Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Ленинская дамба - на месте Кизической

 
 
Дорога на старом фото, по которой едет автомашина - это фрагмент старой дамбы.

      В Казани дамбы являются настолько приметным  элементом городской инфраструктуры, что упоминаются в поэмах весьма известных авторов («По дамбе над Волгой, по дамбе над спящей Казанью…» – писал Евгений Евтушенко в поэме «Казанский университет»). Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

      Необходимость строительства дамбы сначала для того, чтобы обеспечить сообщение города с отстоящей на несколько верст от него Волгой и её пристанями, была осознана давно, но первая дамба (Адмиралтейская) была сооружена лишь к 1843 году.

      Второй по времени сооружения была Кизическая дамба. Неурожай начала 1890-х гг. вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань. Для помощи голодающим были организованы так называемые «общественные работы». В число таких работ вошло строительство Кизической (названной по монастырю в заречной слободе Казани) дамбы: правительство выделило 43 тыс.руб., недостававшие 10 тысяч ассигновал город. Только при строительстве Кизической дамбы город получил постоянный мост через Казанку под Кремлем.

      В XIX веке не было недостатка в проектах создания глубоководного порта в Казани, иной раз даже развертывались работы по сооружению гавани, но они прекращались по разным – финансовым или техническим – причинам.

Современный вид Ленинского моста и дамбы до реконструкции, начатой в 2010 году

      В начале XX века была построена так называемая Новая дамба от Волги до Ново-Татарской слободы и на этом гидротехнические работы в городе приостановились, чтобы возобновиться уже в начале 1950-х годов, когда началось сооружение Куйбышевского гидроузла на Волге. Комплекс этих работ получил название инженерной защиты Казани. Строительство сооружений инженерной защиты г.Казани осуществлялось с 1953 по 1964 гг. в связи с заполнением Куйбышевского водохранилища.

  В состав комплекса сооружений инженерной защиты входят:

  • защитные дамбы (Волжская, Южная, Верхне- и Нижне-Заречные, Портовая, Федосеевская) и 2 плотины (Верхняя и Нижняя) – 25,2 км;
  • закрытые горизонтальные дрены – 7,2 км;
  • открытые дрены – 30,9 км;
  • 7 насосных станций общей производительностью 70 тыс.куб.м/час.

      В ходе работ по инженерной защите Казани русло Казанки в самом нижнем её течении было изменено: часть его была отсечена и превратилась в искусственную старицу в Кировском районе города. Тогда же было образовано новое устье Казанки – под мостом на Кировской дамбе.

      А мосты на Ленинской и Кировской дамбах были открыты в октябре 1957 года. Остатки старой Кизической (Ленинской) дамбы можно видеть с западной стороны новой Ленинской дамбы, старая дамба идет ниже вдоль новой.

 

Смотрите также: