения. Последняя ниша, как бы подчеркивая универсальность архитектурного стиля собора, представляет собой турецкую молитвенную нишу, так называемый михраб, относящийся к тому времени, когда собор служил мечетью для мусульман. В подвале главного корпуса собора и Лурдской часовни, на том месте, где помещались некогда хоры оригинальной базилики, была обнаружена стена римской эпохи. Эти остатки Транс-, или Контр-Аквинкума времен Диоклетиана были использованы при постройке собора. В этом соборе, между прочим, состоялась в 1211 году пышная свадьба дочери венгерского короля Эржебет с ландграфом Тюрингии. Уместно упомянуть, что церемония свадьбы была символичной, так кик Эржебет в то время было всего лишь пять лет.

Пройдя через громадный портал под аркадами университета имени Лоранда Этвёша, мы выйдем на главную улицу Внутреннего города, на улицу Наци, где уже больше столетия сосредоточены самые лучшие магазины и салоны мод столицы. Здесь внимание туриста привлекут витрины с изящными костюмами и шляпами,

Покупки на улице Ваци

превосходными изделиями венгерских скорняков и сапожников, тут мы найдем различные изделия отечественного ювелирного ремесла, лучшие изделия кустарной промышленности и народного творчества. Улицу Ваци можно назвать вторым проспектом Внутреннего города, но этот проспект более интересный и оживленный, чем набережная. Заманчивые витрины магазинов сулят покупателям большие возможности.

Вид на улицу Ваци открывается с красивой площади, носящей имя поэта Михая Вёрёшмарти (1800—1855). В центре Площади ему поставлен мраморный памятник. На площадь выходит здание старинной кондитерской, носящей его же имя. Эта кондитерская славится во всем городе своими превосходными изделиями. За зданием кондитерской площадь Вёрёшмарти переходит в площадь Надора, на западной стороне которой находится Министерство финансов. Напротив, на углу площади Вёрёшмарти, стоит красивое старинное здание Музея новейшей истории. С северной стороны площади начинается улица Аттилы Йожефа. Эта улица получила свое название в честь известного поэта-коммуниста Аттилы Йожефа, который продолжил революционные традиции Петефи и Ади в тяжелые времена фашистского господства. Он трагически погиб в 1937 году, но его произведения и по сей день служат народу. Многие из его стихотворений напечатаны и на русском языке в переводе выдающихся советских поэтов. Улица Аттилы Йожефа ведет к красивой озелененной площади Энгельса. На этой площади находитси центральная станция автобусов дальнего следоваими и выставочные залы Национального салона.

Национальный музей

Но вернемся па улицу Ваци, lВ одном из отходящих от нее переулков, на углу улицы Галамб и Барнабаша Пешти, стоит низкий двухсотлетней давности дом в стиле барокко. Это так называемый дом Петерфи, где в настоящее время помещается «Столетгяя гостиница». Рядом с ней находится выставочный зал Фонда изобразительных искусств. Выставочный зал носит имя Иштвана Чока, который еще и сейчас, в девяностолетнем возрасте, полон творческих сил и работает над своими картинами.

На перекрестке улицы Ваци и улицы Сабадшайто (Свободной печати) расположена площадь Марциуш 15 (15 марта), а немного дальше оживленная площадь Фелсабадулаш (Освобождения). Некоторые на улиц, отходящих от этой площади, настолько узки, что карнизы противоположных домов почти соприкасаются друг с другом. Здесь на каждом шагу встре- чаются кафе и закусочные. В старинных, сумрачных погребках приятно посидеть за стаканчиком венгерского вина или пива и закусить превосходными блюдами венгерской кухни.

От площади Освобождения на восток отходит улица Лайоша Кошута, которая затем переходит в улицу Ракоци. С улицы Лайоша Кошута открывается вид на продолговатую площадь, на которой среди высоких современных домов стоит церковь францисканского ордена, построенная в стиле барокко. Во время турецкого господства на этом месте возвышалась мечеть. Барельеф на уличном фасаде церкви изображает большое наводнение 1838 года. Отметка на стене показывает, какого высокого уровня достигла тогда вода в этом месте. Недалеко от церкви, на улице Лайоша Кошута, блестит витринами новый магазин, который за короткое время стал излюбленным местом покупателей, это универмаг «Пионер».

Недалеко от улицы Лайоша Кошута, на улице Варошхаз (Ратуши) возвышаются два громадных здания — старое здание Совета Пештской области, построенное в классическом стиле, и здание Городского Совета, построенное в стиле барокко.

Петефи на лестнице Национального музея в день 15 марта 1848 года

Строительство здания Совета Пештской области относится к первой половине XIX века. Во время второй мировой войны оно было повреждено, однако, как и другие здания государственных учреждений и архитектурные памятники, было восстановлено. Ряд массивных колонн, карнизов, украшенный розеткой, и тимпан составляют его фасад. Во дворе стоят красивые статуи стиля ампир.

