Несколько столетий тому назад местные виноградари решили отодвинуть сроки сбора винограда. До этого виноград снимали с лоз ранней осенью, теперь же они стали срезать его в октябре и даже в ноябре. Это сразу сказалось на качестве вина и принесло ему мировую славу. Дело в том, что виноград стал полностью дозревать на осеннем солнце. При этом гроздья сморщиваются, кожура на винограде становится все тоньше, и часто даже лопается. Вследствие этого часть содержащейся в плодах воды испаряется, а сахаристость возрастает. И если вдобавок осень стоит не только теплая, но и сухая, виноград начинает усыхать. Этот процесс называется «благородным гниением». Но и этого недостаточно: пока виноград превратится в густое токайское «асу», он должен претерпеть еще ряд превращений. Название «асу» обозначает не сорт винограда, а метод его переработки.

Детский дом отдыха в замке Радвань.

Зрелые грозди попадают на большие столы; усохшие на корню ягоды выбираются, а из остальных обычным способом делается вино. Усохшие «изюминки» перетираются до тестообразного состояния, заливаются молодым вином и вновь попадают под пресс. В зависимости от того, сколько так называемых «путтоней» (25-килограммовых кадок) добавляется к одному «Генцскому бочонку» (136 литров) вина, об «асу» говорят, что оно с двумя, тремя, пятью или даже шестью «путтонями». Чем больше «путтоней», тем крепче «асу». «Генцский бочонок» является не просто старинной, традиционной мерой емкости — он соответствует природе токайского, ибо брожение в маленьких бочонках, стоящих в низких погребках, является одним из факторов, определяющих качество здешнего вина. Так что недаром шутят в этих местах, что «токайскому надо низко кланяться».

Другое знаменитое вино этих мест — «Токайское самородное». Оно отличается от «асу» тем, что при его приготовлении «изюминки» не отделяют, а давят вместе с остальными ягодами.

«Простое токайское» приготавливается из тех же благородных сортов винограда, но без усохших ягод.

В конце прошлого столетия филлоксера почти полностью погубила виноградники этих мест. Восстановление виноградников началось на рубеже столетия, и сейчас они опять занимают около 5 000 гектаров. Уже с начала первой пятилетки народно-демократическое правительство приступило к омоложению виноградников и содействовало введению современной агротехники при их обработке. В первую очередь были заготовлены миллионы новых саженцев, проложены дренажные канавы для регулирования уровня грунтовых вод, организованы опытные станции, которые всячески содействовали введению новых методов обработки виноградников. Сейчас, например, на склонах устраиваются бассейны, чтобы задерживать воду и не давать ей размывать грунт. Этой водой затем орошаются сады, лежащие у подножия гор.

Вид на Токай.

Важнейшее ежегодное событие в Токай-Хедьалья — сбор винограда. Это чрезвычайно привлекательное, веселое и красочное зрелище. Древние обычаи! Народ празднует завершение своего труда за истекший год. Вот где можно посмотреть темпераментные танцы и услышать веселую народную музыку, В эту пору все население местных сел и городков выходит на склоны: в виноградники, давильни, погребки. Люди здесь всегда отличались гостеприимством, но особенно радушно встречают они гостей в эту пору. Венгры любят делиться радостью, а хороший сбор винограда — это большая радость. Поэтому так и кипит веселье в токайском крае — не зря слава о нем прошла по всему миру.

Экспорт токайского вина в течение многих столетий являлся одной из важных статей в венгеро-русском экономическом сотрудничестве. Это благородное вино в больших количествах вывозилось в Россию. При царском дворе редкий прием проходил без токайского вина. Царица Екатерина II настолько ценила токайское вино, что приказала купить виноградник и держать постоянного уполномоченного в Токае, который во время сбора винограда закупал бы молодое вино для государственных винных погребов. Каждый год партии токайского вина сопровождались отрядами царской лейбгвардии из Токая в Петербург.

Надо сказать, что Токай славится не только вином. Этот город на протяжении многих веков играл в истории Венгрии большую роль. Его замок, переживший многие бурные времена, стоял на стрелке слияния рек Бодрог и Тиса. Его с полным правом можно назвать колыбелью славного венгерского освободительного движения. В 1683 году здесь находилась резиденция Имре Тёкёли, здесь же поднял знамя борьбы против Габсбургов Ференц II Ракоци. Позднее, в 1705 году, крепость разрушили до основания, чтобы не отдать в руки ненавистному врагу. Токай сыграл важную роль и во время революции 1848— 1849 годов: венгерская армия одержала здесь большую победу в борьбе за Затисье. Есть в городе и красивые архитектурные памятники: монастырь Святого Павла, построенный в XVI веке, и православная церковь. Берега Бодрога и Тисы славятся роскошными пляжами.

