К северу от Веспрема, в широкой лощине, лежащей высоко в Баконьских горах, у железнодорожной линии Дьёр—Веспрем, расположен городок Зирц. Протянувшаяся туда горная железная дорога идет мимо красочных пейзажей Западной Венгрии. Уже издали бросаются в глаза белые башни Зирцского аббатства. Когда-то здесь росли густые леса и среди них французские монахи — цистерцианцы построили в XII веке свой монастырь. Основанное в 1182 году аббатство было названо Нова Клараваллис от латинского названия французского местечка Клерво. В течение двадцати лет в девственном лесу велись работы по строительству церкви и монастыря. И вот в лесной глухомани выросли замечательные, построенные с французским изяществом здания. Теперь от великолепного трехнефного строения осталось всего лишь несколько колонн у монастырской стены, которые и сейчас еще дают представление о красоте церкви.

Зирцское аббатство.

В Зирце имеется ценная библиотека в 60 000 томов, в которой хранятся 646 рукописей и 70 книг, изданных в первые годы книгопечатания. Книжный фонд находится в ведении Будапештской библиотеки имени Сеченьи.

В бывшем английском парке аббатства, занимающем 23 гектара, находится один из красивейших ботанических садов страны. На этом сохранившемся в девственном состоянии клочке Баконя растет более 400 различных видов деревьев и кустарников. На лужайках стоят раскидистые деревья-великаны: плакучие ивы со спускающимися почти до самой земли серебристыми ветвями, высоченные ели, вековые дубы, экзотические декоративные растения и редкие представители флоры далеких континентов. Одно из старейших деревьев парка — дуб. Он растет здесь с XVI века.

В Баконьском лесу: ручей Цуха

В Зирце, в этом старинном городе венгерской культуры, в 1818 году родился Антал Регули, знаменитый языковед, своей деятельностью во многом продвинувший спор о происхождении финно-угорских языков и своими путешествиями способствовавший развитию венгеро-русских культурных связей. Регули в период 1839—1841 годов, живя в Финляндии, работал над сравнением финского и венгерского языков. В 1842 году он при содействии Академии наук Венгрии поехал в Россию. После короткого пребывания в Петербурге Регули переехал на Урал. Там он изучал сначала языки удмуртов и башкиров, затем жил за Уралом в поселке, населенном вогульской народностью (манси). В 1844 году он побывал в таких районах, где до него не ступала нога ни одного исследователя. Он записал много вогульских песен и преданий, а так­же составил небольшой словарь их языка. В 1846 году Регули жил и работал сначала среди хантов, а потом среди марийцев и мордвы. В том же году он вернулся в Петербург и составил карту тех мест, где ему пришлось побывать. В 1848 году возвратившись в Венгрию, он научно обобщил и систематизировал собранный материал.

Поезд из Зирца через красивую долину Цуха доставит нас в село Паннонхальма.

Здесь на высоком холме стоит монастырь, напоминающий , крепость. Его история уходит в далекое прошлое. Монастырь был построен князем Тезой, отцом Иштвана I, почти тысячу лет назад (в 996 году). В 1225 году и монастырь и монастырская церковь были перестроены в готическом стиле. В 1832 году при новой перестройке были возведены новый фасад и башня. И башня и фасад сохранились до наших дней. В картинной галерее, библиотеке, в особом хранилище и архиве монастыря хранятся редкие сокровища искусства и ценные исторические документы.

Среди произведений итальянских, нидерландских, французских и других мастеров здесь можно увидеть «Кающуюся Магдалину» Гвидо Рени. Здесь хранятся много произведений Жерара Ду, Адриена ван Остаде, Давида Тенирс и др. Здесь же, среди других редких документов, лежат и учредительные грамоты этого монастыря (1001 г.) и Тиханьского (1055 г.).

Из Баконя можно совершить экскурсии в очень красивые окрестные места — к северу от Зирца в долину Цуха и к расположенным неподалеку от нее развалинам замка в Чеснеке. Три монументальные башни этого построенного в XIII веке замка сохранились до сих пор.