Фундамент здания Городского Совета был заложен примерно в 1710 году Фортунати да Прати и Йоханном Хельблингом. Удлиненный фасад имеет 47 окон и украшен пятью выступами. Это здание с несколькими дворами, выходящими на пять улиц, было первоначально предназначено для дома инвалидов на четыреста человек. Поэтому в нем имелась даже своя церковь. Церковная башня еще видна за средним выступом фасада, но сама церковь была перестроена после роспуска монашеских орденов Йожефом II.

Особенно красив в этом здании портал: тимпан опирается на тосканские колонны. Строительство комплекса зданий Городского Совета завершено архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли; теперь его именем названа соседняя площадь, на которой стоит церковь ордена францисканцев-сервитов.

Во дворе здания Городского Совета установлена статуя Эндре Шагвари, одного из руководителей молодежного антифашистского движения, развернувшегося в Венгрии во время второй мировой войны. Молодой руководитель-коммунист был убит во время перестрелки с полицией.

От площади Мартинелли до площади Освобождения, параллельно улице Ваци, идет улица Шандора Петефи с множеством богатых магазинов и с большим зданием Центрального почтамта.

Узкая, коротенькая уличка Пильвакс соединяет улицу Варошхаз с улицей Ваци. На этой уличке находится кафе и ресторан «Пильвакс», известный своей превосходной кухней. Этот ресторан имеет интересное историческое прошлое. «Пильвакс» в сороковых годах прошлого столетия был главной квартирой революционной венгерской молодежи. В тот день, когда до Пешта дошли известия о восстании в Вене, послужившем сигналом к пештской революции, именно тут собрались руководители молодежи. Здесь Шандор Петефи встретился со своими товарищами 15 марта 1848 года.

Нынешний ресторан «Пильвакс» стоит на месте бывшего когда-то кафе. На стенах ресторана и в его витринах можно увидеть множество интересных революционных реликвий.

Но продолжим прогулку по старинным улицам Внутреннего города. Через улицу Эдьетем (Университетская) мы попадем на площадь Эдьетем (Университета). Здесь мы увидим много домов в стиле ампир и в романском стиле. Здесь же находится и здание Библиотеки университета, в богатом фонде которой хранятся различные экземпляры первых печатных изданий. Невдалеке от площади Университета возвышается дворец Каройи, красивое здание в стиле венгерского классицизма. Сейчас здесь размещен Литературный музей им. Петефи. Церковь на площади Университета была построена орденом святого Павла в начале XVIII века и является одним из самых замечательных архитектурных памятников Будапешта в стиле барокко. Над каменным порталом церкви колонны держат балюстраду с вазами и детскими фигурками. Очень красив главный вход с богатым резным орнаментом. Возле церкви находится центральное здание Университета имени Лоранда Этвёша, построенное в стиле необарокко.

Через переулок мы можем вернуться на улицу Ваци. Посмотрим на дом №43. Это здание средней школы. На этом доме обращает на себя внимание мемориальная доска. На ней изображен шведский король Карл XII, побывавший здесь в 1714 году. На стене дома №46 мы тоже заметим мемориальную доску. На ней написано, что в этом доме провел последние годы своей жизни великий венгерский поэт, «буревестник революции», Эндре Ади.

Соседняя улица, Сербская, относилась когда-то к сербскому району города. Тут стоит православная церковь в стиле барокко. Ее купол высоко взметнулся вверх. Между контрфорсами наружных стен стоят сербские надгробные памятники. Через красивый портал стиля позднего германского рококо можно пройти в церковный сад. На этой же улице находится монастырь бывшего ордена Святой Клариссы, на истории которого следует остановиться. В конце XVIII века здание монастыря было превращено в больницу, в XIX веке — в ломбард, а в XX — в высшее экономическое учебное заведение. Это учебное заведение после освобождения Венгрии получило новое красивое здание возле моста Свободы. В старом же здании монастыря, перестроенном Миклошем Иблем, находится теперь одна из лабораторий Политехнического института.

Мы еще долго могли бы гулять по старинным уличкам Внутреннего города, но нас ограничивает время. Минуя остатки бывшей городской стены, где когда-то стояли Кечкеметские городские ворота, пройдем на площадь Кальвина. Тут стоит реформатская церковь, построенная в классическом стиле. Поблизости, на месте стоящего теперь здесь шестиэтажного дома, в прошлом столетии находился трактир «К двум пистолетам», в котором, говорят, Берлиоз слушал песни куруцев — венгерских бойцов за свободу. Эти мелодии легли в основу его знаменитого произведения — «Марша Ракоци».

По соседству с площадью Кальвина находится улица Самуэли, получившая свое название в память Тибора Самуэли, народного комиссара Венгерской Советской Республики. Тибор Самуэли и на фронте и в тылу был одним из организаторов борьбы против контрреволюции. В середине мая 1919 года он на самолете пересек фронт и прибыл в Москву, чтобы доложить Ленину о положении революции в Венгрии. Из Москвы он привез послание Ленина, известное под заглавием «Привет венгерским рабочим». «Вы ведете единственно законную, справедливую, истинно революционную войну, — писал Ленин, — войну угнетенных против угнетателей, войну трудящихся против эксплуататоров, войну за победу социализма. Во всем мире все, что есть честного в рабочем классе, на вашей стороне. Каждый месяц приближает мировую пролетарскую революцию». (Ленин, том 29, стр. 361).

