Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Дворец – не дворец

 

В Казани дом, в котором ныне расположен Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, обычно зовется дворцом Сандецкого, хотя это не дворец и не Сандецкого.

Решение о строительстве служебной квартиры командующего войсками Казанского ВО было принято Военным министерством еще в 1902 году, когда Сандецким в Казани и не пахло. Годом окончания постройки следует считать 1907-й: приказанием Окружного штаба № 7 за 1907 год «О передаче в ведение Казанской инженерной дистанции заведывания домом Командующего войсками» дом переводился с баланса Строительной комиссии на баланс инженерной дистанции (это что-то вроде нынешней квартиро-эксплуатационной части – КЭЧ).

Принято отчего-то  полагать, что автором проекта был архитектор К.Мюфке (незадолго до кончины Карл Людвигович составил список своих построек – дома командующего в нем нет) , хотя ни единым  документом это не подтверждается.

Точно также ничем не подтверждается и предполагаемое авторство Ф.Амлонга (Гипотезу об авторстве Амлонга высказал  покойный отставной авиаштурман и замечательный человек Алексей Андреевич Григорьев. Основанием послужило сходство навершия амлонговской постройки – нынешнего Дома композиторов – с навершием дома командующего. Но основание слабое – можно привести десятки, если не сотни, схожих наверший – тогда почти все так строили, по одним и тем же архитектурным альбомам.).

Здание строилось за счет сумм Военного министерства, имевшего в своем составе превосходных архитекторов, и почти  наверняка именно одному из них принадлежит проект особняка. Сейчас в этом   здании – музей изобразительных искусств, и недельная командировка его сотрудника в Российский Военно-исторический архив могла бы внести в этот  вопрос давно чаемую ясность.

Вот биографическая справка о генерале, с именем которого связано здание:

Сандецкий   Александр   Генрихович  (1851 — 1918), генерал-майор (1897), в 1895 — 1899 гг. начальник штаба войск Забайкальской области. В 1899 — 1904 гг. командир 1-й бригады 15-й пехотной дивизии, с 1904 г. генерал-лейтенант, начальник 34-й пехотной дивизии, в  октябре принял командование Казанским военным  округом, находясь в этой должности был произведен  в 1910 году в  генералы от инфантерии.  В 1911 году был переведен сначала в Петербург на должность члена Совета Военного министерства, а затем в Москву на должность командующего войсками Московского военного округа. В 1915 — 1917 гг. вновь командовал Казанским военным округом. В мае — ноябре 1917 г. находился под арестом.

Войсками Казанского округа А.Сандецкий командовал не очень долго – он был  переведен в Петербург, где состоял членом Совета Военного министерства. Назначенный вскоре командующим Московским военным округом, он был  переведен на ту же должность в Казань, что было явным унижением. Если  верить воспоминаниям Брюса Локкарта, причиной перевода была нелюбовь к  Сандецкому императрицы: немке было крайне неприятно, что поляк Сандецкий  не скрывал своих антинемецких взглядов.

Стремление к  строгому воинскому порядку порой переходила у Сандецкого в ничем не оправданную жестокость и самодурство, ставшее легендой… Был без суда расстрелян чекистами в Москве в 1918 году. Жена пережила мужа почти на тридцать лет и похоронена на русском участке греческого кладбища в египетской Александрии в 1947 году.

В доме командуещего войсками Казанского военного округа поначалу разместили административные учреждения, но потом отдали под противотуберкулезный диспансер. Позже, когда на основе картинной галереи Государственного музея ТАССР был создан Музей изобразительных искусств, этому музею было передано здание на углу улиц К.Маркса и Комлева.

 

Дом для генерала Сандецкого

Одно из красивейших зданий Казани, в котором находится Музей изобразительных искусств, казанские старожилы зовут по старинке дворцом Сандецкого. При этом многие не знают, что это был за человек. Вот какие сведения мы нашли о нем в историко-краеведческих источниках.

В красивом особняке на Грузинской улице, построенном в стиле романтического модерна предположительно по проектам двух известных казанских архитекторов – К.Мюфке и Ф.Амлонга, жил командующий войсками Казанского военного округа Александр Генрихович Сандецкий. (Казань стала центром военного округа в 1864 году).