Деревня Херенд пользуется известностью среди любителей фарфора. Эта деревня, расположенная у южных склонов Баконя, знаменита своим фарфоровым заводом, основанным в 1839 году Мором Фишером. Фишер был одновременно и мастеровым и художником, он скоро завоевал себе имя одного из лучших специалистов Европы по фарфору. Изделия завода в течение нескольких десятилетий стали одними из лучших во всем мире. На международной выставке в 1851 году в Лондоне Херенд получил всеобщее признание. Особенное восхищение тогда вызвало блюдо с китайскими мотивами — самая большая вещь из фарфора, которая никогда до того времени не изготовлялась. На этой выставке английская королева Виктория заказала в этом же стиле для себя полный сервиз. Сервизы, украшенные рисунком из бабочек и цветов, с тех пор носят название сервизов имени Виктории и среди изделий Херенда пользуются наибольшим спросом. Но самой ценной похвалой для Мора Фишера явилось письмо Александра Гумбольдта, в котором он благодарит за подаренный ему к восьмидесятилетию фарфор: «Я никогда не видел ничего столь совершенного», — писал в своем письме великий естествоиспытатель.

На фарфоровой фабрике в Херенде.

Художники Херенда постепенно создали свой так называемый «херендскйй жанр», положивший начало славе венгерского фарфора. Из херендских рисунков на фарфоре наиболее известны «Венский букет», «Виктория» и «Листья петрушки». Пользуются известностью и встречаются даже в коллекциях некоторые фарфоровые статуэтки, сделанные в Херенде, как например «Лудаш Мати» Элека Лукса и «Деринэ» Миклоша Лигети. Первая из них изображает героя венгерской народной сказки, а вторая — популярную в прошлом артистку венгерского театра. В заводском музее по его экспонатам можно проследить столетнее развитие и совершенствование херендских изделий. На заводе работает большинство жителей Херенда, где искусство росписи фарфора передается из поколения в поколение.

 

ДУНАЙСКАЯ ИЗЛУЧИНА

К северу от Будапешта Дунай образует огромную, почти прямоугольную излучину. Здесь возвышаются овеянные романтикой горы Пилиш, излюбленное место для туристских походов. Чаще всего туристы посещают гору Добогокё (высота 700 к). В этой местности находятся три достойных упоминания городка: Сентэндре, Вишеград и Эстергом. Все они расположены у Дуная.

Сентэндре

Сентэндре, в который из столицы можно попасть на «электричке» всего за 45 минут, почти полностью сохранил облик старинного города. В древности здесь тоже было римское поселение. На месте нынешнего Сентэндре стояла римская крепость Ульцизия Кастра, остатки которой были раскопаны несколько лет назад. В конце XVII века на этом месте поселились бежавшие от турок сербы, потомки которых живут здесь и поныне. Самый красивый архитектурный памятник городка — сербская православная церковь, построенная в XVIII веке. Дорога к ней ведет через старинный церковный сад. Каждый год 19 августа эта церковь празднует свой «престольный праздник». Сербское население отмечает его, наряжаясь в красочные национальные костюмы. На самой высокой точке города, с которой открывается прекрасный вид на Дунай, стоит построенная в XV веке католическая церковь. В свое время она была разрушена турками, но в XVIII веке ее восстановили.

 

 

Центральная площадь Сентэндре окружена домами а стиле барокко и рококо. Причудливые улички и живописные ландшафты привлекали и привлекают в Сентэндре множество художников. В конце XIX века здесь несколько лет работал Карой Ференци, один из крупнейших живописцев того времени. Ференци, вернувшись из Мюнхена, где он учился, приложил много усилий для обновления венгерской живописи и развития реалистических устремлений венгерских художников. Он стал одним из ведущих художников известной Надьбаньской школы. Позднее он поселился в Сентэндре. Городок художников расположен в огромном парке. В этом парке почти все деревья фруктовые. Мастерские художников тут расположены одна за другой. Многие выдающиеся венгерские живописцы и ныне работают здесь. Достаточно упомянуть Белу Цобеля, Йенё Барчаи, Режё Динер-Денеш и Яноша Кметти. В местном музее, носящем имя Кароя Ференци, художники часто устраивают выставки своих произведений.

