У одного из самых оживленных пунктов Будапешта, у площади Маркса, Малое кольцо встречается с Большим водьдом.

Парламент

 

Парламент и административный район

На пештском берегу Дуная, между мостом Кошута и мостом Маргит, стоит величественное здание венгерского Парламента.

Парламент был построен в период с 1884 по 1904 год и считался в то время одним из крупнейших зданий мира. Его проектировал венгерский архитектор Имре Штейндль в неоготическом стиле. Среднюю часть здания занимает большой зал с куполом; в двух боковых крыльях размещены залы заседаний. С дунайской стороны в центре фасада тянется лоджия с колоннами и аркадами, за которыми расположены читальные залы, гостиные и столовые. Если, облокотившись о каменный парапет лоджии, посмотреть по направлению к Дунаю, перед нами откроется чудесная панорама города; вдали, на другом берегу Дуная, высится Крепостная гора со средневековыми сооружениями, а перед ней — стройные мосты, перекинутые через реку. Расширяясь, лоджия переходит в просторную террасу, от которой вниз к воде спускается широкая лестница. Это чрезвычайно романтическое место неизменно привлекает влюбленных, предпочитающих уединение. Эта тихая каменная набережная как будто создана для них.

Длина здания Парламента 265 метров, наиболее широкое место — 123 метра, высота — 27 метров. Высота купола — 96 метров. В центральном зале стоят на постаментах статуи венгерских королей и трансильванских князей. Купол окружен двумя большими и двадцатью малыми готическими башенками. По карнизам, между башенками и колоннами, стоят 253 фигуры исторических деятелей. 18 внутренних дворов пролегают между парламентскими зданиями, 27 лестниц приглашают подняться на верхние этажи и более ста залов гостеприимно приютят Вас. Для покрытия лестниц и залов

Памятник Ракоци

Парламента позолотой потребовалось более 200 килограммов золота. Залы украшены фресками и произведениями живописи работы венгерских художников конца прошлого столетия. В их числе — великолепная картина венгерского художника-реалиста Михая Мункачи — «Завоевание страны», изображающая приход венгров на территорию теперешней Венгрии в IX веке.

В здании Парламента проводятся заседания Государствен­ного собрания, заседает Президиум Венгерской Народной Республики и размещается Совет Министров. Богатая библиотека Парламента была когда-то доступна только депутатам нижней и верхней палат. Теперь она открыта для всех.

Обращенный к городу фасад здания выходит на площадь Лайоша Кошута. Бронзовые львы у парадного входа обращены к памятникам двух всемирно известных политических деятелей: Лайоша Кошута и Ференца II Ракоци, героев борьбы за национальную независимость и свободу венгерского народа.

Ференц II Ракоци (1676—1735) происходил из знатной аристократической семьи. Он был признанным вождем освободительной войны куруцев (1703—1711) против Габсбургов. Лайош Кошут был организатором и вождем революции 1848 года и освободительной войны 1848—1849 гг. В апреле 1849 года, после свержения Габсбургов, он был избран правителем Венгрии. Князь Ракоци с гордо поднятой головой сидит верхом на коне.

Лайош Кошут обращается к народу с гранитного пьедестала. У этого памятника есть своя история. На том же месте некогда стоял памятник, изображающий Кошута в момент прощания со своими приверженцами после поражения революции. Соответственно моменту, памятник изображал группу поникших в печали людей. После второй мировой войны народ потребовал другого памятника, который бы показал истинного Кошута — несгибаемого воина и героя революции. Поэтому несколько лет назад старый памятник был снят, и сейчас площадь украшает одухотворенная, красивая фигура Кошута. Новый памятник сделан по проекту скульпторов Кишфалуди-Штробля, Кочиша и Унгвари.