Дом генерала Сандецкого сегодня. Сейчас в нем находится Музей изобразительных искусств

Здание было построено специально для генерала Сандецкого и его семьи. Деньги на строительство выделило Военное министерство Российской империи. Особняк составлял  комплекс с флигелем и парком и выделялся пышностью и точной стилизацией барочного декора.

Александр Генрихович происходил из знатного польского рода коштеляна-германофоба Сандецкого. В звании генерал-лейтенанта он прибыл в Казань в 1907 году из Москвы, где командовал гренадерским корпусом. До этого был начальником штаба Карской крепости, генерал-губернатором Екатеринославской губернии.

В 1912 году Сандецкий был переведен в Петербург, где в разгар Первой мировой войны состоял членом совета Военного министерства. Потом его назначили командующим Московским военным округом. Но вдруг в 1915 году Александр Генрихович снова возвращается в Казань на прежнюю должность, что выглядело явным карьерным понижением. Если верить воспоминаниям современников, причиной перевода была нелюбовь к Сандецкому супруги царя Николая II – Александры Федоровны: ей, немке по рождению, было крайне неприятно, что поляк Сандецкий не скрывал своей нелюбви к ее соотечественникам.

В 1901 году Сандецкий стал генералом от инфантерии. Неизвестно, как сложилась бы его карьера, если бы не две революции – сначала Февральская, а затем и Октябрьская. 4 марта 1917 года Александр Генрихович был арестован. Существовала «особая комиссия по расследованию деятельности генерала Сандецкого и других». Сведений о том, как ему жилось после этого, как у него сложились отношения с новой властью, мы не нашли. Татарский энциклопедический словарь сообщает, что умер Александр Генрихович в 1918 году.

Естественно, Советская власть лишила Сандецкого роскошного жилища и имущества. Во время Гражданской войны особняк подвергался неоднократным разграблениям. А потом в нем открыли… туберкулезный диспансер.

С 1967 года во дворце Сандецкого находится Государственный музей изобразительных искусств РТ.

Дом Генерала Сандецкого(дореволюционное фото)

Дом Генерала Сандецкого(дореволюционное фото)Дом Генерала Сандецкого(дореволюционное фото)

В 1967г. Государственный музей изобразительных искусств РТ пережил второе рождение. Он переехал в тщательно отреставрированное, расположенное в центре города здание - бывший дворец командующего Казанским военным округом генерала А.П.Сандецкого.
Здание долгие годы хранило тайну своего возникновения. 23 мая 1903г. в газете «Волжский вестник» (№110) промелькнуло сообщение, что « в течение нынешнего лета будет преступлено к постройке дома для командующего войсками КВО на приобретение для этой цели от госпожи Безобразовой большом месте на Грузинской улице, в лучшей части города. Здание окончательно спроектировано и по смете обойдется в 200000 рублей, считая обстановку, на которую ассигновано 50000. Работы, вероятно, будут окончены к осени 1904года...»

Здание музея

Здание музея

До этого времени почти все командующие снимали дома частных владельцев, в основном, на Грузинской улице - близкой к Арскому полю, где проходили строевые занятия войск Казанского гарнизона. Очень долгое время нас интересовал вопрос -кто же архитектор особняка?
В изданной в дореволюционное и советское время, краеведческой литературе (последний раз в книге 1982г. «Казань в памятниках истории культуры») упоминалось имя Карла Людвиговича Мюфке и год 1906. Это имя впервые появилось в книге Дульского «Казань в ХIХ столетии» (К. 1943г.) и никем не было опровергнуто . Время постройки у него не было названо.
Еще в 1987г. казанские архитекторы А.П.Григорьев и Г.Бакунин взялись за разгадку авторства и даты возведения нашего здания. Год постройки они установили быстро 1906г. (по «Адресной книжке г. Казани» за 1906г.). Они просмотрели дела в нашем Национальном архиве, но никаких документов не нашли. Здание строилось военным ведомством, а дел этого ведомства не оказалось. В архиве есть личное дело Мюфке, но в нем наша постройка не числится.

