ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЕНГРИИ
Венгерская
промышленность начала развиваться по существу с
середины прошлого столетия. В этот период
выросли в крупные предприятия металлургические
заводы Северной Венгрии, стали развиваться
судостроение, пищевая, спирто-водочная,
мукомольная и другие виды промышленности.
Усердие
венгерских рабочих и талантливость венгерских
инженеров могли бы содействовать значительным
успехам венгерской промышленности. Вспомним о
том, что профессор физики пештского университета
Аньош Едлик еще в начале 50-х годов XIX века
создал динамо-машину, опередив на 14 лет немца
Сименса. Венгерские инженеры Блати, Дери и
Циперновски на Будапештской выставке 1885 года
продемонстрировали свое изобретение, первый в
мире трансформатор высокого напряжения,
сыгравший большую роль в развитии
электротехники. Другой венгерский инженер —
Тивадар Пушкаш — сконструировал первую в мире
центральную телефонную станцию — парижскую.
Однако зависимость от Австрии и политики
Габсбургов, направленная на развитие
промышленности лишь в австрийской части
монархии, тормозили рост венгерской
промышленности.
После первой
мировой войны и распада монархии Габсбургов,
когда Венгрия вновь стала самостоятельной,
развитие промышленности ускорилось, однако и в
это время экономическая жизнь страны находилась
в зависимости от иностранного капитала (в 1932
году свыше четверти всех промышленных акций была
в руках иностранцев). Промышленность Венгрии не
могла развиваться в соответствии с венгерскими
условиями и интересами страны. Развивались
прежде всего текстильная, легкая, химическая,
слаботочная электротехническая промышленность,
т. е. те отрасли промышленности, которые
требовали меньших капиталовложений и
обеспечивали капиталистам большие прибыли. В
целом венгерская промышленность имела
непропорциональную структуру и технически была
отсталой, 60 процентов рабочих было
сконцентрировано в Будапеште, в то время, как в
некоторых провинциальных городах совсем не было
промышленности. Широкая индустриализация страны
могла начаться лишь после освобождения страны в
1945 году, когда крупная промышленность перешла
из рук капиталистов в собственность
народно-демократического государства. В 1946
году были национализированы шахты и крупнейшие
предприятия тяжелой промышленности, в 1948 году
предприятия с числом рабочих свыше 100, в 1949
году — с числом рабочих свыше 10. Страна
вступила на путь социалистического планового
хозяйства. Первый трехлетний план (1947—1949)
был выполнен за два года и пять месяцев. В
течение выполнения первого трехлетнего плана был
почти полностью восстановлен причиненный войной
ущерб, было заменено разрушенное вследствие
военных действий оборудование, были заложены
основы выполнения первого пятилетнего плана
(1950—1954), явившегося начальным периодом
социалистической индустриализации страны.
К концу
первого трехлетнего плана уровень производства
венгерской промышленности по сравнению с 1938
годом возрос приблизительно на 30 процентов. В
результате выполнения пятилетнего плана уровень
1938 года был превзойден в три раза. Вследствие
индустриализации большую часть национального
дохода страны дает уже промышленность. В 1955
году национальный доход составил 93 миллиарда
форинтов, из которых промышленность дала 52
миллиарда.
Число рабочих
возросло с 721 тысячи в 1938 году до 1 миллиона
191 тысячи в 1957 году, причем число
фабрично-заводских рабочих возросло более, чем в
два раза: с 332 тысяч до 735 тысяч. Рабочие и
служащие, занятые в социалистическом секторе,
составили на 1 января 1957 года 54 процента
всего трудящегося населения. Вместе с этим
венгерская промышленность, представлявшая до
войны систему многих тысяч небольших
предприятий, выросла в развитую крупную
промышленность. Более половины рабочих занято на
предприятиях, где работает свыше тысячи человек
и четвертая часть рабочих — на предприятиях с
числом от 500 до 1000 человек. Строительная
промышленность, являвшаяся раньше по существу
ремесленной и объединявшая в 1940 году примерно
91 тысячу рабочих, к 1956 году выросла в крупную
отрасль промышленности, объединяющую 300 тысяч
рабочих.
Успехи,
достигнутые в развитии венгерской промышленности
после освобождения страны, привели к тому, что в
то время, как 20 лет тому назад 70 процентов
экспорта страны составляли сельскохозяйственные
продукты, сырье и полуфабрикаты, в настоящее
время свыше половины экспорта составляют станки
и другие промышленные изделия. Около 45
процентов продукции молодого венгерского
инструментального машиностроения экспортируется.