Через площадь Кальвина проходит Малое кольцо, дугой охватывающее Внутренний город. Сто лет назад оно замыкало город, являясь его границей. За ним когда-то начиналась песчаная равнина; сейчас в этом месте к нему прилегает широкий проспект, по которому идет оживленный уличный поток.

Исторические памятники придают Малому кольцу своеобразный характер. Недалеко от площади Кальвина, вблизи Дуная, находится центральный крытый рынок. Рядом с ним, на побережье, стоит здание в стиле неоренессанса — Экономический институт. С другой стороны площади Кальвина возвышается украшенное колоннадой здание Национального музея, работы выдающегося венгерского архитектора Михая Поллака. В саду музея стоят статуи венгерских поэтов: Яноша Араня, Даниеля Берженьи, Кароя и Шандора Кишфалуди. Музей, вокруг которого сегодня весело играют дети, а студенты будапештского «Латинского квартала» готовятся к занятиям, пробуждает воспоминания о великом общественном подъеме XIX века, о прогрессивной эпохе венгерских реформ, о движении за независимость, за освобождение от габсбургского деспотизма. С лестницы этого музея огласил Шандор Петефи 15 марта 1848 года свое революционное воззвание, «Национальную песню». Отсюда были провозглашены двенадцать пунктов, в которых нация требовала своих прав, тут началось движение за отмену цензуры и предоставление свободы политическим заключенным. Все это было началом революции.

В здании музея размещена крупнейшая библиотека страны, названная по имени ее основателя Ференца Сеченьи Государственной библиотекой имени Сеченьи. Здесь хранятся известные венгерские «корвины», то есть художественно оформлен­ные кодексы, написанные при дворе Матиаша Корвина.

Напротив музея расположен ансамбль зданий будапештского университета. Мы уже говорили об университете и будем о нем говорить еще не раз, так как его здания разбросаны по всему городу.

Университет Будапешта основан свыше трехсот лет тому назад. Он был и является до настоящего времени форпостом венгерской культуры и научной жизни страны. Лоранд Этвёш (1848—1919), выдающийся венгерский физик, именем которого назван университет, был одним из многих знаменитых ученых, которые вели в университете научную работу и читали тут лекции. Особенно большой известностью в университете пользовался медицинский факультет: достаточно вспомнить фамилии признанных во всем мире обоих Ленхошшек или Кораньи, или вспомнить хотя бы о достижениях будапештской хирургической школы.

Университет получает всестороннюю помощь от народно-демократического правительства. В старых и новых институтах и лабораториях работает много опытных и известных ученых. Вместе с ними трудится и талантливая молодежь, стремящаяся разрешить многие научные проблемы. Исследовательской и педагогической деятельностью руководят ученые, пользующиеся мировой известностью. Значение университета все более и более возрастает. Ведь теперь в нем учатся самые талантливые сыны и дочери венгерского рабочего класса, трудового крестьянства и интеллигенции.

Академия наук

Если мы выйдем за ворота университета и повернем направо, то окажемся в одном из самых оживленных мест столицы — на перекрестке улицы Лайоша Кошута, Малого кольца и улицы Ракоци. Следуя дальше, мы дойдем до площади Мадача, где увидим комплекс современных, высоких жилых домов, а немного дальше Базилику, самый большой собор столицы. Он стоит на проспекте Байчи-Жилински, названного именем одного из руководителей и героев венгерского антифашистского движения. Хотя здание Базилики воистину грандиозных размеров, оно удивительно гармонично. Базилика строилась во второй половине прошлого столетия и названа именем первого короля Венгрии — собором Иштвана Святого. Купол собора высотой почти в сто метров и две башни возвышаются над всеми другими строениями. Строительство Базилики было начато Йожефом Хильдом в классическом стиле, но впоследствии было закончено уже в стиле неоренессанса. Фрески и алтари расписаны самыми известными венгерскими художниками конца прошлого столетия: живописцами Мором Таном, Берталаном Секеем, Дыолой Бенцуром, Кароем Лотцем и скульпторами Алайошем Штроблем и Яношем Фадрусом.

Идя от Базилики по направлению к площади Маркса до улицы Алкотмань (Конституции), мы попадаем в квартал, где расположены органы правосудия. Здесь находится Будапештский городской и областной суд. До освобождения Венгрии Будапештский суд в здании по ул. Марко выносил приговоры. Перед его коллегиями было проведено много, заранее подготовленных, позорных политических процессов. Здесь были приговорены к смертной казни 29 июля 1932 года руководители Коммунистической партии Имре Шаллаи и Шандор Фюрст.