Прекрасна Северная Венгрия — край живописных гор и лесов.

Но на юге нас уже манят иные места — бескрайние дали Большой Венгерской низменности.

 

Большая Венгерская низменность

Большая Венгерская низменность (по-венгерски — Альфельд или Надьальфёльд) простирается на востоке от Дуная до румынской, а на юге до югославской границы. Она разделена Тисой надвое: на низменность, лежащую между Тисой и Дунаем, и на области, расположенные восточнее Тисы, называемые Затисьем (по-венгерски — Тисантул).

Ландшафт низменности относительно однообразен. Путешественник видит через окно вагона бесконечную равнину, напоминающую море во время штиля. Необозримые пшеничные и кукурузные поля, пасеки, небольшие хутора, озера, низины с густой травой, небольшие песчаные холмы и кустарники проходят перед взором путешественника.

Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить характерные для каждого ландшафта черты: так, Ньиршег, в северо-восточной части низменности, окружен бесконечными яблоневыми садами; область Сольнок отличается своими топкими рисовыми полями; окрестностям городов Калоча и Байя придает свой колорит могучий Дунай.

Ландшафт Большой Венгерской низменности конечно нельзя назвать романтичным. Но он все же не лишен своеобразной красоты и привлекательности. Тот, кто не побывает на Альфёльде, не получит полного представления о Венгрии, тот не увидит той части страны, которая в значительной степени способствовала формированию венгерского национального характера.

Венгры любят эту большую равнину. Поэты, писатели воспели ее красоты.

Шандор Петефи, возлюбленный певец Альфёльда, много своих стихотворений посвятил ему.

В известном стихотворении «Аист» так писал о Большой Венгерской низменности:

 

...О степь, люблю тебя! Лишь ты душе приносишь

Свободу и простор.

Среди твоих равнин ничем не скован разум,

Не ограничен взор.

Не тяготят меня безжизненные скалы,

Как неотвязный сон.

Звенящий водопад на память не приводит

Цепей унылый звон.

 

 

Иль некрасива степь? О нет, она прекрасна,

Но надо знать ее.

Она, как девушка, стыдливо под вуалью

Таит лицо свое.

Она решается, подняв вуаль, лишь другу

Открыть свои черты,

И ты в смятении внезапно видишь фею

Волшебной красоты.

 

 

Люблю я степь мою! Я всю ее объездил

На огненном коне.

В глуши, где, хоть умри, следа людей не сыщешь,

Скакать случалось мне.

Я спрыгивал с коня, над озером валялся

В густой траве степной.

И как-то раз гляжу — и вижу: что за чудо!

Мой аист предо мной...

 

 

 

 

 

 

Между Дунаем и Тисой

В 70 километрах к юго-востоку от Будапешта расположен Цеглед — типичный город Большой Венгерской низменности и один из наиболее оживленных сельскохозяйственных центров между Дунаем и Тисой.

В Цегледе произошли многие важные исторические события. На рыночной площади Цегледа выступал со своей знаменитой революционной речью вождь крестьянского восстания 1514 года Дьёрдь Дожа, под руководством которого крестьянство многих областей страны, вооружившись косами и мотыгами, поднялось против помещиков-феодалов. Рыночная площадь города хранит память и о другом историческом выступлении: здесь организатор и вождь венгерского освободительного движения 1848—1849 годов Лайош Кошут призывал венгерский народ к оружию, чтобы выступить против вторгшихся в страну габсбургских войск. В цегледском музее имени Кошута хранятся многочисленные экспонаты, воскрешающие память об этом выдающемся государственном деятеле.

После непродолжительной поездки по железной дороге мы попадем в город Надькёрёш. Этот город — один из центров венгерского плодоводства и садоводства.

Ратуша в городе Надькёрёш.

Выращиваемые здесь фрукты и овощи — яблоки, груши, виноград, кёрёшские сливы и вишни, помидоры, красный перец (паприка), тонколистный салат и огурцы отличаются превосходным качеством благодаря богатой азотом почве и образцовому ведению хозяйства. Интересно, что эта местность менее, чем столетие назад, была покрыта сыпучими песками и только исключительно упорный и настойчивый труд крестьян сделал ее плодородной. Жители города поставили памятник одному рядовому крестьянину, особо отличившемуся в борьбе за преобразование почвы. В огромных количествах Надькёрёш экс­портирует салат, целыми эшелонами вывозятся отсюда во все концы страны различные фрукты и овощи. В городе широко распространено и птицеводство.