Венгерское приборостроение приобрело всемирную
известность в течение нескольких лет. Венгерские
автобусы можно встретить во многих странах от
Египта до Китая.
Венгерские
геофизические приборы используются на
отдаленных материках. К новейшим достижениям
венгерской промышленности можно отнести мост
через Нил и электростанцию у Хелуана,
трубопрокатный завод, строящийся в Китайской
Народной Республике. По рекам Советского Союза
курсирует большое количество грузовых и
пассажирских пароходов венгерского
производства.
Большую роль в
столь быстром развитии венгерской
промышленности сыграла помощь, оказываемая
Венгрии через Совет Экономической взаимопомощи
братскими народами социалистического лагеря.
Решающее значение сыграла помощь со стороны
Советского Союза. Тяжелая промышленность бедной
основным сырьем Венгрии могла развиваться при
помощи советского сырья; по советским чертежам
и с помощью советского оборудования был построен
Дунайский металлургический комбинат, были
реорганизованы Диошдьёрский и Оздский
металлургические заводы. Значительное число
новых предприятий легкой промышленности,
например, Сегедский текстильный комбинат
оборудованы советскими машинами. Советские
заказы дали возможность целому ряду отраслей
промышленности Венгрии перейти на серийное
производство. Так, например, вследствие крупных
советских заказов Будапештский судостроительный
завод имени Георгиу-Деж мог перейти на серийное
производство речных и морских судов.
Развитие
венгерской промышленности характеризуется
следующими показателями;
Наименование |
Единица
измерения |
1938 |
1957 |
Электроэнергия |
Мегаватт-час |
1 399
326 |
5
499
100 |
Уголь |
Тонна |
9 359
704 |
21 197
000 |
Нефть |
Тонна |
42 798 |
74 000 |
Сталь |
Тонна |
647
004 |
1 374
795 |
Хлопчатобумажные ткани |
1 000 м2 |
147
004 |
208
039 |
Шерстяные ткани |
1 000 м2 |
19 600 |
23 820 |
Кожаная обувь |
1 000
пар |
_____
* |
13 127 |
*Количество обуви,
выпускаемой до освобождения страны в основном
сапожниками-ремесленниками, не учтено.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЕНГРИИ
До
освобождения Венгрии территория страны — около
8,7 миллиона гектаров — была разделена между 1
миллионом 600 тысячами землевладельцев, причем
меньше 13 тысяч помещиков из их числа владели
больше половиной всей земельной площади. 30
процентов пахотной площади страны находилось в
собственности помещиков, имевших по 600 или
больше гектаров. В то же время на 72
процента-хозяйств приходилось около 10 процентов
всей земельной площади, и в этой категории
средняя площадь земельных «владений» была
значительно меньше одного гектара. При таком
распределении земельных наделов наряду с двумя
миллионами мелких землевладельцев в стране было
полмиллиона неимущих батраков и
сельскохозяйственных рабочих, живших в
неописуемой нищете.
Вековая мечта
венгерского трудового крестьянства — земельная
реформа — смогла осуществиться лишь после того,
как Советская Армия освободила венгерский народ
и уничтожила прежний господский строй. В 1945
году по инициативе Венгерской Коммунистической
партии был принят, а затем и осуществлен под ее
руководством закон о земельной реформе. По этому
закону 642 тысячи человек получили более 3
миллионов 200 тысяч гектаров земли.
В 1948 году в
венгерском сельском хозяйстве началось новое
крупное общественно-экономическое преобразование
— развернулось производственно-кооперативное
движение. Хотя осенью 1956 года силы
контрреволюции сделали все, чтобы использовать
ошибки, совершенные при развитии кооперативного
движения, и разрушить коллективные хозяйства,
кооперативное движение преодолело эти трудности;
весной 1958 года производственные кооперативы
вели хозяйство на 11,9 процента пахотной площади
страны. Вместе с государственными хозяйствами
почти на четвертой части пахотной площади страны
ведется крупное социалистическое хозяйство.
