Казань. Петропавловский собор

 

IMG_6006


Кажется, у меня еще ни разу не было повода написать целый самостоятельный пост, посвященный одному конкретному зданию. Но в Казани я в один момент понял, что пора это исправить, ведь случай предоставился исключительно достойный. Имя ему - собор святых апостолов Петра и Павла, стоящий на улице Мусы Джалилия "над Бауманкой", в паре минутах ходьбы от главной туристической улицы столицы Татарстана.

Я даже не знаю, с чего здесь стоит начать. Одним, емким словом - меня это зрелище впечатлило. Но для введения, как всегда, немного предыстории.
На улице Мусы Джалиля (которая улицей Мусы Джалилия стала только после революции, а до этого звалась Петропавловской) почти что с года взятия Казани Иваном Грозным стояла деревянная церковь, освященная в честь двух Первоверховных апостолов. А ныне существующий громадный собор своим названием (отчасти), а главное - появлением обязан императору Петру I. За годы своего правления он бывал в Казани трижды - а в последнее из посещений города, в 1722 году, царь справлял здесь свой 50-й день рождения. В тот раз он останавливался у местного богатого купца Михляева, и после отъезда императора он решил в благодарность за оказанное доверие и отданные в управление мануфактуры воздвигнуть рядом со своим домом грандиозный собор в ознаменование государева визита. По совпадению, он тоже стал Петропавловским, но теперь такое посвящение было, конечно, не случайным.
Невиданное по масштабам сооружение было готово уже спустя четыре года, и в 1724 году собор был освящен. Чуть позднее рядом была возведена колокольня, потом собор прирос боковым северным приделом, пережил еще несколько реконструкций, которые в целом не затронули его внешний вид. После революции собор продолжать действовать дольше всех остальных городских церквей (кроме одного единственного храма на Арском кладбище), и к концу 30-х годов его приходская община объединила в себе почти всю православную Казань. Но в 1939 году и Петропавловский собор был закрыт: его здание (естественное, после обязательного обряда разграбления и осквернения фамильных склепов) использовалось под что попало: был здесь и непременный архив, и музейные мастерские, и мини-ДК, и даже планетарий некоторое время действовал. В 1989 году церковь получила собор, но в совершенно убитом состоянии: где куска кровли не хватало, где кирпичи стали выпадать, где своды пошли трещинами из-за вырезанных связок. Тем удивительнее, что сейчас вид собора (с учетом его почтенного возраста) оставляет почти исключительно приятные впечатления, ну а некоторые запущенные детали - это, как мне кажется, даже добавляет солидности любому собору подобных масштабов. Что особенно радует - это то, что у меня нет никаких причин добавлять сюда революционные фотографии. Не изменилось почти буквально ничего - так, по мелочи, но хуже однозначно не стало.
Масштабы, конечно, совсем исключительными назвать нельзя: высота как собора, так и колокольни составляет примерно по 50 метров (немало, конечно), но узкие соседние улицы и еще более скромный церковный двор возводят ощущение громадности в квадрат. Здесь будет непривычно много вертикальных фотографий: взять собор в высота на горизонтальной ориентации физически невозможно, а он того стоит.

Вот, кстати, единственная фотография всего ансамбля сразу. Вблизи собора просто нет таких ракурсов, откуда можно заснять все и сразу.
IMG_6089

Прежде чем углубляться в фотопоток... Выскажусь, все же, и об этой великолепной архитектуре, хотя и не гарантирую, что не наговорю фактических глупостей.
Так вот. По первым ощущениям, собор лет на 200 старше реально приписываемого ему возраста. Но это именно на первый взгляд: вблизи, при ближайшем рассмотрении, становится прекрасно видно, что перед нами чистейший образец русского барокко рубежа 17-18 веков, больше тяготеющий именно к второй половине петровского правления. Это очень русское и очень барокко, ни дать ни взять.
Почему барокко? - думаю, прекрасно понятно и видно.
Почему именно русское, без привязки к барокко? - здесь не столь очевидно. Думаю, дело в традиционных и относительно простых русских формах, в какой-то близкости и понятности. Это гораздо лучше можно увидеть, чем об этом прочитать
IMG_6015