Если из Сентэндре направиться вдоль правого берега Дуная, вверх по течению, то вскоре мы попадаем в Вишеград, важнейший населенный пункт этого района. Здесь дунайские пейзажи предстанут перед нами во всем своем великолепии. Голубую ленту реки с обеих сторон охватывают горы. Посмотришь — и, кажется, будто гигантский стальной меч вложен в гранитные ножны. Каждый уголок этих чудесных теснин, каждое местечко в горных урочищах, руины замков и дворцов напоминают здесь о средневековье, об эпохе Возрождения. Ведь Вишеград был когда-то резиденцией венгерских королей.

«Каменная гора» у села Помаз.

В Вишеграде есть три достопримечательных архитектурных памятника: обнаруженный недавно при раскопках королевский дворец, так называемый «Башня Шаламона» и крепость. Эстергомский архиепископ Миклош Олах в изданной им в 1536 году книге «Хунгария» подробно описал вишеградский королевский дворец. Судя по этому описанию, дворец был так прекрасен, что потомки считали его порождением фантазии современника, тем более, что впоследствии никаких следов дворца найти не удалось. Миклош Олах в своей книге сообщает, что королевская резиденция на берегу Дуная имела 350 комнат, на склоне горы были разбиты сады и парки, расположенные уступами. Глаз радовали изумительной красоты фонтаны и скульптуры. При дворце имелись благоустроенные купальни, а на парадной площади при различных торжествах из выложенного красным мрамором фонтана вместо воды било вино...

 

В 1542 году турки почти сравняли Вишеград с землей. В течение столетий руины покрыл толстый слой земли так, что в существование дворца даже перестали верить, пока, наконец, несколько лет назад археологи при раскопках не нашли первые его следы. Описания Миклоша Олаха оказались правильными. Большая часть дворцовых сооружений ныне не только отрыта, но и восстановлена. Каждое лето тысячи туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на дворцовые постройки и обнаруженные при раскопках предметы далекой старины.

Дворец этот был построен по приказу короля Роберта Кароя из дома Анжу (1308—1342). Работы по застройке дворца продолжались и при его сыне Лайоше Великом (1342—1382), перенесшим сюда свою резиденцию, и при римско-германском императоре и венгерском короле Жигмонде (1387—1437). Окончательно дворец был достроен при короле Матиаше Корвине (1458—1490).

Дворец имел как бы две половины: в одной находились покои короля Матиаша, в другой — покои его супруги, Беатрисы, дочери неаполитанского короля. Беатриса приехала в Венгрию с большой группой своих соотечественников — зодчих, художников, философов, которые позднее часто посещали Вишеград. Один из них итальянец Антонио Бонфини в своей книге «История Венгрии» пишет: «Король Матиаш, не жалея средств, выписал из Италии замечательных мастеров и ввел у себя искусства, до сих пор здесь неизвестные. За огромные деньги он привлек из Италии художников, скульпторов, мастеров пластики, резьбы по дереву, каменотесов и архитекторов... Эти выдающиеся мужи были по его указанию определены на соответствующую службу. Он любил астрологов, врачей, математиков и риторов. Король ценил всякие знания ...»

Прибыв к месту раскопок, посетитель попадет сначала на парадный двор. Первоначально двор был окружен крытой галереей, построенной в готическом стиле. Галерея уже полностью восстановлена. Над галереей расположена открытая пергола. Посередине парадного двора стоит знаменитый фонтан из красного мрамора, работа Итальянского скульптора Джованни Дальмата. В нем уцелели три боковые плиты с красивым орнаментом в стиле кватроченто. На каждой из плит высечен герб, в том числе герб короля Матиаша Корвина. По описаниям Миклоша Олаха в этом дворе стояли два фонтана, один из красного мрамора, а другой из белого. В центре фонтана (до сих пор обнаружен лишь красный фонтан) на семиглавой гидре, из пастей которой била вода, сидел верхом Геркулес. Фонтан установлен на своем первоначальном месте, а остатки фигуры Геркулеса можно ви­ деть в музее неподалеку от раскопок. Белый фонтан еще разыскивается. В 1955 году был обнаружен еще один фонтан — стенной, он тоже был выложен красным мрамором. Вода в этом фонтане лилась из львиных голов, над которыми в богато украшенном рельефе высечен герб короля Матиаша.

Пал Молнарц. Дунайская излучина.

Послы, ученые, художники и дипломаты, посещавшие дворец короля Матиаша, соревновались в восторженных описаниях королевской резиденции. Епископ Кастелли, посол римского папы Сикста III, начинал письмо папе словами: «Ех Visegrado paradiso terrestri» (Из Вишеграда, земного рая).