Самым старинным зданием Надькёрёша считают построенную в XII веке «Старую церковь». В период монгольского нашествия, в XIII веке, она была разрушена, и позднее на ее фундаменте была воздвигнута готическая церковь. Ныне эта церковь — реформатская.   .

Построенная в XVI веке реформатская школа относится почти к началу периода реформации. В этой школе обучалось много выдающихся людей, среди них был и поэт Янош Арань.

Другим старинным зданием является построенная в стиле своеобразного венгерского барокко двухэтажная ратуша, фундамент которой был заложен в первой половине XVIII века.

На реформатском кладбище можно увидеть интересные в этнографическом отношении надгробные памятники, мотивы которых заимствованы, очевидно, еще из Азии. К одним из красивейших памятников города относятся статуи Лайоша Кошута и Яноша Араня. В степи Тететлен, за городом воздвигнут памятник в честь тысячелетия победы, одержанной в этом месте венгерским князем Арпадом. Как известно, князь Арпад завоевал ценою тяжелых боев эту область для венгров.

 

В кладовой Венгрии

Наиболее значительным городом между Дунаем и Тисой является Кечкемет, который славится своими фруктами и осо­бенно превосходным виноградом. Здесь зреют знаменитые венгерские абрикосы, отличающиеся особенным вкусом и ароматом. В этом городе и его окрестностях насчитывают не менее миллиона фруктовых деревьев; здесь ежегодно выжимают 200— 300 тысяч гектолитров виноградного сока и собирают 30—40 тысяч центнеров столового винограда. Значительную часть венгерского экспорта фруктов составляют плоды, выращиваемые в Кечкемете и его окрестностях.

Театр имени Йожефа Катона в городе Кечкемете.

На Кечкеметской консервной фабрике вырабатывают консервированные фрукты, мармелад, джем, компоты и фруктовые соки. Винокуренные заводы Кечкемета производят знаменитую кечкеметскую абрикосовую водку «барацк», удивительно вкусный абрикосовый ликер, фруктовую наливку, известную под названием «медьлельке» (вишневка), а также приправленное миндалем «бугаци кешерю» (бугацскую водку)

В центре города находится многоугольная центральная площадь, состоящая из четырех примыкающих друг к другу площадей: Свободы, Сеченьи, Кошута и Кальвина. Здесь расположены важнейшие общественные здания города. На площади стоит трехэтажная ратуша. Она построена в венгерском стиле по проекту Эдена Лехнера и украшена фресками работы Берталана Секея. Напротив ратуши высится памятник Лайошу Кошуту, а неподалеку от него находится самое древнее здание города — монастырь ордена францисканцев, построенный в XV веке. На юго-западной стороне площади Кошута возвышается построенная в конце XVIII века в стиле барокко римско-католическая церковь; алтарь и образа составляют главные ее украшения. Старинной и своеобразной постройкой является и реформатская церковь на площади Кальвина. В 1682 году, в период турецкого владычества, с особого разрешения султана Мохамеда IV она была перестроена. Спустя многие годы после освобождения из-под турецкого ига к церкви было пристроено дополнительное здание в стиле неоренессанса. Неподалеку от ратуши находится площадь -Йожефа Катона, в середине которой возвышается построенный в стиле необарокко Городской театр — уменьшенная копия театра Народной армии в Будапеште. Театру присвоено имя Йожефа Катона — великого венгерского драматурга, автора пьесы «Бан Банк». Йожеф Катона (1791 —1830) был уроженцем города  Кечкемет. По улице Бан Банк, на доме, в котором родился венгерский драматург, прибита мемориальная доска. Поставленные ему памятники — перед музеем, неподалеку от железнодорожной станции, в аллее, названной его именем, а также в фруктовых садах, опоясывающих город, говорят о том, что венгерский народ чтит память знаменитого драматурга.

Сцена из жизни в степи Бугац.

Подобно многим другим городам Большой Венгерской низменности, Кечкемет окружен многими тысячами разбросанных далеко друг от друга одиноких хуторов, называемых по-венгерски «танья». Эти хутора возникли на Большой Венгерской низменности после освобождения страны от турецкого владычества. Во время турецкого ига население сел бежало в города, расположенное во владениях султана, где ему обеспечивалась относительная безопасность. Таким образом села постепенно пустели и разрушались. После изгнания турок они уже не восстанавливались. Крестьяне остались жить в городах, хотя и продолжали обрабатывать свои поля. Но отдаленность земельных участков заставила крестьян построить на полях временные жилища, в которых они жили с весны до глубокой осени — в период полевых работ.