Разрушенный цепной мост

Здание Парламента и окружающий его район с площадью Лайоша Кошута и с прилегающими к ней улицами является сосредоточием политической жизни города. На улице Академии находится здание Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии. Вблизи Парламента размещена большая часть министерств. Кроме того, тут же находятся судебные учреждения, Национальный банк и внешнеторговые организации. На площади Кошута напротив Парламента стоят здания Венгерской национальной галереи и Министерства земледелия.

Здание Венгерской национальной галереи было построено в конце прошлого столетия в стиле итальянского необарокко. Его карниз украшают статуи, в том числе над входом статуя мчащейся триги. Огромное впечатление производит даже лестница этого прекрасного здания. В здании Венгерской национальной галереи находится Институт истории партии.

Здание Министерства земледелия построено во второй половине XIX века. Вдоль нижнего этажа тянется более двадцати сводчатых аркад. На выступе фасада этажи соединены мощными коринфскими колоннами.

Но перейдем на соседнюю Сабадшаг тер (площадь Свободы). Сквер в центре площади, напоминающий сплошной цветник, окружен великолепными памятниками архитектуры. Особенно красива северная, узкая сторона площади, имеющая форму полукруга и создающая удивительную гармонию с памятником советским героям, построенным в 1945 году. Расположенное здесь же здание Венгерского национального банка, главный фасад которого обращен на другую улицу, — образец венгерского стиля сецессии. Этот стиль был создан в последние годы прошлого столетия. Многовековые традиции при постройке крестьянских домов с зубчатыми крышами и пестрыми галереями были перенесены на это монументальное здание, карниз которого оформлен прихотливой волнистой линией, а фасад покрыт пестрой майоликой. Подобное архитектурное новшество в то время казалось безвкусицей. Но теперь мы только рады, что сохранились хоть некоторые памятники национальной архитектуры; эти здания придают всей округе особый колорит.

На южной стороне площади стоит здание новейшей постройки. Это Министерство металлургии и машиностроения.

На площади Свободы, с дунайской стороны, возвышается здание бывшей биржи. Теперь здесь помещается Дом техники и Венгерская центральная телевизионная станция.

Новый цепной мост

Эта часть города, с которой мы сейчас Вас знакомим, называется Новый город. Он начал создаваться в начале XIX века, когда столица расширялась в северном направлении. До этого на месте теперешней площади Свободы стояло пресловутое «Новое здание». Оно служило наполовину казармой, наполовину тюрьмой. После поражения революции 1848—1849 гг. этот угрюмый и отвратительный великан стал тюрьмой, местом заточения лучших венгерских патриотов. У его задней стены в 1849 году был казнен Лайош Батьяньи, председатель первого национального венгерского правительства. Тут были казнены Мечислав Воронецкий, полковник польских уланов, которые добровольно принимали участие в революционных боях, Петер Жирон, комендант венского легиона «Мертвая голова», французский капитан Шарль д’Абанкур, адъютант генерала Дембинского и многие другие. «Новое здание» было снесено в 1898 году, и на его месте теперь раскинулась площадь Свободы. Там, где некогда царствовала смерть, теперь горит неугасимая лампада жизни.

На берегу Дуная

Улицы, радиально расходящиеся от площади Свободы, носят имена тех генералов, которые после подавлёния революции 1848—1849 гг., несмотря на протесты всего культурного человечества, были казнены по приказу венского двора.

На улицах, начинающихся у южной части площади, находится несколько домов, построенных в классическом и романском стилях.

На улице Надор в доме №9, построенном в 1826 году, находится теперь важнейшая организация внутриэкономической жизни страны — Государственное плановое управление. Овальный вестибюль этого дома украшен аллегорическими фигурами. Поблизости (улица Надор №5) стоит здание бывшей гостиницы «К тигру», откуда до постройки железной дороги отправлялись почтовые кареты в Вену. Эти кареты представляли собой специально приспособленные венгерские крестьянские повозки, с «головокружительной быстротой» перевозив­шие пассажиров в австрийскую столицу.