 

Башня Шаламона стоит у подножия горы, неподалеку от берега Дуная; в ней было шесть этажей. В нижних ее помещениях лежат турецкие пушечные ядра, как бы напоминая о происходивших здесь битвах. Башня Шаламона связана стеной с крепостью, которая была построена по приказу короля Белы III (1235—1270) после нашествия монголов. Однако эта крепость играла важную роль и тогда, когда у подножия горы уже был построен дворец. Во время осады в крепость доставляли женщин, а в случае необходимости здесь укрывался и гарнизон.

Вишеград — излюбленное место отдыха будапештских жителей. Однако часто и охотно его посещают и экскурсанты. В Вишеград можно приехать и на пароходе и на автобусе. Вишеград расположен среди привлекательных окрестностей.

  

Вишеградский дворец в эпоху Возрождения.

Кстати, на пароме можно перебраться на другой берег Дуная, где расположены курорты и лесистые вершины гор Бёржёнь. Наиболее известные места на левом берегу Дунайской излучины — Ноградверёце, Кишмарош, Надьмарош и Зебегень. Все они славятся живописным месторасположением. Особенно хорош в Надьмароше пляж. Местные вина, фрукты и табак заслуженно пользуются в Венгрии широкой известностью.

Карой Марко старший. Вишеград.

Эстергом

От Вишеграда до Эстергома на автомашине можно доехать за четверть часа. На месте этого города когда-то стояла самая восточная крепость франкской империи Карла Великого, которая называлась Остер Рингун, то есть. Восточная крепость; от этого названия пошло средневековое Стригониум, от которого происходит венгерское название Эстергом.

В этом городе имеется множество памятников венгерской истории и венгерского искусства. После прихода венгров в долину Дуная здесь находилась резиденция первой венгерской династия — дома Арпадов.

Вздымающаяся вверх скала, на которой стоит замок, верно сохранила воспоминания о старине. Здесь можно увидеть реставрированные остатки королевского дворца Арпадов.

Главной частью этого дворца была когда-то шестиугольная жилая башня с мощными стенами. Бела III (1173—1196) после возвращения из Византии превратил этот замок в роскошный дворец. Этот памятник архитектуры был обнаружен случайно. Несколько десятилетий тому назад один из жителей города подал жалобу на архиепископскую канцелярию. С крепостной стены в его двор упал большой отесанный камень, который его чуть не убил. При расследовании было установлено, что «виновником» оказалась погода. На нее и сослались, дескать, камень расшатали ветер и дождь. Но одно обстоятельство оставалось все же подозрительным — между камнями, которыми была выложена стена, нашли нездешний грунт. Откуда он мог сюда попасть? Начались поиски и уже первые результаты раскопок привели исследователя в величайшее волнение. Подслоем земли были обнаружены замечательные ворота романского стиля и колонны с ломбардскими завитками. Так был найден королевский дворец, построенный около 1200 года в стиле ранней готики.

Дворец носит на себе следы французского влияния. Король Бела III был дважды женат и оба раза на французских принцессах. Королевы, а также французские рыцари из их свиты чувствовали себя в Эстергоме как дома; местный дворец напоминал им по стилю постройки Прованса, ведь все его каменные украшения были сделаны французскими мастерами. Двойные колонны часовни должны были напоминать им французско-ломбардские монастыри. Подобные порталы с колоннами и тимпаном есть в Пуатье, в Лез-Экс-д’Анжийон. Капители колонн в тронном зале, в часовне и у «Порта специоза» также носят на себе влияние Прованса.

В залах дворца посетитель может увидеть целый ряд красивых памятников венгерского прошлого. Со стен часовни на него взирают две высеченные из камня головы. Одна из них, очевидно, увековечивает самого зодчего, как это было принято в те времена. Характерные черты лица позволяют думать, что это был француз. Другая голова изображает круглоголового венгра с курчавыми волосами и висячими усами. Это мог быть венгерский ученик французского мастера.

Из часовни во дворец ведет узкий коридор. В свое время отсюда в верхний этаж можно было подняться по лестнице, однако надстройка была разрушена турецкими ядрами. В тронном зале еще видны кирпичные трубы, по которым зимой поступал сюда теплый воздух. В этом зале заслуживает еще внимания фрагмент фрески, изображающей аллегорические женские фигуры — четыре добродетели.

