В Казани каждый горожанин без труда узнает этот собор Петра и Павла среди других городских храмов. Он стоит в пятёрке самых посещаемых достопримечательностей. Однако не все знают архитектуру в таких подробностях. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!
Повторять в сотый раз то, что написано о Петропавловском соборе в сети мне кажется лишним: парой тычков курсором любой может получить общие сведения об этом соборе. Но Петропавловский собор в Казани интересен в немалой степени росписью внешней поверхности своих стен, на которых уместилось множество св. икон. Сейчас от всего былого богатства осталось немного, при ремонтах и «реставрациях» (из которых подлинно научной была лишь одна и та 120 лет назад) количество икон неуклонно уменьшалось. И можно часами терзать интернетовские поисковики, но так и не узнать, сколько и каких икон было на этом великолепном здании. Поэтому я решил дать несколько сокращенную выдержку из книги настоятеля собора протоиерея Петра Малова «Летопись Петропавловского собора города Казани».
Петропавловский собор в Казани после его реставрации в 1889 -1890 гг.
Ограда.
Фундамент
каменный из кирпича, в нижней части своей
облицован белым опоковым камнем, а в верхней
части идут углубления в форме равносторонних
четырехугольных окошечек, окрашенных в
зеленую краску, обрамленных красками в три
линии: желтую, красную и желтую, и имеющих в
средине круг с желтыми по красному полю
радиусами, а над сими окошечками из-под
карниза спускаются кронштейны из белого
камня, наподобие серег, с зубцами внизу их.
Столбы и решетка на этом фундаменте
железные.
Решетка довольно высокая ( 2 арш. 8 с
четвертью вершка в высоту), красивая с
мелким узором. Столбы есть та же, только
узкого полотна, решетка, возвышающаяся
несколько над оградною решеткою или,
правильнее, четырехсторонняя рама,
объединенная по внутренним сторонам своим,
боковым и нижним, узорчатой, наподобие
решетки, каймой и заканчивающаяся вверху еще
более узорчатым полукружием с тремя на нем
равноконечными крестиками. На эти рамы
обратной стороной своей опираются святые
иконы, поставленные на фундаменте ограды,
ликом на юг, и написанные на отдельных
цинковых листах в рост человека. 8 икон по
числу рам для них в решетках ограды. На
вратах 9-я икона Благовещения, написанная на
цинковых листах.
Стены.
Стены желтые. По карнизу в восьмиграннике проведены параллельные линии: грубо-желтая, голубая, красная, светло-желтая, темно-желтая и зеленая. По карнизу и под карнизом четырехсторонника проведены линии красная, грубо-желтая, голубая, зеленая, светло-желтая, красная, опять зеленая, бледно-желтая, красная, голубая. Большие зубцы под карнизом окрашены в поперечном направлении белой, зеленой, красной, бледно-красной, голубой, красной, красно-желтой, зеленой краской. На меньших зубцах краски: зеленая, красная, желтая. Пилястры покрашены масляной краской грубо-желтой. Четырехсторонние колонны по две враз на углах зеленой масляной краской. На подножиях их краска грубо-желтая, зеленая, синяя и на двух поперечных линиях – коричневая.
Крыша.
Ряд
четырехугольников окрашен кубовой краской, а
другой ряд зеленой и так по всей крыше.
Такая раскраска произведена с дозволения
Московского археологического общества. На
крыше четырехсторонника железные висячие
подзоры в форме мелкорешетчатой каймы. По
углам фигуры ангелов на железных
листах, в правой руке держащих крест, в
левой – хартию (3 арш. в высоту и 1
арш. и 6 вершков в ширину). Поверх
крыши третьего яруса на восьмистороннике при
каждой грани его поставлено по пуку
искусственных из железа цветов в форме астр,
каждый пук вставлен в железную, в форме
срезанного сверху шара, баночку, разрезанную
вертикально на четыре частию.
В каждой грани этого восьмистороннего
фонаря, составляющего третий ярус, этаж же
четвертый, поверх крыши при краях ее и
именно в середине и в направлении широты ее
поставлено по одному, сквозного узора из
железа, украшению в форме перевившихся между
собою широковетвистых трав и перевившихся
так, что образуют из себя узорчатый
шестиконечный крест, а под ним узорчатую
гору.
Главки.
Первая сверху главка собора покрыта гладким железом в форме четырехсторонних наискось положенных черепиц. Первая главка и шейка под ней покрыта краской кубовой, подзор под главкой и узор на шейке вызолочен.
Порядок размещения св. икон.
В восьмигранной шейке под второй сверху маковкой:
Восток: арх.