Венгерское сельское хозяйство было в прошлом
отсталым не только по своим производственным
отношениям, но и по способам обработки земли;
механизация его началась, по существу, лишь
после освобождения. В то время как в 1935 году
в стране
имелось 7014 тракторов и 6 889 тракторных
плугов, комбайнов и жнеек-сноповязалок не было
совсем. В 1956 году в помощь крестьянству
работало уже 25 483 трактора, 21 845 тракторных
плугов, 2 269 комбайнов и 4 400 жнеек-
сноповязалок. В 1935 году на всю пахотную
площадь пришлось 43 520 тонн искусственных
удобрений, а в 1957 году — 357 223 тонн, причем
лучших по своему химическому составу; это
значит, что в прошлом году на один гектар
пришлось вдесятеро больше искусственных
удобрений, чем в 1935 году. За этот же период
орошаемые площади возросли более, чем в восемь с
половиной раз.
В области
растениеводства важнейшим продуктом в Венгрии и
поныне является пшеница, которая выращивается на
24—26 процентах пахотных площадей и ежегодный
урожай которой составляет 20—24 миллиона
центнеров. Пшеница растет на всей территории
страны. Зерно лучшего качества, с наибольшим
содержанием клейковины, получают в районе
средней Тисы и в Затиском крае. После пшеницы
важнейшая хлебная, культура — рожь. Рожь
производится в Венгрии на 8—10 процентах
пахотных площадей (главным образом на песчаных
почвах Ньиршега и в районах между Дунаем и Тисой.
Ежегодно в стране получают 5—7 миллионов
центнеров ржи. Из числа зерновых культур в
значительном количестве выращивается еще ячмень
(на 7—8 процентах пахотной площади, ежегодный
урожай — 6—8 миллионов центнеров) и овес (на
2—2,5 процента пахотной площади, ежегодный
урожай — 1,5—2,6 миллиона центнеров). Еще до
1945 года в Венгрии ставились успешные опыты
выращивания риса, но лишь после освобождения
были выведены оправдавшие себя, высокоурожайные
венгерские сорта. Посевная площадь риса за 12
лет возросла приблизительно в четыре раза, в
1957 году было получено более 850 тысяч
центнеров риса.
Среди кормовых
культур наибольшее значение имеет кукуруза,
представляющая собой важнейшую базу
животноводства страны. Посевная площадь кукурузы
достигает 20—22 процентов всей пахотной площади
страны, она производится во всех районах
Венгрии, но главным образом на юге и юго-востоке
страны. Урожайность кукурузы очень
неравномерная, в зависимости от условий погоды
страна получает от 12 до 32,3 миллионов
центнеров кукурузы в год. Специалисты сельского
хозяйства стараются добиться стабилизации
урожайности кукурузы, чему способствует
упорядочение водного хозяйства, повышение
плодородности почвы, применение гибридных семян.
Картофель
выращивается главным образом на севере страны,
где имеется больше осадков, и на песчаных
территориях. Посевная площадь картофеля занимает
4 процента всей пахотной площади, урожай
составляет около 12—27 миллионов центнеров в
год.
За последнее
десятилетие в большой мере увеличилось
производство технических культур. Например,
годовое производство сахарной свеклы с 10
миллионов центнеров повысилось до 20 миллионов
центнеров, а посевная площадь подсолнечника
выросла по сравнению с довоенным уровнем в
двадцать раз, урожай его достигает 2—3 миллионов
центнеров. В Венгрии производится также
значительное количество льна и конопли.
Успешно
развивается животноводство. В то же время, как в
феврале 1935 года на 100 кадастровых хольдов (1
хольд=0,57 га) приходилось 14,5 голов крупного
рогатого скота, 35,5 свиней и 11 овец, в марте
1957 года на такую же площадь приходилось 15,7
голов крупного рогатого скота, 39,9 свиней и
14,9 овец. В результате улучшения ветеринарной
работы и расширения ветеринарной сети повысился
уровень венгерского животноводства; в последние
годы в стране совершенно исчез целый ряд
эпидемических заболеваний скота.
Сельскохозяйственное отделение Академии наук
Венгрии, Аграрный университет, ветеринарный,
лесной, виноградарский и другие различные
научно-исследовательские институты и опытные
хозяйства, целый ряд государственных хозяйств
занимаются в Венгрии проблемами развития
растениеводства и животноводства и воспитывают
тысячи ученых, исследователей н
специалистов-практиков. Десятки тысяч работников
сельского хозяйства на специальных курсах
изучают проблемы, связанные с их работой, чтобы
в результате достижений науки, техники и
практической работы сельское хозяйство страны
давало все больше продовольствия и сырья
населению и промышленности страны, а иностранным
покупателям — продукты венгерского сельского
хозяйства.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ВЕНГРИИ
Венгерское
народное искусство прошло долгий исторический
путь развития, в течение которого сложились
определенные черты декоративного искусства,
общие для всех районов
страны.
Отличительным
признаком этого общенационального стиля является
орнамент, изображающий растения, главным образом
цветы. Предпочтение отдается розам, тюльпанам,
гвоздикам и ландышам. Все это воспроизводится
часто на сплошном фоне из листьев. Встречается
также орнамент с изображением птиц. Все узоры
отличаются чередованием объемных композиций. и
мелких украшений, что создает приятное
впечатление. Характерной особенностью
венгерского народного искусства является
пристрастие к определенным цветам, например, ко
всем оттенкам красного цвета в то время, как
некоторые цвета, например, желтый и фиолетовый,
почти не применяются.
Тематические
изображения можно встретить чаще всего в резных
работах. Помимо бытовых сцен, они изображают
героев освободительных войн и народных
мстителей, так называемых «бетьяров».
Гончарное дело
Гончарное дело
относится к наиболее разнообразной и богатой
отделочными деталями отрасли венгерского
народного искусства. В средние века
изготовлялась простая, лишенная узоров посуда
разной формы, глазированная, и то не всегда,
лишь изнутри. В XVI веке на венгерских гончаров
оказали значительное влияние высокая техника и
декоративность искусства хабанов (секты
«перекрещенцев»), бежавших в то время из Тироля
в Венгрию, а также богатая орнаментами и
красками работа турецких гончаров. Только с
конца XVIII и начала XIX веков крестьяне начали
пользоваться разноцветными, узорчатыми глиняными
сосудами. Но постепенно кустарное гончарное
производство не выдержало конкуренции с
фабричной посудой и стало по всей стране
приходить в упадок. Гончары
или
себе
другое ремесло или в своей работе стали
потакать
мелкобуржуазным вкусам. В настоящее время
гончарное искусство во многих районах Венгрии
снова стало возрождаться.
Крупнейшие
центры гончарного искусства в Венгрии были
расположены на Большой Венгерской низменности.
До начала XIX века гончары большей частью не
глазировали посуду, а полировали ее до блеска
кремнем. Такая гончарная посуда производилась в
Надудваре и в Мезётуре. Более 400 гончаров
работали в городе Ходмезёвашархей, они
изготовляли преимущественно тарелки и блюда, а
также одноцветные зеленые водочные бутыли.
Особенно
красивые гончарные сосуды изготовлялись в
Мезёчате — городе, расположенном в северной
части Большой Венгерской низменности. Здесь
производились глиняные сосуды в форме
человеческой головы, так называемые кружки
«Мишка», своеобразно и красиво разукрашенные.
В этих местах
украшения на посуду наносились с помощью
«красильной кружки» — глиняного прибора,
снабженного гусиным пером, а в северной части
низменности — кистью расписывали посуду в
городах Дьёндьёш и Пасто. В городе Шарошпатак (в
Северо-восточной Венгрии) производились сосуды с
радужным орнаментом на светлом или темном фоне.
Среди
гончарных центров Трансданубии следует особо
отметить район Шаркёз на Дунае. При изготовлении
посуды здесь большей частью предпочитали яркие
цвета на темном фоне в виде узоров из цветов:
тюльпанов, шиповника и роз. Иногда применялся
узор, изображающий птиц.
В последнее
время гончарное искусство стало быстро
развиваться в селе Мадьярсомбатфа, и эта
местность занимает сейчас одно из первых мест
среди гончарных центров Трансданубии.
Резьба
В Венгрии нет
такого района, где не занимались бы резьбой.
Ворота домов, заборы, оконные наличники,
различная домашняя утварь и даже ярма и грабли
богато украшаются резным орнаментом.
Резьбой больше
всего занимаются пастухи. Кость и рог служат
основными материалами пастушьего резного
искусства. Большая часть употребляемых пастухами
предметов: посох, кнутовище, черенок ножа,
зеркало, бритвенный ящичек, посуда для питья,
свирель, чубук изготовляются из дерева и
украшаются орнаментами. Бокалы, питьевые рога и
футляры для точильных брусков производятся из
рогов, причем их естественная форма сохраняется.