В нижних этажах, куда можно спуститься по каменной лестнице, внимание посетителя привлекут стены, украшенные скульптурами и фресками.

Покинув первые памятники венгерской готики, посетитель через дворцовые казематы снова выйдет наружу. Однако по пути надо обязательно осмотреть реконструированную модель главного портала базилики времен короля Белы III — знаменитой «Порта специоза». Некоторые части портала украшены византийскими мраморными инкрустациями.

Эстергомская базилика.

На замковом холме Эстергома стоит одна из крупнейших церквей Венгрии — собор, построенный в строго классическом стиле. Он был заложен в 1822 году. Его строительство продолжалось 40 лет. Длина этой базилики 107 метров, а высота — 100 метров. Портик базилики достигает 22 метров высоты и поддерживается восемью коринфскими колоннами. Высота главного купола 71,5 метра, а его диаметр — 33, 5 метра. За главным алтарем помещается одна из крупнейших алтарных картин мира, исполненная на холсте. Ее размеры 13x6,5 метра. Это работа венецианского художника Микеланджело Григолетти. Собор построен по проектам Яноша Пакха и Пала Кюнеля, работа которых была завершена Йожефом Хильдом. Слева от собора стоит часовня Бакоца, это единственная сохранившаяся в Венгрии постройка в стиле ренессанса. Она была воздвигнута в 1507 году около стоявшего здесь когда-то собора Святого Адальберта. Этот собор не сохранился, осталась лишь часовня. При строительстве новой базилики часовню разобрали на 7 600 пронумерованных частей. Камень за камнем она была перевезена на новое место, примерно за 100 метров от старого, и здесь ее снова собрали. Выложенные из красного мрамора и богато украшенные стены и своды, а также купол часовни очень красивы. Ее алтарь, построенный из белого мрамора, — работа итальянского скульптора Андреа Ферруччи, одного из художников, украшавших собор во Флоренции.

В крипте базилики можно увидеть несколько красивейших памятников-надгробий эпохи Возрождения.

В Эстергоме живет много семей итальянского, испанского, фламандского и французского происхождения. Приглашавшиеся сюда из Западной Европы мастера и ремесленники после окончания работы часто селились здесь. Поэтому у жителей этого старейшего города могут встречаться иностранные имена.

Перед крепостной стеной замка высится статуя Балинта Балашши с мечом в руках. Балашши был первым великим венгерским лириком (1551—1594). Он погиб в битве с турками. Пушечное ядро сразило его на том самом месте, где теперь ему воздвигли памятник. В Эстергоме много красивых зданий в стиле барокко, рококо и бидермейер, но особого внимания заслуживает Христианский музей. Музей помещается в дворце архиепископа, расположенном недалеко от берега Дуная. Особенно богаты музейные коллекции картин венгерских и итальянских мастеров периода XIII—XIV веков, гобеленов и дельфтского фаянса. Представлены в музее и замечательные образцы раннего нидерландского и немецкого искусства. Из итальянских мастеров следует упомянуть Да Сиену, Лоренцо ди Креди, Сассетту, Фра Филиппо Липпи, Кривелли, Джованни ди Паоло, Спинелло Аретино. Из нидерландцев — Мемлинга, Хендрика ван Валена и Гемессена, из немцев и австрийцев — Ганса Балдунг Грина, Лукаса Кранаха, Ганса фон Кульмбаха, Антона Маульбертша, Яна Поллака, Шейфелейна, Шюхлина и Вальдмюллера. Французские художники представлены картинами неизвестного живописца из Авиньона и портретом женщины Иоганна де Бургундия (примерно 1500 г.). Из работ венгерских мастеров средневековья наиболее ценными следует считать произведения мастера из Яношрет и мастера М. Ш., а также боковой алтарь работы Тамаша Коложвари.

Кроме картин, музей обладает богатым собранием изделий художественных ремесел и миниатюр. Поражают прежде всего искусно сделанные огромнейшие гобелены. Самый старинный из них изготовлен в мастерской Турне в конце XV века и изображает распятие Христа. Обращает на себя внимание работа французского мастера XVI века. Это иллюстрация к одному из произведений Петрарки. Она изображает триумфальное шествие того времени. В музейных витринах хранятся венгерские, итальянские и немецкие ювелирные изделия, бронзовые и медные предметы, резные вещицы из слоновой кости, оловянная и фаянсовая посуда X—XVIII веков.