Михаил
Юго-восток: арх.Гавриил
Юг: арх.Рафаил
Юго-запад: арх. Уриил
Запад: арх.Салафиил
Северо-запад: арх. Иегудиил
Север: арх.Иеремиил
Северо-восток: арх. Варахиил
(как они изображаются см. «Богослужение
православной церкви», СПб., 1866, стр. 254,
255)
В восьмигранном фонаре – третьем ярусе храма:
А. Вверху над
окнами и под верхним на стене карнизом:
Восток: апп. Тимофей, Пармен, Прохор,
Никанор
Юго-восток: апп. Сила, Онисифор, Флегонт,
Климент
Юг: апп. Петр, Павел, Матфей, Иуда Яковлев
Юго-запад: Иаков Зеведеев, Фаддей, Андрей,
Фома
Запад: Анания, Иаков брат Господень,
Варфоломей, Филипп
Северо-запад: Иосия (Иустин), Симон Кананит,
Клеопа, Варнава
Север: Матфей, Марк, Иоанн, Лука
Северо-восток: Иаков Алферов, Тимон, Симон
сродник Господень, архидиакон Стефан
Б. В восьмиграннике под окнами. Под каждым окном три иконы.
Восток: в
середине Преображение Господне, справа
беседа Господа с самарянкой, слева бегство
Иосифа в Египет с Божией Матерью и
Предвечным Младенцем
Юго-восток: в середине Воскресение Христово,
справа Святое Семейство, слева исцеление
Павлом и Иоанном хромого от рождения
Юг: в середине Богоявление, справа Иисус
Христос в пустыне, слева проповедь Иоанна
Крестителя к народу
Юго-запад: в середине Благовещение, справа
прибытие ап.Павла в Рим, слева явление
Христа Марии Магдалине
Запад: в середине Успение Божией Матери,
справа ап.Павел сбрасывает с руки в огонь
ехидну, слева пророк Моисей видит неопалимую
купину
Северо-запад: в середине Сретение Господне,
справа избиение Иродом младенцев в Вифлееме,
слева явление Бога Аврааму у Дуба
Мамврийского
Север: в середине введение во храм Божией
Матери, справа хождение Иисуса Христа по
водам, слева свв. Владимир и Ольга
Северо-восток: в середине Рождение
Богородицы, справа видение Иаковом лествицы,
слева проповедь Петра к народу иудейскому
после сошествия Св. Духа на апостолов
В. Сверх сего окно с восточной стороны на восьмиграннике заложено кирпичом с сохранением, однако, по четырем сторонам его украшений и на месте его поставлена икона на железном листе высотой 3 и ¾ арш. и шириной 2 аршина без вершка. На иконе Божия Матерь с Младенцем, сидящем на престоле в облаке и окруженным св. чудотворцами Николаем, Гурием, Варсонофием, Германом. Господь Иисус Христос изображен правой рукой благословляющим, а в левой руке держащим свиток и державу за верхнюю часть ее.
На четырехстороннике – втором ярусе храма:
А. На востоке
над алтарем в середине Рождество Христово (
2 арш. 3 верш. В высоту, 1 арш. 7 верш. В
ширину).
Вправо 5 икон:
1.Волхвы перед Иродом
2.Коронование Божией Матери
3. Свидание Божией Матери с Елизаветой
4. Иисус Христос призывает Петра и Андрея
следовать за Ним
5. Св. Жены-Мироносицы
Влево 5 икон:
1.Сошествие Св.Духа
2.Явление в саду Ангела св.прав.Анне –
матери Пресв.Девы Марии
3. Обращение Савла на пути в Дамаск
4. Явление Ангела во сне Иосифу
5.Беседа Иисуса Христа с Никодимом.
Б. На юге
между окнами первый ряд икон: в середине
Знамение Божией Матери, вправо поклонение
волхвов, влево явление Ангела пастырям.
Под сими иконами второй ряд икон между
окнами. В середине св.ап.Иаков брат
Господень, вправо Василий Великий, влево
Иоанн Златоуст
В.На север.
Первый ряд икон между окнами: вверху в
середине взятие Божией матери на небо,
вправо праведные Иоаким и Анна и Захария,
влево Воздвижение Креста Господня.
Под сими иконами второй ряд икон между
окнами: в середине Ев.Марк, направо
св.Григорий Богослов, налево св.Григорий
Двоеслов.
Г.На западной стороне четырехсторонника икон не представлено
Иконы на
восьмигранной шейке все, в восьмигранном
фонаре все, а внизу не все, а только
двунадесятых праздников и икона Рождества
Христова над алтарем в четырехграннике
исполнены живописцем Ив.Никиф. Хрусталевым,
мещаном СПб. Губернии г.Царского Села,
учащимся в 3 классе Академии Художеств.
Прочие иконы живописца Серг.Алексеев.
Киселева, мещанина Московской губернии
Дмитровского уезда Сергиева Посада,
учащегося в 4 классе Московского училища
живописи, ваяния и зодчества.
Размеры икон:
А. Иконы Св.Ангелов на восьмигранной шейке
под маковкой:
2 арш. 11 ¾ верш. на 15 ½ верш.
Петропавловский собор стоит того, чтобы
потратить полчаса на изучение его истории.
Лучше всего в сети она изложена
здесь.