С увеличением пахотных земельных участков увеличивалось и число одиноких строений, которые постепенно превращались из временных жилищ в постоянные поселения — хутора.

До земельной реформы 1945 года жители этих поселений влачили жалкое существование.

После освобождения страны положение их в корне изменилось. Прежде всего там, где эти хутора были расположены относительно близко друг к другу, были созданы хуторские центры. Вокруг таких хуторских центров постепенно выросли новые села.

Хуторские центры имеют свои собственные советы, школы, амбулатории, родильные дома, детские ясли и сады, дома культуры, почтовые отделения; все они оборудованы артезианскими колодцами, и повсюду проведено электрическое освещение.

Дом Шандора Петефи ы селе Кинкёрёш.

Достопримечательностью Кечкемета является примыкающая к городу так называемая Бугацкая пуста (степь). Эта огромная, исчезающая в бесконечной дали низменность, занимающая 20 000. гектаров, представляет собой исключительные пастбища. Бесчисленные стада коров и табуны лошадей пасутся на ее зеленом ковре. До освобождения страны эта пуста привлекала много иностранных туристов. Они искали здесь своего рода романтику степей. Эта «романтика» до освобождения страны поддерживалась искусственно, чтобы привлечь сюда как можно больше иностранцев. С тех пор вид Бугацкой степи коренным образом изменился. Ныне в ней созданы новые села, старые запущенные хутора обновлены и электрифицированы. В степи проложены дороги и построены различные коммунальные учреждения.

Народные костюмы (село Эршекчанад).

 

Сегед

В южной части низменности, там, где река Марош впадает в Тису, расположен город Сегед. По величине Сегед пятый город после Будапешта, Мишкольца, Дебрецена и Печа. Как и остальные города Альфельда, Сегед окружает широкая сеть хуторов. Территория города с окрестностями занимает 800 квадратных километров.

 Сегед и до того, как страну заняли венгры, был лучшим местом переправы через Тису. Вторгшиеся в Дунайский бассейн под предводительством князя Арпада венгерские племена созвали свое первое государственное собрание в окрестности Сегеда, на поле Пустасер. Ныне на месте происшедшего некогда собрания возвышается монумент с бронзовой статуей князя Арпада. И второй раз, когда венгерская земля перешла в руки народа, освоение ее началось с Пустасера. В прошлом более половины пахотных земель в окрестностях Сегеда находилось в руках крупных помещиков, в то время, как большая часть крестьян не имела никакой земли. После окончания второй мировой войны демократическое правительство произвело раздел 1857 тысяч гектаров земли среди 642 000 малоземельных и безземельных крестьянских семей. Первые межевые знаки после аграрной реформы были поставлены на полях Пустасера.

Сегед на протяжении всей своей истории часто страдал от пожаров и наводнений. Величайшая катастрофа постигла город в 1879 году, когда взбунтовавшаяся Тиса, выйдя из берегов, затопила весь Сегед. В результате этого наводнения из 5 800 домов города было разрушено 5 500. После этого по всей Европе прошли сборы в пользу жертв наводнения. Жители Сегеда выразили свою благодарность за оказанную помощь тем, что назвали отдельные участки построенной после наводнения городской магистрали (кёрут) названиями тех городов Европы, которые оказали помощь. Восстановленный Сегед стал одним из наиболее удачно распланированных городов страны. По внутренней части города проходят две кольцевые магистрали, их пересекают широкие бульвары, прямые проспекты и красивые площади.

Вид через Ворота Героев в городе Сегеде.

В центре города расположена огромная площадь имени Сеченьи, занимающая территорию в 50 000 квадратных метров. Площадь украшена памятником Иштвану Сеченьи — выдающемуся государственному деятелю эпохи реформ и памятниками восстановителю города Лайошу Тисе, и инженеру Палу Вашархейи. Последний имеет большие заслуги в области регулирования водного режима страны. На  площади Сеченьи находится здание ратуши. Главный фасад, крытые балконы и башня представляют редкую достопримечательность. Справа от ратуши расположен дом Жотера, в котором происходили последние заседания национального собрания Венгрии летом 1849 года.

После непродолжительной прогулки мы отсюда попадаем на площадь Белоянниса (раньше площадь Церкви). Главным украшением этой площади является церковь в неороманском стиле, построенная в память наводнения 1879 года. Неподалеку от этой церкви раньше стояла приходская церковь. Когда эту церковь в 1925 году снесли, чтобы расчистить место для нового собора, обнаружили, что ее башня была построена на восьмигранной часовне Святого Деметрия. Теперь часовня стоит в нескольких шагах от собора как наиболее старый памятник города, построенный в XIII веке в романском стиле.