На площади Сеченьи, возвышается великолепный дворец, где в настоящее время помещается Дом Совета. В XVIII веке этот дворец принадлежал легендарному народному герою, генералу куруцев, Яношу Боттьяну — Боттьяну Слепому. За Домом Совета стоит здание, построенное в XVIII веке в стиле барокко, в котором теперь размещается Областной Совет.

Дьёр и его окрестности

Город Дьёр расположен в том месте, где в Дунай впадают реки Раба и Рабца. Дьёр прежде всего промышленный город. Первое, что бросается в глаза, как только к нему подъезжаешь,— это лес заводских труб. И все же не промышленность накладывает на город своеобразный отпечаток. Дьёр называют «водяным городом». Он буквально изрезан речками, пестрит прудами, бухтами и островками. То тут, то там пролегают по нему бесчисленные набережные, речки пересекают мосты, а на островках зеленеют тенистые парки.

Водные пути придали городу своеобразный вид и изменили обычное представление об уличном движении. Здесь «по улицам» снуют лодки, баркасы, яхты. Повсюду на берегах речек и заливчиков сидят рыболовы с удочками в руках. Лодочные станции встречаются на каждом шагу. Вода часто защищала город от врагов, но порой при наводнениях она не раз разрушала его.

Дьёр в XIX веке.

Дьёр называют не только «водяным городом», но и столицей Кишальфёльда (то есть Малой Средне-Дунайской низменности), а также «городом спорта». Турки назвали его «Яныкала» (сожженный город). Стоявший в свое время в Дьёре габсбургский гарнизон перед тем, как спастись от турок бегством сам поджег город. В последнее время город назвали «городом велосипедистов». Это название тоже обосновано. В городе больше велосипедистов, чем пешеходов. Однако все эти названия характеризуют город лишь односторонне и не дают полного представления о нем.

Площадь Святой Троицы в  Дьёре.

Как и многие другие венгерские города, Дьёр несколько раз разрушался и снова строился. Поэтому многие кварталы города пб своему архитектурному стилю совершенно различны. Тут можно встретить старинные и неуклюжие бюргерские дома, и изящные особняки в стиле рококо, и пышные виллы в стиле барокко. Много тут и современных жилых домов. И не удивительно, что рядом с маленькой церковью в стиле барокко, напоминающей о давно минувших временах, высится современный универсальный магазин. Конечно, есть в городе районы, которые сохранили единый архитектурный стиль. К ним относится прежде всего площадь Сеченьи.

Начнем же нашу прогулку по Дьёру и осмотрим его старинные архитектурные памятники.

На холме в центре города, где река Раба впадает в Дунай, когда-то стояла римская крепость. Позднее в XVI веке, здесь был построен епископский дворец, В самой старинной части дворца, в так называемом «коридоре бегства», находится четырехугольное помещение с крестовыми сводами и без окон, служившее сокровищницей. Коридор, построенный тоже в XVI веке, вел ко рву, соединявшему дворец с Дунаем, чтобы в случае надобности водным путем переправить сокровища епископства в безопасное место.

Дьёрский собор напоминает строения романского стиля XIII века, но его фасад выдержан в классическом стиле. Роспись в центре алтаря и фрески, украшающйе стены собора, относятся к концу XVIII века и принадлежат кисти Антона Маульбертша. В сокровищнице собора хранятся ценные произведения церковного искусства. Это в основном церковные облачения и молитвенники, относящиеся к XIV—XVI векам.

Дьёрский дом в готическом стиле

Собор стоит посреди маленьких узких, извилистых уличек с проходными дворами. Такого рода планировка весьма характерна для старого Дьёра, ибо в течение всей своей истории Дьёр был укрепленным городом, и воины, в случае тревоги, должны были в кратчайшее время достичь места сбора через различные проходы и лазы. Другая красивая площадь города — площадь Республики. Вместе с прилегающими к ней улицами она составляет единый архитектурный ансамбль. Жилые дома, выходящие на площадь, относятся преимущественно к XVII и XVIII ве­кам. В них часто встречаются засте­кленные балкончики, придающие этим домам уютный вид.