Мебель
Наиболее
красивая крестьянская мебель производится на юге
Трансданубии. Она часто раскрашивается
сине-черными красками. В северных районах страны
мебель изготовляется высокой и узкой формы. Ее
украшает разнообразная и оригинальная резьба.
С XVIII века
столярным делом стали заниматься в Венгрии
повсюду, но наибольшего развития оно достигло в
районе города Калеча. Мебель здесь украшается
такими же узорами, как и стены домов.
Ткачество
До конца
прошлого столетия венгерские крестьяне
изготовляли холст вручную, женщины обучались
искусству прядения и ткачества еще в юные годы и
вместе с матерями готовили себе приданое.
В настоящее
время крестьянки производят узорчатые ткани и
толстый грубый холст. Узорчатые ткани весьма
разнообразны; полотенца и покрывала окаймлялись
одной или несколькими красными полосами. В
горной области, населенной палоцами, на севере
Венгрии, распространено льноводство и в связи с
этим — ткачество. Здесь не только постельное
белье, но и одежда часто украшается пестрой
каймой. В районе Шаркёз издавна производят
красивые самодельные ткани. Здесь как-то
по-особенному делают наволочки и скатерти, на
которых часто встречается узор — пара голубей
под звездным небом. Кроме упомянутых двух
важнейших центров ткачества, этим производством
занимаются во многих других местах страны.
Вышивка
Форма и
орнамент кустарных вышивок более разнообразны,
чем на кустарных тканях. В венгерском
вышивальном искусстве необходимо различать два
вида вышивок: вышивку, которая наносится на
ткань, и вышивку, которая наносится на готовую
меховую одежду. Последний вид вышивки делается
мужчинами-скорняками и представляет собой
совершенно своеобразную отрасль венгерского
народного искусства. Куртки, похожие на
пелерину, и шубы из овчины или бурки (последние
называются «сюр») украшаются часто многоцветными
вышивками.
Вышивка на
тканях делается для постельного белья, платков,
длинных рубах и передников.
Зарождение
вышивального искусства в Венгрии относится к
концу XVII века. Первые мастерицы вышивки
хлопчатобумажной нитью появились в городах
Ходмезёвашархей и Орошхаза. Они делали узорчатые
прошивки для наволочек на подушки. Эти же
вышивки шерстью известны в западной Трансданубии
и в районе городов Дьёр и Шопрон, где ими
украшались кромки постельного белья. В этих
местах была также распространена вышивка
наволочек рельефным швом и крестиком.
Оригинально выполняются украшения на головных
платках из белого тюля; на такой платок нашивают
аппликации, вырезанные из белого тонкого
полотна.
В районе
Шаркёз делаются интересные вышивки на
погребальных подушках. Узоры их схожи с
венгерскими вышивками XVI и XVII веков.
Удивительно разнообразны узоры чепцов,
выполняемые обычно белыми нитками по черному
фону. Этот вид вышивки сравнительно недавно стал
применяться для украшения скатертей различных
размеров, которые находят спрос среди городского
населения.
В последнее
время в районе города Калоча стали вышивать
цветной гладью. Ее краски насчитывают 22
оттенка. Многоцветной гладью стали вышивать и в
селе Шиоагард. Здесь ею украшают женские платья.
Вышивки
палоцев характерны своей простотой. Раньше у них
была распространена вышивка крестом, а за
последнее время стала больше применяться ручная
гладь. Палоцы вышивают главным образом
передники; белые передники — красной и синей
хлопчатобумажной нитью, а темные передники —
многоцветной шерстяной и шелковой нитью.
За границей
наиболее известна вышивка жителей города
Мезёкёвешд, так называемых «матьо». Прежде
вышивкой здесь окаймлялось постельное белье;
узоры, в основном букеты цветов, вышивались
красными и синими нитками. Во второй половине
прошлого столетия стало заметно проявляться
влияние многоцветного скорняжного вышивального
искусства: кроме постельного белья, стали
вышиваться мужские рубашки и передники, на
которые наносились многоцветные варианты
цветочных узоров.
Национальные костюмы
Еще во второй
половине прошлого столетия в Венгрии повсеместно
носили национальные костюмы. Однако к концу
столетия во многих районах страны национальную
одежду носить перестали. Венгерская национальная
одежда очень разнообразна, поэтому обобщающую
характеристику ее дать очень трудно. Но мы все
же попробуем наметить ее основные штрихи.