Во дворе этого дома — как и во дворах многих домов этого района — можно увидеть красивый старинный колодец из красного мрамора.

 

Большое кольцо

Большое кольцо (Надькёрут) кружит по городу широкой Пестрой лентой. Оно проходит по плотно населенным и разнохарактерным районам столицы, образуя огромный эллипс (один Пештский сектор тянется больше чем на четыре километра). Кольцо — это основная «артерия» столицы.

Ресторан на Дунае

Дома, стоящие по обеим сторонам Кольца, не превышают шести этажей. Большинство этих домов построено в конце прошлого столетия.

Начнем нашу прогулку по Кольцу с площади Борарош, с пештской стороны у моста Петефи.

Площадь Борарош является важным узловым пунктом столичного движения. Здесь, в частности, находится конечная станция электрической железной дороги, связывающей центр с заводским районом Чепель, и проходит несколько автобусных и трамвайных линий. Недалеко от Кольца начинается один из старых кварталов города — Ференцварош. В этом квартале полностью сохранился колорит XIX века. В переулках, примыкающих к оживленному, шумному участку Кольца, царит необыкновенная тишина. Во всем чувствуется какой-то особый уют, можно даже сказать, интимное своеобразие провинциального городка. В тени высоких стен домов и глухих заводских оград ютятся крошечные площади и одноэтажные домики.

Следующий сектор Кольца ведет нас через Йожефварош. Хотя в этом районе столицы и сохранилось много от прошлого века, все же общая картина здесь совсем иная, чем в Ференцвароше. Клиники, больницы и научные институты придают этому району облик «университетского квартала». В Йожефвароше, на улице Иллеш, расположен Университетский ботанический сад.

Итак, продолжим нашу прогулку по Большому кольцу. Картина меняется поразительно быстро, и мы внезапно попадаем в самый центр города. Кольцо, носившее до этого наименование проспект Йожефа (Йожеф кёрут), переходит здесь в проспект Ленина (Ленин кёрут) и пересекает в этом месте проспект Ракоци, то есть продольную ось Пешта. Здесь уже необыкновенно оживленное движение.

Кафе «Хунгария»

На этом месте нашему взору предстанет монументальное здание Народного театра, одного из ведущих театров Венгрии. Здание театра, построенное в стиле ренессанса, выходит фасадом на площадь, носящую имя самой известной драматической артистки этого театра — Луйзы Блаха, завоевавшей себе неувядаемую славу игрой в венгерских народных пьесах. В фойе и в вестибюле театра можно увидеть портреты самых выдающихся драматургов и артистов театра. Небольшая скамейка у входа для актеров является излюбленным местом для охотников за автографами, а башенка с часами напротив — для влюбленных парочек.

В репертуаре Народного театра представлена как классическая, так и современная драматургия венгерских и иностранных авторов. Классическая драма венгерского драматурга Йожефа Катона «Бан Банк» и пьесы, изображающие сегодняшнюю жизнь Венгрии, ставятся в Народном театре наряду с произведениями Гёте, Шиллера, Шекспира, Мольера, Горького и Бернарда Шоу.

Описываемый квартал является одновременно и центром венгерской печати и книгоиздательства. В новом здании, выходящем своим белым каменным фасадом на три улицы, печатается и издается наиболее распространенная газета страны — центральный орган Венгерской социалистической рабочей партии — «Непсабадшаг» (Народная свобода). В вестибюле этого здания можно увидеть мемориальную доску, посвященную первому главному редактору нелегальной газеты «Сабад неп» - Ференцу Рожа. Первый номер этой подпольной газеты вышел во время второй мировой войны — 1 февраля 1942 года. Пламенные слова передовой статьи газеты призывали народ Венгрии восстать против фашистского гнета, бороться за мир и свободу. Полиции Хорти удалось выследить организаторов газеты. Ференц Рожа был арестован, брошен в тюрьму и замучен фашистскими палачами. После освобождения страны день 1 февраля, день зарождения газеты «Сабад неп», был объявлен Днем венгерской печати.

