Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Адмиралтейская слобода

 

«…Быстроходный, как птица летящая»

           ОТ НАСАД И УЧАН ДО "ОРЛА" И "ГОРОДА КАЗАНИ"
      До недавнего времени история создания второго в России — Казанского адмиралтейства мало освещалась в печати и была оторвана от истории создания и развития торгового и военного флота булгар — предков казанских татар. В год 300-летия военно-морского флота России ради объективной оценки и более полного освещения этого периода в истории Татарстана уместно сказать о нем более подробно.
      Волжская Булгария имела свой торговый и военный флот. Сразу вспоминается "Великий шелковый путь", где булгары осуществляли проводку судов с товарами иноземных купцов вверх и вниз по Волге. О наличии такого флота говорят и другие исторические сведения. Во время голода 1024 года на Руси булгары посылали в Суздаль большую флотилию судов с зерном, а Никоновская летопись рассказывает, что в 1229 году перед нашествием монголов, когда на Руси начался голод, булгарский князь послал великому князю Юрию Всеволодовичу хлеб на 30 судах. В 1467 году, когда Касим хан при поддержке большой русской силы предпринял поход на Казань, на противоположном берегу Волги близ устья Свияги их встретил казанский хан Ибрагим с многочисленным войском, прибывшим туда на судах. В летописях так и говорится: "татарове казанские пришли на них (на русских и Касима) в судах" и на берег вылезли "из судов", "татарове вышли из судов", "татарове из Казани выеховша в судах многих" и т.п. А через два года военная флотилия татар разгромила под Казанью большое войско устюжан, прибывшее на судах по Вятке и Каме. По сообщению русских же летописей, устюжане, перепрыгивая с одних судов на другие, вышли на берег и убежали. Отметим, что татарские военные суда участвовали почти во всех последующих битвах при отражении нападений врага на ханство.
      В "Сказании о царстве Казанском" рассказывается о царице Сююмбике, которая на ханском судне направляется 11 августа 1551 года из Казани в Москву.
      "...И ввели ее в струг приготовленный Быстроходный, как птица летящая Весь украшенный златом и серебром Посреди было место царицыно..."
      Уже в IX века Волжская Булгария была крупным торговым центром. Булгары очень рано стали играть ведущую роль в торговом обороте между народами Севера и Юга, Востока и Запада. Поэтому они и имели большой торговый флот.
      Сегодня считается, что строительство судов под Казанью началось в конце XIV века, когда Казань становится столицей Казанского ханства, и что именно в это время в излучине левого берега реки Казанки было основано село лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров Бишбалта. Но сегодняшние археологические раскопки в Казанском кремле дают основания предположить, что Казань основана в XII веке, и высказывается гипотеза, что поселение, давшее начало городу, было основано в XI веке. Необходимо так же обстоятельно, как это сделано в археологических раскопках в кремле, провести раскопки на территории бывшего села Бишбалта. Можно предположить, что первоначальное поселение Казань было основано как охранный и наблюдательный пункт села Бишбалта, где строились торговые и военные суда булгар.
      В месте, где было заложено село Бишбалта, находилась большая бухта — залив Волги, в которой стояли многочисленные торговые и военные суда. Именно здесь, где были прекрасные дубовые и сосновые леса, казанцы строили свой торговый и военный флот. Казанцы называли суда насадами, учанами и ладьями. Если нужно было везти зерно, соль и другие сыпучие грузы, использовали насады, когда надо было везти текстильные, меховые изделия, товар грузили на учаны. Учаны — это суда средних размеров. В случае необходимости их использовали для перевозки воинов. Чаще всего приходилось охранять купеческие суда, направляющиеся вверх по Волге, Оке, Каме и Вятке. Ладьи — это мелкие суда. В устьях мелководных рек на них перегружали товары с насад и учан и везли вверх по течению. Таких судов очень много ходило по Казанке и Свияге. Насады, учаны и ладьи передвигались по речной глади с помощью парусов. Когда возникала необходимость, употребляли и весла.
      Давно существовавшее в Казани, а еще ранее в Булгаре речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I. Он знал, что не только речные, но и большие суда строились в Казани.