Как
правило венгерские девушки-крестьянки
ходят с непокрытой головой — раньше они
носили венец. Женщины же покрывают
голову платками или ходят в чепцах.
Прежде девушки и женщины носили рубахи с
широкими рукавами из кустарного или
фабричного холста или шифона; сверху
рубахи надевался лиф, а на плечи
накидывался платок. В холодную погоду на
девалась шерстяная куртка, а зимой —
куртка из овчины. По верх юбки
подвязывался передник. Из обуви
предпочтение от давалось сапогам. В
некоторых местах носили туфли. Ботинки
стали носить лишь в XX веке.
Мужские рубахи
и широкие штаны, называемые «гатья», шились из
холста. Рубаха богато украшалась вышивками,
особенно свадебные рубахи. Праздничные «гатья»
кроились иногда в 10—12-кратную ширину и
собирались в сборку. Но постепенно по всей
стране «гатья» заменили узкие, суконные брюки.
Новый мужской костюм состоял из узких
брюк-галифе, жилет без рукавов и куртки. Шился
он большей частью из синего или черного
фабричного сукна. Мужчины зимой на голове носили
высокие, остроконечные бараньи папахи, летом —
войлочные шляпы. На ногах в большинстве районов
носили сапоги, а летом, во время жатвы — лапти.
В венгерском
национальном костюме очень распространена одежда
из овчины. С большим искусством ее изготовляли
скорняки, но примитивным способом и пастухи
умели обрабатывать овечьи шкурки для кроя.
Основными видами национальной одежды из овчины
являются: похожая на пелерину шуба (бунда),
полушубок (кёдмён), кожаные жилет и брюки и
баранья папаха (кучма). Самая ценная одежда —
это шуба, надежная защита от непогоды для
пастуха.
В
овцеводческих районах была в свое время широко
распространена одежда, изготовляемая из
толстого, грубого сукна и в первую очередь
пастушеская шуба — «сюр». Еще в прошлом столетии
такие шубы носили по всей стране. В настоящее
время «сюр» можно увидеть очень редко.
На Большой
Венгерской низменности, за исключением пастухов,
полного национального костюма почти никто не
носит, хотя в пусте Хортобадь и в других
скотоводческих районах по одежде еще можно
узнать и различить пастухов (гуйяш), табунщиков
(чикош), овчаров (юхас) и свинарей (канас).
В районе
Северной Венгрии, населенном палоцами,
национальные костюмы имеют широкое
распространение.
К красивейшим
национальным костюмам и в настоящее время можно
отнести обычное платье жителей Надьлоц, Холлокё
и Римоц. Эту группу национальных костюмов
характеризует простота. В селах Казар и Вижлаш
выделяется богатая женская одежда. В
окрестностях Шальготарьяна женская одежда
представляет собой смесь национальной и
городской одежды.
Многоцветная
одежда женщин «матьо» с удлиненным покроем
принадлежит к красивейшим венгерским
национальным костюмам. Удлиненную форму костюма
подчеркивает и остроконечный чепец и узкий
строгий передник. Для мужской рубахи
отличительным признаком являются цветные
вышивки, украшающие ворот, грудь и длинные,
широкие рукава рубах. Вышивкой украшают и
мужские переднички. Национальную одежду в этих
местах в настоящее время носят только женщины в
возрасте старше 40 лет и лишь иногда некоторые
молодые девушки. Мужчины после первой мировой
войны почти совсем отказались от национального
костюма и надевают его только в праздничные дни.
Один из самых
богатых и красивых женских национальных костюмов
можно увидеть в придунайском районе Шаркёз.
Девушки и женщины здесь носят платья из тяжелого
броката (парчи) или же из тонких прозрачных
тканей, украшенных тюлем и кружевами. Недалеко
от Шаркёза в селе Эршекчанад женщины носили на
шее еще и монисто из серебряных и золотых монет
или из многоцветных стеклышек, а также другие
ювелирные изделия.
В отличие от
пышных костюмов в селе Шаркёз, в отдельных
районах Трансданубии долгое время преобладали
белый цвет и простые линии. В этих областях
прежде белый цвет был цветом траура. Пожилые
женщины постепенно одежды из синей материи
заменяли материей белого цвета.
Распространение городской одежды не означает
полного вымирания национальных костюмов. Эти
костюмы в настоящее время играют новую роль: по
всей стране распространяются народные танцы и
молодежь при исполнении этих танцев одевается в
соответствующие национальные костюмы.