Консерватория

На углу кольцевого проспекта и улицы Дохань стоит пятиэтажный «Дворец печати», в котором помещаются редакции более двадцати газет и журналов, а также несколько государственных издательств. В этом же доме недавно вновь открылся знаменитый кафе-ресторан «Хунгария», с незапамятных времен посещаемый преимущественно художниками и журналистами. В конце прошлого столетия здесь писали свои сочинения и вели литературные дискуссии Эндре Ади, Михай Бабич, Дежё Костоланьи, Фридьеш Каринти, Ференц Мольнар, Жигмонд Мориц И другие знаменитые поэты и писатели того времени. Ресторан и по сей день является местом встреч писателей, журналистов и художников. Здание ресторана строилось по проекту архитектора Алайоша Хаусмана — зодчего бывшего Королевского дворца. Потолок в нем украшен фресками и позолоченным орнаментом, он опирается на оригинальные витые колонны. Ресторан «Хунгария» посещается, как правило, и иностранцами, которых привлекает сюда отличная венгерская кухня, в частности, паприкаш из курицы, жаркое на деревянном блюде, трансильванский гуляш и сегедская уха.

В районе перекрестка проспектов Ленина и Ракоци сосредоточено большое количество кафе, эспрессо, ресторанов и других мест развлечений. «Эспрессо» — это уютное кафе, обставленное на итальянский манер, где посетителям в любое время по сравнительно дешевой цене быстро подается душистый и крепкий черный кофе. По соседству с рестораном «Хунгария», на улице Дохань, находится известный ресторан «Кулач» (Фляжка), оборудованный в национальном стиле. На углу проспектов Ленина и Ракоци находится выстроенный по последнему слову техники продовольственный магазин — «Кёзерт». «Кёзерт» — это

Театр Народной Армии

сокращенное слово от собирательного названия государственных продовольственных магазинов. С ним мы часто будем встречаться в течение наших прогулок по городу. Есть еще одно родственное с этим наименованием слово, а именно «Чемеге», что означает «Гастроном». Мы можем встретить еще и другие сокращенные надписи на вывесках и витринах, например «Рёльтекс» (галантерейный и текстильный магазин), «Апис» (государственный писчебумажный магазин) и многие другие.

Транспарант на углу улицы Вешеленьи привлекает наше внимание к драматическому театру имени Мадача, расположен­ному в 200 шагах от Большого кольца на площади Изабеллы.

Этот театр был перестроен и заново оборудован. На углу проспекта Ленина и улицы Доб стоит дом, построенный в конце прошлого столетия. На нем прикреплена мемориальная доска с надписью: «Йокаи удвар» (двор Йокаи). В этом доме жил и умер великий венгерский писатель Мор Йокаи (1825—1904). На улице Доб, недалеко от Кольца, возвышается восьмиэтажное здание Министерства путей сообщения и почты, в котором помещается также известный среди филателистов Музей венгерских почтовых марок.

Стоит побывать на улице Маяковского и уделить внимание старым сто- и двухсотлетним домам с крохотными дворами, с темными, узкими коридорами и лестничными клетками. Переулочки улицы Маяковского также очень узкие и кривые. Они производят впечатление настоящего лабиринта, в котором очень легко заблудиться.

Невдалеке от Большого кольца возвышается здание Музыкальной академии (Консерватории) имени Ференца Листа. Над порталом привлекает внимание статуя Ференца Листа — основателя и первого президента Академии.

В этом учебном заведении с 1907 по 1939 год музыкальным образованием руководил профессор Бела Барток. В настоящее время этим руководит Золтан Кодай.