Великолепна в архитектурном отношении площадь Сеченьи. Это одна из красивейших площадей во всей Венгрии. Некоторые дома на ней построены в стиле барокко. В красивом здании на этой площади помещается музей имени Яноша Ксантуса.

- Ксантус был географом, учившимся в Дьёре. Позднее он посвятил себя исследованиям американского континента и Восточной Азии. Собранные им коллекции составили основной фонд музея. Эти коллекции содержат ценный материал доисторических времен, а также времен римского господства. По музейным экспонатам мы можем представить себе прошлое города Дьёра. На месте этого города существовало поселение еще в каменном веке. В I веке нашей эры тут стоял город кельтов — Арабона. Память о городе, выстроенном позднее римлянами и носившем то же название, сохранилась и поныне в немецком названии города — Рааб. На южной стороне площади Сеченьи находится гимназия. Мемориальная доска на ее стене гласит, что в этой школе долгие годы преподавал известный венгерский физик Аньош Едлик (1800—1895). На площади Сеченьи стоит построенная в первой половине XVII века церковь Святого Игнатия.

Интересное историческое событие, происшедшее в этом городе, связано с именем Наполеона I. Неподалеку от площади Сеченьи находится трехэтажный дом (улица Алкотмань № 4 — бывший особняк Безереди), в котором 31 августа 1809 года останавливался Наполеон после разгрома им в коротком бою небольшого отряда выступивших против него венгерских дворян.

Дьёрский дом в стиле барокко

Между прочим, бои, которые вели против французской армии венгерские части австрийских войск, представляют интерес и с точки зрения венгеро-русских связей: в итальянских походах Суворова участвовали и венгерские отряды. Великий русский полководец узнал и полюбил венгерских солдат, о чем он не раз говорил. По личному желанию Суворова венгерский генерал Андраш Карачаи был назначен начальником большой армейской группы, в которой было много русских частей. Это соединение совершило выдающиеся боевые подвиги у Нови, Александрии и Боско.

Главная артерия города — проспект Ленина является излюбленным местом прогулок дьёрской молодежи. В верхней части этой улицы находится восстановленная в период пятилетнего плана гостиница «Красная звезда» (Вёрёш чиллаг). Напротив нее стоит здание со стройной башней, построенное в стиле нео­барокко. В нем помещается дьёрский горсовет. Мимо этого здания проходит автострада Будапешт—Вена. Неподалеку от него находится справочное бюро для туристов.

В заводском районе города раскинулся известный и за пределами Венгрии вагоностроительный завод им. Вильгельма Пика. Этот завод — одно из самых крупных предприятий Венгрии. Все, что на заводе было разрушено во время войны, восстановлено и объем выпускаемой заводом продукции значительно превышает довоенный. Железнодорожные вагоны и мостовые конструкции, выпускаемые заводом, — гордость рабочих города Дьёра. Дьёр находится на Малой Средне-Дунайской низменности. Малая Средне-Дунайская низменность — это житница страны и, кроме того, центр животноводства. В селах Кишбер и Бабольна находятся знаменитые во всем мире конные заводы. В Бабольне во дворе Государственного конного завода под 150-летней акацией стоит увитая плющом стена, на которой высечено имя арабского жеребца Обайяна, родоначальника бабольнинской племенной породы лошадей. Знаменитый жеребец был одним из тех чистокровных арабских коней, за которыми в течение 200 лет отправлялись экспедиции на Ближний Восток. Путем скрещивания лучших арабских пород с местными породами лошадей была выведена прекрасная бабольнинская порода.

Во время второй мировой войны фашисты похитили и угнали в Германию ценных племенных лошадей Бабольнинского конного завода. Советские военные власти разыскали оставшуюся часть табуна и возвратили ее Венгрии.

Район Малой Средне-Дунайской низменности граничит с Чехословацкой Республикой. Одна из железнодорожных магистралей, ведущих в Чехословакию, проходит через Дунай у Комаром. Здесь в 1954 году совместными усилиями венгерских и чехословацких рабочих и инженеров был построен новый железнодорожный мост, связывающий обе страны и названный в память этой .постройки «Мостом дружбы».