Принято считать, что главные шедевры русского барокко были созданы в Москве - думаю, значительная доля правды в этом есть, хотя утверждать такие вещи однозначно тоже несправедливо. Русскому барокко повезло за годы своего существования расползтись по стране и даже обзавестись местными особенностями - их столько, что даже перечислять не имеет смысла. Но для себя я бы выделил три однозначных шедевра русского барокко за МКАДом в провинции, причем ни один из них не может иметь преимущества перед другим - настолько они разные и одновременно похожие. Первые два - строгановские шедевры: собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (очень меня в свое время впечатливший) и гораздо менее известный Введенский собор аж в Сольвычегодске (куда я очень надеюсь добраться). А третий - Петропавловский собор в Казани. Для Казани, да что там - для Поволжья здание экстраординарное, тем удивительнее, что в программу большинства однодневных экскурсий по городу он не входит, а найти магнитик с его изображением - целая история. Но мы гуляли сами, поэтому я мог осматривать собор со всех сторон сколько угодно и в свое удовольствие
IMG_6059

Фактически здесь не один собор, а сразу две церкви и четыре престола. Нижний ярус окон принадлежит, соответственно, нижнему храму Сретения Господня, а верхние два яруса и восьмерик - это уже верхний храм в честь апостолов Петра и Павла. Я заходил вовнутрь, но там не фотографировал: во-первых, интерьеры собора мало отличаются от его экстерьера (наверху даже стены выполнены в том же стиле), хотя внизу темнота, синий свет в окнах (на фото видны выложенные синим стеклом кресты) очень добавляют собору таинственности. Во-вторых, в это время в храме велась служба. Людей было немного - прихожан в сумме раза в два меньше, чем священнослужителей и участников церковного хора, но в центральной части Казани (самой большой по площади и самой маленькой по населению), да еще и по соседству с Бауманкой, где жилых домов вообще почти нет, да еще и при предельной концентрации в этом районе действующих церквей - это вполне объяснимо.
Войти в верхний храм можно только с довольно высокой террасы (не знаю, уместен ли здесь термин "гульбище"?), куда ведут сразу две лестницы. Со стороны улицы наверх ведет более узкая и крутая, зато там, у дверей верхней церкви - на редкость красивое место. Пол этого солидного гульбища находится на уровне крыш соседних домов, там гуляет ветер, а ощущения от простого стояния на гульбище - странным образом запоминающиеся. Фотоаппарат из рук просто выпускать не хотелось: то одно окно покажется чем-то красивее предыдущего, то новый орнамент на карнизах, но очередная цветочно-ягодная вязь на наличниках, то изразцы. Жаль, что настенные внешние иконы гораздо выше.
IMG_6021

IMG_6022

IMG_6025

Фасады, одним словом, потрясающие
IMG_6050

IMG_6056

IMG_6007

А детали впечатляют еще сильнее. Собственное, ими мне Петропавловский собор и показался особенно богатым, хотя без таких форм подобное убрнство было бы не к месту. Все тут сложилось как надо
IMG_6011

IMG_6016

IMG_6014

IMG_6046

В отличие от резьбы по камню и лепнины, металлический внешний декор смотрится по меньшей мере оригинально. Не знаю, почему, но мне очень приглянулась небогатая, но пышная "металлорезьба" (чего стоят только эти букеты цветов на углах!), а пошарпанный листовой ангел на углах крыши создает редкое ощущение еще большей многоплановости. По нему легко сказать, что ангел-то - дореволюционный, но не знаю, так это или нет. А вот иконы, думаю, да - при этом они тоже должны были быть написаны на листовом железе. Вот ведь какие вещи попадаются.
IMG_6006

Даже крест тут  - для Поволжья на редкость пышный
IMG_6042

Обойти собор можно только со стороны апсиды. Здесь она традиционно трехчастная, но имеет не мнее обычное (во всяком случае, для Казани точно) "раздвоение" средней апсиды. Честно говоря, даже не берусь предположить, чем это может быть вызвано
IMG_6069

IMG_6067

IMG_6068

С противоположной от улицы стороны собора обнаружилась пространная аутентичная лестница. Точнее, когда-то улица была именно с этой стороны, но со временем проход перекрыла новая застройка, а вот лестница - осталась. Даже гульбище с этой стороны как бы немного огибает основной объем, удлиняя путь от лестницы до входа в верхний храм. Очень интересный и красивый подход.
IMG_6070

IMG_6077

Слева от лестницы - весьма органичный придельный пристрой, тоже, как и храм, двухэтажный. Оба престола освящены в честь икон: нижний - "Неопалимая купина", верхний - "Живоносный Источник".
IMG_6083


IMG_6085

IMG_6031

IMG_6030

Колокольня - тоже громадная и красивая, да еще и с часами
IMG_6020

IMG_6084

На этом я, пожалуй, и закончу. В следующей части - о долгой и тяжелой дороге на драконову гору
 

К оглавлению