Мимо консерватории, пересекая бульвар, проходит улица Маяковского, названная именем популярного и в Венгрии великого советского поэта. Продолжением улицы Маяковского является аллея Горького. Эта прекрасная аллея свидетельствует о большой любви венгерского народа к Максиму Горькому. Больше чем полвека назад, в 1903 году, на сцене Будапештского драматического театра была впервые поставлена пьеса Горького «На дне». С тех пор произведения М. Горького хорошо знает и любит венгерский народ. Они издаются и переиздаются на венгерском языке огромными тиражами. В последние годы венгерские писатели успешно инсценировали его роман «Мать», который с тех пор не сходит со сцены Национального театра.

В конце аллеи Горького, вблизи Городского парка, расположен Дом Венгеро-Советской Дружбы. В этом дворце находятся клуб Общества Венгеро-Советской Дру­жбы и филиал библиотеки им.Горького, где интересующиеся могут найти русские и советские Книги на русском и других языках.

Основной фонд библиотеки им. Горького находится в Белвароше, на ул. Мольнар №11. Делу популяризации русского языка и советской культуры в Венгрии служит расположенная неподалеку от аллеи Горького, на улице Абоньи, русская гимназия, где обучение в значительной степени ведется на русском языке. Кроме русского языка, ученики основательно изучают здесь русскую и советскую литературу, а так же географию и историю Советского Союза. Кроме школы на ул. Абоньи, в Будапеште еще пять гимназий, где ученики специализируются по русскому языку.

В конце аллеи Горького, у Городского парка, со времени освобождения образовался буквально район профсоюзов. Здесь возвышается здание профсоюза строительных рабочих, названное именем героически погибшего венгерского коммуниста Ференца Рожа. Кроме того, здесь возвышается и здание Центрального Совета венгерских профсоюзов. В этом районе находятся еще здания профсоюзов шахтеров, работников химической промышленности, работников пищевой промышленности, педагогов, работников искусства и пр.

Продолжая свой путь по проспекту Ленина, мы дойдем до площади 7 Ноября (Новембер 7 тер). На этой площади, называвшейся ранее соответственно ее геометрической форме «Октогон», много больших магазинов, кафе и эспрессо. Дом №67. по проспекту Ленина своей архитектурой напоминает итальянский дворец Палаццо Строцци во Флоренции. Первый этаж этого дома занимает большой, празднично убранный зал. Здесь помещается учреждение, где заключаются браки, этажом выше расположено общество «ИБУС» (Интурист). На площади 7 Ноября находится самый большой диетический ресторан столицы — «Аббазия».

На углу проспекта Ленина и улицы Сонди находится гостиница «Беке» (Мир). Через вестибюль гостиницы мы попадем в самую великолепную кондитерскую столицы. В ее отделанном черно-белыми плитами и роскошно обставленном зале всегда можно встретить много иностранных туристов.

У площади Маркса мы подойдем к последнему участку Большого кольца на пештской стороне. Тут перед нашими глазами предстанет здание Западного вокзала (Ныогати паяудвар). Вокзал был построен в 1877 году французским архитектором де Серром. В конце прошлого столетия вокзал назывался «Австрийским вокзалом», так как отсюда отправляются поезда на Вену. 15 июля 1846 года с этого вокзала в Вену отправился первый венгерский поезд.

Вид с Кровавого Поля на крепостной холм

На площади Маркса Большое кольцо соединяется с Малым. Участок Большого кольца, ведущий к Дунаю, называется проспектом Иштвана Святого (Сент Иштван кёрут). Здесь однообразные ряды жилых домов прерываются лишь зданием театра Венгерской народной армии, построенном в изящном стиле необарокко. В свое время этот театр назывался театром комедии; здание театра было возведено по проекту архитекторов Фельнера и Хельмера в 1896 году. Когда к концу второй мировой войны отступающие фашистские войска превратили Будапешт в театр военных действий, это здание сгорело дотла. В 1952 году театр был заново отстроен. В этом районе в период осады Будапешта происходило большое сражение. Это сражение, между прочим, описано в романе Белы Иллеша «Битва у Театра Комедии».