Петрушин разъезд. Катер Казанской судоверфи. 1940 г.

      В год создания адмиралтейства в Адмиралтейской слободе проживало более 600 работных людей. Помимо этого к адмиралтейству были приписаны десятки тысяч работных людей из крестьян разных национальностей: татары, чуваши, мари, русские, удмурты, которых называли "лашманами" (от голландского слова, означающего "тесальщики"). Они рубили столетние дубы, мачтовые сосны, доставляли возы с солью, которую загружали в канал. Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, приходилось заготавливать в лесах, расположенных за десятки верст, и сплавлять по рекам к Казани. Лашманами отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они вынуждены были заготавливать лес безвыездно по полгода и больше. При наборе лашманами на полгода в деревнях брали по одному пешему и лошадному от девяти крестьян, при наборе на год — двух пеших и одного лошадного от 25 крестьян. За крещеных крестьян эту повинность несли некрещеные. В середине XVIII века из 45 тысяч крестьян, закрепленных за адмиралтейством, 37 тысяч составляли татары. В 1767 году из 66 тысяч лашманов 45 тысяч были татарами.
      Царская администрация не освобождала семьи лашманов от ежегодных подушных податей, а самим лашманам не платила ни копейки, причем одеждой, продуктами, инструментами, фуражом и амуницей для лошадей они были обязаны обеспечивать себя сами.
      Только в 1757 году ввели плату лошадному крестьянину зимой — 8 копеек, летом — 10 копеек за день, пешему — 5 копеек. Сотни лашманов гибли от холода и под упавшими стволами, калечились во время работы. Из десяти человек восемь навсегда становились инвалидами.
      Именно в это время под Казанью быстро уничтожались леса. Ученый Гмелин, проезжая в 1734 году по Сибирскому тракту, на 18-й версте от Казани въехал в дубовый лес, который тянулся на 34 версты. Возвращаясь из Сибири по той же дороге через 5 лет, Гмелин весьма удивился, встретив под Казанью на месте громадного леса чистое поле.

Казанская судоверфь.
1920 - 1922 гг.

Первые пять кораблей, построенных в адмиралтействе, были выведены в Балтийское море, среди них и "Город Казань", а затем восемь судов для азовского флота.
      После ликвидации адмиралтейства в Казани осталось только правление корабельных лесов да небольшая рота рабочего экипажа из десяти человек с целью охранения судоходства от разбойных нападений. Был продан в частные руки и пумповый завод.

      Труд лашманов не пропал, конечно, даром. Это они построили адмиралтейство, отправляли тесаный лес сухопутным путем, реками и каналами в Санкт-Петербург, это они создавали военный русский флот. В течение почти целого века адмиралтейство являлось крупнейшей крепостнической мануфактурой государственного масштаба.
...Когда-то в угаре строительства нового мира отменили названия Адмиралтейская, Бишбалтинская, площадь Адмиралтейская. Осталось только название маленькой станции "Адмиралтейская" на пути следования пригородных электричек. Думается, пришло время возвращать городу истинные, данные при рождении имена его улиц. Ведь это наша история, наша память, наша культура. А в Казани стоило бы широко отметить 300-летие военно-морского флота России, ведь она внесла большой вклад в его становление и развитие.

 

 

Как перестали стесняться капитаны Первые речные училища на Волге

Флаг на корабле «Принцесса Анна» об истории кораблестроения в Казани

Под парусами волжской бригантины об истории кораблестроения в Казани и Адмиралтейской слободы

Дом в конце Кривого переулка  об истории жизни Казанских слобод

Татарские рассказы о старой Казани татарские народные предания об истории Казани

"Откуда есть пошла Адмиралтейская слобода..."  История Казанской Адмиралтейской слободы (XVIII-XIX вв.)

Фотографии Адмиралтейской слободы в наши дни