Средневековая  башня Деметрия в городе Сегеде.

 

Площадь Белоянниса замыкается фасадом епископского дворца и украшенного аркадами зданием университета. Под аркадами установлены статуи выдающихся деятелей венгерской литературы, науки и искусства; стены под аркадами украшены барельефами, изображающими отдельные эпизоды из истории города. Между площадью и набережной Тисы возвышаются корпуса клиники медицинского факультета. От площади Белоянниса через художественно отделанную триумфальную арку с трехгранным сводом мы попадем на площадь Арадских мучеников (Аради Вертанук*1). Здесь установлена монументальная ста­туя Ференца II Ракоци на коне, работы скульптора Дьёрдя Ваштага.

*1 Генералы венгерской революционной армии, казненные в 1849 году австрийцами в городе Арад.

На берегу Тисы.

 

Следующей по своему значению площадью Сегеда считается площадь Клаузал. На этой площади установлен бронзовый памятник Лайошу Кошуту работы скульптора Йожефа Рона. Памятник был открыт в 1902 году в честь столетия со дня рождения Кошута. От этой площади начинается наиболее многолюдная улица города — проспект Карас. На углу площади Клаузал и проспекта Карас стоит историческое здание, с балкона которого Лайош Кошут 14 июля 1849 года произнес свою последнюю речь. Недалеко от площади Клаузал, на улице Хайноци, рядом с красивым зданием старой синагоги, построенной в классическом стиле, стоит новое здание синагоги.

От площади Сеченьи несколько коротких уличек ведут к набережной Тисы, где новый стройный мост соединяет старый город с новым Сегедом. Проект старого моста, который был разрушен во время войны, принадлежал Густаву Эйфелю.

На набережной установлен памятник Ференцу Мора (1879— 1934), выдающемуся венгерскому писателю, выходцу из крестьянской семьи. Здесь же стоит памятник писателю Иштвану Тёмёркеню (1866—1917), который в своих произведениях изображал тяжелую, полную забот и лишений жизнь крестьян сегедских хуторов. Перед гостиницей «Хунгария» возвышается мраморная статуя известного сегедского музыканта Пишты Данко.

У входа на Сегедский бульвар на маленьком холмике стоит Дворец культуры, в котором размещаются музей и библиотека. В музее имеется чрезвычайно богатый этнографический материал и многочисленные археологические находки, заслуга в раскопке которых принадлежит бывшему директору этого музея Ференцу Мора. Археологи музея нашли в селе Надьсекшош золотой клад, оставшийся еще от гуннов. К музею относится и находящаяся на одной из ближайших улиц картинная галерея, в которой посетители могут видеть произведения Миклоша Барабаша, Дьюлы Бенцура, Иштвана Чока, Михая Мункачи, Ласло Пала и других известных венгерских художников. Имеющаяся в музее коллекция монет состоит почти из 10 000 экспонатов. Библиотека имеет фонд в 200 000 томов.

Сегед в форме рожка охватывает излучину Тисы. Его южную часть составляет Альварош (Нижний город), который сильно отличается от внутреннего города своим провинциальным обликом. Центром этой части города является площадь короля Матиаша, на которой стоит построенная в XV веке церковь Богородицы. Алтари и внутренняя отделка церкви относятся к XVIII веку. Выполнены они в стиле барокко.

Текстильный комбинат в городе Сегеде.

 

Сегед окружен плодородными землями. Основные сельскохозяйственные продукты этого района — паприка (красный перец), фрукты и так называемая тархонья (мучной рис), которые экспортируются во все страны. Кроме того, здесь в большом количестве разводят домашнюю птицу, которая тоже идет на экспорт. Но наиболее ходким товаром Сегеда является салами (копченая колбаса, приготовляемая с особыми специями). Пользуются известностью в Венгрии и пестрые сегедские домашние туфли.

Сегед — промышленный и экономический центр Южной Венгрии.

Индустриализация городов Большой Венгерской низменности проводится относительно быстро; помимо предприятий пищевой промышленности, в этой части Венгрии были построены швейные и деревообделочные фабрики, заводы по производству стройматериалов и станкостроительные заводы. Часто такие заводы рождались на базе маленьких мастерских, в которых работали один-два человека. Крупнейшим промышленным предприятием Сегеда является текстильный комбинат, построенный в годы трехлетнего плана восстановления народного хозяйства и расширенный затем в первую пятилетку. Этот комбинат оборудован новейшими советскими станками.