Две параллельные улицы, начинающиеся у проспекта Иштвана Святого, носят имена Имре Шаллаи и Шандора Фюрста, которые 25 лет тому назад были одними из руководителей компартии Венгрии, бывшей тогда в подполье. В тревожные годы мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., совершенно расстроившего и венгерскую экономику, партия руководила движением венгерских трудящихся против деспотизма и «политики голода» хортистского режима. Шаллаи и Фюрст были схвачены полицией и летом 1932 года приговорены к смертной казни. Венгерский народ чтит их как героев, павших в великой борьбе за свободу.

Недалеко отсюда проходит улица, названная по имени великого русского революционного демократа Герцена. Герцен глубоко симпатизировал венгерскому народу и в своих трудах не раз писал о борьбе венгерского народа за свое освобождение.

Во время лондонской эмиграции Герцен поддерживал связь с Лайошем Кошутом и с некоторыми другими представителями венгерской эмиграции. «Во время моего пребывания в Лондоне,— отмечал Лайош Кошут в своих мемуарах, — мне часто приходилось наслаждаться остроумными и поучительными высказываниями Герцена. Дружеские отношения между нами и нашими семьями принадлежат к моим лучшим воспоминаниям».

Московская площадь

До берега Дуная, до моста Маргит, осталось теперь несколько шагов. Здесь кончается пештский участок Большого кольца.

За мостом Маргит, на холмистой местности Вуды, Кольцо в своем продолжении уже не образует правильного полукруга. В Буде, перед мостом, в нескольких шагах от берега возвышается Холм роз (Рожадомб), с множеством особняков, окруженных садами. Тут дорога раздваивается. Правая ветвь ведет через древний город Обуду и переходит в венскую магистраль. Дорога, идущая влево, проходит через котловину между Крепостной горой и Холмом роз, мимо церкви францисканцев, построенной в стиле барокко.

Недалеко отсюда протянулась улица Лео Френкеля — одного из пионеров венгерского рабочего движения. Лео Френкель (1844—1896) примкнул к рабочему движению еще в молодости. Долгое время он жил во Франции и в дни Парижской коммуны был народным комиссаром общественных работ. После падения коммуны он поселился в Лондоне, где поддерживал связь с Карлом Марксом. Вернувшись в Венгрию, он вскоре стал активным деятелем венгерского рабочего движения: издавал рабочую газету и был одним из основателей социалистической партии.

Летний ресторан в Буде

Улицу Лео Франкеля пересекает Мартирок утья (проспект Мучеников). Этот проспект называется так потому, что в течение двадцати пяти лет между двумя мировыми войнами множество венгерских патриотов страдало и погибло здесь, в угрюмом здании военной тюрьмы. После подавления Венгерской Советской Республики тут томились и руководители и рядовые борцы венгерского рабочего движения. Многие из них были казнены во время белого террора по приговорам военно-полевых судов, но некоторые были спасены Советским правительством при обмене пленными в 1920—1923 гг. Так удалось спасти, например, Дежё Боканьи, народного комиссара Венгерской Советской Республики. В последующие годы вплоть до освобождения Венгрии Советской Армией новые и новые мученики страдали и гибли в этой тюрьме. Во время второй мировой войны здесь умер Золтан Шёнгерц, здесь пытали Эндре Байчи-Жилински и многих других патриотов — коммунистов и беспартийных, которые боролись за независимость Венгрии, за свободу трудящегося народа.

 В бывшей тюрьме сейчас находится предприятие по проектированию силовых установок. Напротив видна уцелевшая часть будайской крепостной стены. На ней укреплена мемориальная доска. Проспект мучеников кончается у Московской площади. Площадь — один из важнейших узловых пунктов трамвайного и автобусного сообщения не только Буды, но и всей столицы. Улицы и шоссе расходятся отсюда по всем направлениям, и вверх — к старой крепости, и вниз — к Дунаю, и к окраинам города, к многочисленным местам для экскурсий.