Дом союза композиторов РТ

Дом союза композиторов РТ

Григорьев и Бакунин обратили внимание на один особняк, очень похожий на наш. Находится он на улице Лобачевского, 10 (сейчас в нем находится Союз композиторов РТ). После реконструкции его стало очень хорошо видно. Они усмотрели в нем большое стилистическое сходство двух зданий - их облик и образное решение

Фрагмент здания Музея ГМИИ РТ

Фрагмент здания Музея ГМИИ РТ

1.Фасады имеют выступающий ассиметричный объем с шатровым завершением с
характерным рисунком кровли (косыми линиями) и декоративным шпилем, рисунок
парапетов с вазами.
2.У обоих зданий характерные крупные арочные проемы в выступающей части
объема и повторяющийся прием - сгруппированные три окна.
3. Чувствуется' одна рука и в прорисовке декоративных архитектурных деталей
(оконные замки, рустовка).
Итак, кто же автор?
В материалах Национального архива исследователи нашли документы, из которых узнали, что это особняк. Марии Ивановны Подуруевой, урожденной Стахеевой, а архитектор - Амлонг.

Ограда главного здания музея (решетка чебаксинской работы)

Ограда главного здания музея (решетка чебаксинской работы)

Его полное имя - Федор Романович Юлиус-Адольф Фридрихович Амлонг, он родился в 1875г. Время смерти неизвестно. Учился в Петербургской АХ (1897- 1900г.г.). За проект гостиницы-санатория получил звание художника-архитектора. Приехал в Казань еще при Мюфке, который был одно время директором и преподавателем в КХШ. Амлонг стал преподавать в КХШ и строить дома в Казани, в 1902г. утвержден вторым городским архитектором (из известных строений - Дом Шамиля (вместе с Рушем), где сейчас музей Г.Тукая).
По мнению упомянутых выше исследователей, архитектором нашего здания также является Ф.Р.Амлонг. Имя его уже внесено в новую книгу 1993г. «Татарстан. Памятники истории культуры» под № 868 Дом командующего ВО 1906г. архитектор Ф.Р.Амлонг.

 

 

 Интерьеры музея

Интерьеры музея

Интерьеры музея (лестница на второй этаж)

Интерьеры музея (вход на чердак)

Лестница на второй этаж

Залы музея

Вход на чердак

 

Кроме диспансера в доме Сандецкого размещены: санитарный музей, центральная школьная амбулатория, малярийный пункт, ночной санаторий на 25 коек. В 1927г. на основании постановления Горсовета от 4 мая был произведен ремонт, где террасу сделали солярием, во дворе покойницкую, из подвала вынесли кухню в каменные службы.

Но вот совсем недавно от одного казанского краеведа мы узнали, что существовали готовые архитектурные альбомы, которыми пользовались провинциальные архитекторы. На их основании они составляли свои проекты и привязывали их к месту, и что Амлонг или какой-то другой архитектор мог воспользоваться такими же чертежами. Строил же здание военный инженер казанской военной дистанции капитан Паррот.

Это имя мы услышали от одной старейшей посетительницы музея. Так что вопрос об архитекторе здания остается открытым, не доведенном до конца. В начале октября 1997г. мы послали еще один запрос в Московский Всероссийский архив, но требуемыми сведениями они не располагают. Поиски продолжаются. Как утверждают казанские издания – особняк построен в 1906г. для командующего КВО генерала Сандецкого. Но в 1906г. им был другой человек - Иван Алексеевич Карас (адресная книга Казани 1906г.). Значит, здание строилось для него, и он прожил какое-то время в нем?

Сандецкий же прибыл в Казань в 1907г., сменив Карасса. Почему же здание связывают только с Сандецким? Вероятно потому, что он прожил в нем около 7лет (1907-1912г.г.;1915-1917г.г.)

В Доме Советов №1 находился президиум Казанского городского исполнительного комитета. Что было потом со зданием - неизвестно. Но в архиве здравоохранения нам удалось найти документы, из которых стало ясно, что в 1924г. в здании уже размещался туберкулезный диспансер. Здание находилось почти на окраине города, где воздух для больных этой болезнью был чистым, поэтому здесь и была открыта эта больница, В отчете туберкулезного диспансера №1 за 1924г. главный врач писал: «В настоящее время открываются богатейшие перспективы, - Центральный диспансер переведен в великолепный заново отремонтированный и приспособленный особняк-дворец (бывшего главнокомандующего Сандецкого).

 

Смотрите также: